Иерархия учреждений обслуживания

(ступенчатый принцип организации обслуживания населения)

1. Учреждения эпизодического пользования (театры, зоопарк, ипподром, цирк, администрация города и др.), размещаются в центре или пригороде (рис. 83).

2. Учреждения периодического пользования (торговые центры, спортивные комплексы, кинотеатры и др.), размещаются в общественных центрах планировоч- ных районов (рис. 83).

3. Учреждения повседневного пользования (детские сады, школы, предприятия общепита, магазины, ап- теки и др.), размещаются в непосредственной близо-

сти от жилья (рис. 83). Рис. 83

Определение: принцип микрорайонирования основан на объединении жилых образований вокруг учреждений повседневного обслуживания, формировании устойчивого сообщества жителей («соседства»), создании безопасной и комфортной среды проживания.

Принцип микрорайонирования широко применяется в градостроительной практике с середины ХХ в., в настоящее время значительная часть жилых территорий крупных городов представлена микрорайонами (рис. 84-85).


Рис. 84. Проект поселка Краснообск.

Селитебная зона поселка состоит из трех микрорайонов скомпонованных вокруг общественного центра


Рис. 85. Группа микрорайонов в п. Краснообск, НСО, вид из космоса


В микрорайоне исключается транзитное движение транспорта, формируется преимущественно пешеходная среда.

Краткая история термина «микрорайон».

В конце XIX в. в крупных городах промышленно развитых стран сложилась неприемлемая санитарно-гигиеническая (экологическая) ситуация. Большая часть населения проживала в жилых кварталах с очень высокой плотностью застройки, жилье не проветривалось и не инсолировалось. По мере роста численности населения и уплотнения застройки условия проживания все более ухудшались (рис. 88-90).


Рис. 86. Застройка Берлина, конец XIX в.


Рис. 87. Проектное предложение по застройке жилого

квартала в Нью-Йорке, начало ХХ в.


Рис. 88. Современные примеры «сплошной» застройки жилых районов.

Рис. 89. Кошелев-проект (он же микрорайон «Крутые Ключи») в Самаре


В начале XX в. происходит активный поиск новых путей и форм развития города («город-сад»), в том числе и поиск новых приемов и принципов организации жилого пространства на разных уровнях от жилого дома («дом-машина для жилья») до жилого района, города, системы расселения.

Как альтернатива периметральной застройке кварталов с глухими дворами-колодцами архитекторами был предложен прием строчной застройки (рис. 91), а позже - принцип свободной планировки (рис. 92-94).

Рис. 91. Строчная застройка, Франкфурт-на-Майне, архитекторы Э. Май, Г. Бем, В. Швагеншайдт, Маутнер, 1929 г.

Рис. 92. Застройка жилого района Барселоны, арх. Л.Х. Серт 1933-35 гг.

Рис. 93. Жилой район, арх. Ф.Л. Райт


Рис. 94. Жилой район г. Мо, арх Ле Корбюзье, 1955-1960 гг.

Начало повсеместного применения принципа «микрорайонирования» в СССР произошло в 1960-е гг. Этот период связан с началом масштабного строительства и применением индустриальных методов домостроения. Первые серии типового жилья практически не оставляли возможности для творческого поиска в формировании городского пространства и на долгие годы предопределили образ жилых районов многих советских городов и городов мира (рис. 96, 97).

Рис. 96. Барселона, Испания Рис. 97. Застройка, характерная для многих городов СССР

Впоследствии была увеличена этажность типовых секций, разработаны угловые и поворотные секции, что несколько расширило и обогатило профессиональный инструментарий архитектора.

Несмотря на ограниченные возможности архитекторы в СССР и за рубежом продолжали творческий поиск. Средствами выразительности выступали: применение разноэтажной застройки, пластика линии застройки, пластика земли и использование рельефа, суперграфика и др. (рис. 98-102).



Рис. 98. Жилой район

«Куртилиер» в г. Бубиньи

(Франция), арх. Айлауд


Рис. 99. Микрорайон в г. Эребро (Швеция), арх. Экхольт и Вайт


Рис. 100. Микрорайон в г. Эребро (Швеция), арх. Бакстрем и Рейниус, 1950 г.



Рис. 101. Микрорайон

«Лаздинай», г. Вильнюс 1970-е гг., арх. В. Чеканаускас, В. Бредикис, В. Бальчюнас, Г. Валюшкис


Рис. 102. Жилой район Нантерр, арх. Э.Айо, худ. Ф.Риети, Париж


Планировочная организация микрорайона

Планировочное решение микрорайона зависит от целого комплекса факторов: положение в городе, природно-климатические условия, рельеф и его ориентация, социально- экономическая и демографическая ситуация и др.

Микрорайон в функционально-планировочном и композиционном решении должен рассматриваться как составная часть общего замысла пространственной организации жилого района или всего города. В микрорайоне также принято выделять несколько ступеней или уровней организации застройки (рис. 103).

Рис. 103. Ступенчатый принцип организации жилой застройки:

а – группа домов; б – жилой квартал; в – микрорайон


Основной целью планировочной организации микрорайона является создание комфортной и безопасной среды проживания. Отсюда следует ряд задач: формирование выразительного образа, создание полноценной системы обслуживания, разведение пешеходного и транспортного движения, защита дворовых пространств от шума, озеленение территории и др. (рис. 104).

Рис. 104. Теоретическая схема планировочной организации микрорайона

В микрорайонах предусматривают систему пешеходных путей, состоящую из основных пешеходных дорог и подходов к зданиям. Эта система должна связывать по кратчайшим расстояниям жилые группы с остановками общественного транспорта, общественными центрами, местами хранения автомобилей и другими объектами массового тяготения. Основные пешеходные дороги стараются обособить от улиц и проездов (рис. 105).


Жилой район «Ле Мирай» в Тулузе, арх.

Кандилис, Вудс, Жозик, 1961 г.


Жилой район «Ле Мирай», сеть улиц пешеходного движения


Рис. 105. Пример разведения пешеходного и автомобильного потоков в микрорайоне


Система транспортного обслуживания играет важную роль в органичном соединении основных функциональных зон микрорайона и состоит из разветвленной сети проездов и подъездов к домам, школам, детским садам, общественным центрам. Элементы улично- дорожной сети в микрорайоне подразделяются на категории: жилые улицы (по наружному контуру красных линий), проезды, пешеходные дороги, прогулочные и велосипедные дорожки.

Систему проездов проектируют таким образом, чтобы исключить транзитное движение. С целью ограничения грузового движения гаражи и магазины размещаются по периферии микрорайона вблизи общегородских улиц. Система внутренних проездов может проектироваться по тупиковой, кольцевой, петельной и смешанной схемам (рис. 106).

Рис. 106. Варианты организации транспортных проездов в микрорайоне


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: