Тема 10. Центр города

Функции и размещение общественного центра. Планировочная организация городских центров. Компактный, линейный, расчлененный центр. Пространственная композиция общегородского центра. Понятие ансамблевости. Освоение подземного пространства. Вертикальное зонирование

Определение: общественный центр города – средоточие общественной жизни населения города, агломерации.

Общественная жизнь города связана с формированием системы административно- деловых учреждений, объектов культурно-бытового обслуживания. Территория центра наиболее интенсивно освоена с более высокой плотностью улично-дорожной сети, здесь наибольшее разнообразие и высокий уровень концентрации функций (рис. 114).

Рис. 114. О. Манхеттен, общественный и деловой центр Нью-Йорка

Структура общественных центров зависит от величины города, его роли в системе расселения и его функционально-планировочной организации (рис. 115). В крупных и крупнейших городах, а также в городах с расчлененной структурой общегородской центр, как правило, дополняется подцентрами городского значения. В малых городах и сельских


поселениях, как правило, формируется единый компактный общественный центр, дополняемый объектами повседневного пользования.

Рис. 115. Центр города на 170 тыс. жителей

Особенность центра крупнейшего города состоит в том, что он работает на обслуживание не только города, но и агломерации в целом, выполняет функцию межселенного обслуживания и организуется с учетом тяготеющего к городу-центру населения.

В городах формируется система общественных центров (рис. 116), включающая общегородской центр, центры планировочных районов (зон), жилых и промышленных районов, зон отдыха, торгово-бытовые центры повседневного пользования, а также специализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и др.).

Рис. 116. Система общественных центров, г. Москва

По функциональному содержанию общественные центры бывают:

монофункциональные (специализированные) - рекреационные, спортивные, образователь- ные, лечебно-оздоровительные деловые и др.

полифункциональные (многофункциональные) - обеспечивают комплексное обслуживание территориальных единиц города. Полифункциональными являются общегородские центры, центры планировочных районов, жилых районов.

Основные требования к планировочной организации центра

1) Транспортная доступность центра (удобная связь с селитебной территорией города).

2) Размещение объектов центра в пешеходной доступности от остановок обществен- ного транспорта (200 м).


3) Исключение транзитного транспортного движения через центр, прежде всего грузового.

4) Организация системы пешеходных связей, связывающая все функциональные зоны и элементы центра и предусматривающая непрерывность пешеходного дви- жения (двухуровневые переходы, пешеходные улицы, площади и т. д.).

5) Ансамблевость застройки, комплексность и преемственность архитектурно-пла- нировочного развития.

Территорию центра формируют участки общественных зданий, пешеходные пути, маги- страли, озелененные территории, площади и стоянки. Оптимальным считается, когда до 50% территории центра занимают открытые пространства. В целом территория общегородского цен- тра составляет на одного жителя 3 -5 м2 (без учета спортивных сооружений).

Организация пешеходного движения и формирование взаимосвязанной системы пешеходных пространств и озеленения являются приоритетными при реконструкции центральных районов. Формирование пешеходных улиц или даже пешеходных зон х арактерно для многих исторических городов (рис. 117-120).

Рис. 117. Берлин Рис. 118. Екатеринбург Рис. 119. Москва

Рис. 120. Проектная организация пешеходного пространства по ул. Ленина в Новосибирске, материалы конкурсного проекта НГП, рук. М.Р. Колпакова

Различают компактные, линейные и расчлененные (пространственно развитые) центры.


Компактный центр. Характерен для малых и средних городов. Простейший тип компактного центра – пешеходная площадь, застроенная по периметру. Общей чертой компактных центров является объемно-про- странственное единство и несложная плани-

ровочная организация (рис. 121, 122). Рис. 121. Солигалич,

1781 г.


Рис. 122. Парк-Форест, США


Линейный центр. Как правило, форми- руется вдоль главной улицы или набережной (в курортных городах). Для линейного центра характерно островное размещение обще- ственных функций (рис. 123, 124).

Расчлененный центр. Характерен для крупных и крупнейших городов и представ- ляет собой сложную систему взаимосвязан- ных центров. Центральные, наиболее интен- сивно освоенные участки почти полностью заняты административно-общественными функциями. По направлению к периферии этого района эти функции размещаются, кон-


Рис. 123. Камбернолд, Рис. 124. Эрувиль, Франция

Великобритания


центрируясь вдоль транспортных магистра- лей, сохраняя отдельные участки жилья (рис.

125, 126).


Рис. 125. Развитие центра

Иркутска, (по Б.И.Оглы)


Рис. 126. Система

центра Новосибирска, перспектива


Центры многих крупнейших городов в процессе своего развития прошли путь от компактного (главная площадь) к линейному (главная улица) и далее трансформировались в пространственно развитую систему. Подобную эволюцию претерпел общественный центр г.Новосибирска.

Планировочная организация городского центра зависит от природно-климатических условий региона. Большинство городов формируется в непосредственной близости от рек. В суровых климатических условиях Сибири для обеспечения защиты от ветра с реки зимой целесообразно формирование главной улицы с системой площадей в глубине застройки (внесезонный центр), а также формирование сезонного (летнего) центра на набережной (рис.

127, 128).


Рис. 127. Предложения по развитию функционально-планировочной структуры и композиции Нижневартовска (закрытый конкурс), рук. Г. Туманик, 1981г., фрагмент макета


Рис. 128. ПДП центра Новосибирска (фрагмент), Новосибгражданпроект, 1973, рук. Б. Жеребятьев


В центральных районах исторических городов сосредоточено наибольшее количество объектов историко-культурного наследия, памятников архитектуры. В связи с этим на территории центров многих городов действуют ограничения на градостроительную деятельность, а реконструкция в условиях исторической застройки центра сопряжена с необходимостью проведения комплекса охранных мероприятий (рис. 129).


Рис. 129. Карта-схема территорий культурного наследия: центральная часть (фрагмент), материалы генерального плана г. Новосибирска 2008 г., СИАСК

В градостроительстве сложилось два противоположных отношения к исторической застройке:

- полное сохранение застройки, как ценной историко-культурной среды. В этом случае применяется: консервация, музеефикация, жесткое ограничение любой градостроительной деятельности. Подобный подход наиболее ярко реализуется во многих исторических городах Европы.

- игнорирование культурной ценности существующей застройки. При подобном подходе снос существующей застройки и новое строительство определяется или экономической целесообразностью (центры крупнейших городов США) или идеологическими целями (снос исторической застройки в городах СССР).

В мировой и отечественной градостроительной практике существует планировочный прием выноса деловых функций за пределы исторического центра, создание на относительно свободной территории нового делового центра - «сити». Наиболее ярким примером можно считать деловой район «Дефанс» в Париже. В начале XXI в. началось строительство московского «сити» (рис. 130-133).

Рис. 130. Макет нового деловой центра Рис. 131. Макет нового деловой центра

Парижа, «Дефанс» Москвы, фото 2006 г.

Рис. 132. Деловой центр Парижа, «Дефанс» Рис. 133. «Москва-сити», фото 2009 г.

В крупнейших городах главным элементом пространственной системы центров является общегородской центр – обширная по территории зона города, в пределах которой выделяется ядро центра с преобладанием административно-деловых функций. Основная часть уникальных объектов города также сосредоточена в ядре.

Как правило, ядро городского центра представляет собой архитектурно- градостроительный ансамбль главной площади города (рис. 134-137). Обычно в любом поселении выделяется главная площадь, главная улица, это наиболее знаковые и узнаваемые места, здесь происходят наиболее важные события, концентрируется общественная жизнь населения.


Определение: архитектурно-градостроительный ансамбль - гармоничное единство пространственной композиции, включающей здания, инженерные сооружения и зеленые насаждения (рис. 138, 139). Ансамбль часто включает произведения различных видов изобразительных искусств (монументальные или скульптурные композиции).

Рис. 138. Санкт-Петербург. Вид на Казанский собор.

Рис. 139. Санкт-Петербург. Вид на Исаакиевский собор.

Рис. Санкт-Петербург

Здание Сената и Синода

Рис. Санкт-Петербург. Улица Зодчего К. Росси.

Рис. Санкт-Петербург. Ансамбль Дворцовой площади.

Для формирования выразительного архитектурно-градостроительного ансамбля активно используются ландшафтные условия: рельеф, гидрография и др. Водоемы являются наиболее важным фактором, влияющим на архитектурно-художественную выразительность центрального ансамбля города (рис. 140-142).

Рис. Санкт-Петербург. Вид со спутника на центральную часть города

Рис. Санкт-Петербург. Стрелка Васильевского острова


Рис. 140. Центр г. Сиднея, Австралия


Рис. 141. Центр г. Скокгольма, Швеция


Рис. 142. Проект намывных территорий на Васильевском острове,

Санкт-Петербург, Россия


В условиях продолжающейся концентрации населения происходит интенсификация использования территорий, это особенно характерно для центральных районов крупных городов. Городское пространство развивается по вертикали вверх - в высоту и вниз - под землю (рис. 143). Одно из перспективных направлений в развитии градостроительства - это использование подземного пространства.

Рис. 143

Первоначально подземное пространство городов использовалось главным образом для прокладки инженерных коммуникаций (водопровод, канализация и др.) Важнейшим толчком в развитии подземной урбанистики явилось строительство в крупнейших городах мира метрополитена. Размещение новых транспортных линий под землей стало первым ответом на обострение транспортных проблем крупнейших городов.

С началом ХХ в. в градостроительстве начинается активный поиск путей дальнейшего развития города, появляется большое количество концептуальных предложений, в которых важнейшее место уделено освоению подземного пространства (рис. 144-147). В 1936 г. Основан журнал «Подземный мир», в 1937 г. – проводится первый конгресс по подземной урбанистике. Масштабы подземного строительства постоянно увеличиваются. В первую очередь под землей размещают сооружения инженерно-транспортной инфраструктуры – транспортные линии и автомагистрали, парковки, транспортно-пересадочные узлы и др.



Рис. 144. Улица будущего, 1916 г., Э.

Энар

Рис. 146. Подземная железнодорожная станция в Токио


Рис. 145. Многоярусные автодороги,

стоянки и учреждения обслуживания под руслом Сены, Париж, 1964 г., арх. П. Меймон

Рис. 147. Принцип использования подземного пространства (по Голубеву)


Причинами освоения подземного пространства можно считать:

• стремление к разуплотнению городских центров, к освобождению поверхности земли для пешеходов;

• недостаток свободных городских земель для нового строительства;

• необходимость реконструкции (развития) транспортной системы, разведение транспортного и пешеходного движения в разных уровнях;

• развитие системы обслуживания;

• увеличение количества транспортных средств и необходимость площадей для их хранения;

• развитие инженерного оборудования города;

• развитие строительных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: