Функции и размещение общественного центра. Планировочная организация городских центров. Компактный, линейный, расчлененный центр. Пространственная композиция общегородского центра. Понятие ансамблевости. Освоение подземного пространства. Вертикальное зонирование
Определение: общественный центр города – средоточие общественной жизни населения города, агломерации.
Общественная жизнь города связана с формированием системы административно- деловых учреждений, объектов культурно-бытового обслуживания. Территория центра наиболее интенсивно освоена с более высокой плотностью улично-дорожной сети, здесь наибольшее разнообразие и высокий уровень концентрации функций (рис. 114).
Структура общественных центров зависит от величины города, его роли в системе расселения и его функционально-планировочной организации (рис. 115). В крупных и крупнейших городах, а также в городах с расчлененной структурой общегородской центр, как правило, дополняется подцентрами городского значения. В малых городах и сельских
Рис. 115. Центр города на 170 тыс. жителей
Особенность центра крупнейшего города состоит в том, что он работает на обслуживание не только города, но и агломерации в целом, выполняет функцию межселенного обслуживания и организуется с учетом тяготеющего к городу-центру населения.
Рис. 116. Система общественных центров, г. Москва
По функциональному содержанию общественные центры бывают:
• монофункциональные (специализированные) - рекреационные, спортивные, образователь- ные, лечебно-оздоровительные деловые и др.
• полифункциональные (многофункциональные) - обеспечивают комплексное обслуживание территориальных единиц города. Полифункциональными являются общегородские центры, центры планировочных районов, жилых районов.
Основные требования к планировочной организации центра
1) Транспортная доступность центра (удобная связь с селитебной территорией города).
2) Размещение объектов центра в пешеходной доступности от остановок обществен- ного транспорта (200 м).
3) Исключение транзитного транспортного движения через центр, прежде всего грузового.
4) Организация системы пешеходных связей, связывающая все функциональные зоны и элементы центра и предусматривающая непрерывность пешеходного дви- жения (двухуровневые переходы, пешеходные улицы, площади и т. д.).
5) Ансамблевость застройки, комплексность и преемственность архитектурно-пла- нировочного развития.
Территорию центра формируют участки общественных зданий, пешеходные пути, маги- страли, озелененные территории, площади и стоянки. Оптимальным считается, когда до 50% территории центра занимают открытые пространства. В целом территория общегородского цен- тра составляет на одного жителя 3 -5 м2 (без учета спортивных сооружений).
Организация пешеходного движения и формирование взаимосвязанной системы пешеходных пространств и озеленения являются приоритетными при реконструкции центральных районов. Формирование пешеходных улиц или даже пешеходных зон х арактерно для многих исторических городов (рис. 117-120).
Рис. 117. Берлин Рис. 118. Екатеринбург Рис. 119. Москва
Рис. 120. Проектная организация пешеходного пространства по ул. Ленина в Новосибирске, материалы конкурсного проекта НГП, рук. М.Р. Колпакова
Различают компактные, линейные и расчлененные (пространственно развитые) центры.
ровочная организация (рис. 121, 122). Рис. 121. Солигалич,
1781 г.
Рис. 122. Парк-Форест, США
Линейный центр. Как правило, форми- руется вдоль главной улицы или набережной (в курортных городах). Для линейного центра характерно островное размещение обще- ственных функций (рис. 123, 124).
Расчлененный центр. Характерен для крупных и крупнейших городов и представ- ляет собой сложную систему взаимосвязан- ных центров. Центральные, наиболее интен- сивно освоенные участки почти полностью заняты административно-общественными функциями. По направлению к периферии этого района эти функции размещаются, кон-
центрируясь вдоль транспортных магистра- лей, сохраняя отдельные участки жилья (рис.
125, 126).
Рис. 125. Развитие центра
Иркутска, (по Б.И.Оглы)
Рис. 126. Система
центра Новосибирска, перспектива
Центры многих крупнейших городов в процессе своего развития прошли путь от компактного (главная площадь) к линейному (главная улица) и далее трансформировались в пространственно развитую систему. Подобную эволюцию претерпел общественный центр г.Новосибирска.
Планировочная организация городского центра зависит от природно-климатических условий региона. Большинство городов формируется в непосредственной близости от рек. В суровых климатических условиях Сибири для обеспечения защиты от ветра с реки зимой целесообразно формирование главной улицы с системой площадей в глубине застройки (внесезонный центр), а также формирование сезонного (летнего) центра на набережной (рис.
127, 128).
Рис. 128. ПДП центра Новосибирска (фрагмент), Новосибгражданпроект, 1973, рук. Б. Жеребятьев
В центральных районах исторических городов сосредоточено наибольшее количество объектов историко-культурного наследия, памятников архитектуры. В связи с этим на территории центров многих городов действуют ограничения на градостроительную деятельность, а реконструкция в условиях исторической застройки центра сопряжена с необходимостью проведения комплекса охранных мероприятий (рис. 129).
Рис. 129. Карта-схема территорий культурного наследия: центральная часть (фрагмент), материалы генерального плана г. Новосибирска 2008 г., СИАСК
В градостроительстве сложилось два противоположных отношения к исторической застройке:
- полное сохранение застройки, как ценной историко-культурной среды. В этом случае применяется: консервация, музеефикация, жесткое ограничение любой градостроительной деятельности. Подобный подход наиболее ярко реализуется во многих исторических городах Европы.
- игнорирование культурной ценности существующей застройки. При подобном подходе снос существующей застройки и новое строительство определяется или экономической целесообразностью (центры крупнейших городов США) или идеологическими целями (снос исторической застройки в городах СССР).
В мировой и отечественной градостроительной практике существует планировочный прием выноса деловых функций за пределы исторического центра, создание на относительно свободной территории нового делового центра - «сити». Наиболее ярким примером можно считать деловой район «Дефанс» в Париже. В начале XXI в. началось строительство московского «сити» (рис. 130-133).
Парижа, «Дефанс» Москвы, фото 2006 г.
В крупнейших городах главным элементом пространственной системы центров является общегородской центр – обширная по территории зона города, в пределах которой выделяется ядро центра с преобладанием административно-деловых функций. Основная часть уникальных объектов города также сосредоточена в ядре.
Как правило, ядро городского центра представляет собой архитектурно- градостроительный ансамбль главной площади города (рис. 134-137). Обычно в любом поселении выделяется главная площадь, главная улица, это наиболее знаковые и узнаваемые места, здесь происходят наиболее важные события, концентрируется общественная жизнь населения.
Определение: архитектурно-градостроительный ансамбль - гармоничное единство пространственной композиции, включающей здания, инженерные сооружения и зеленые насаждения (рис. 138, 139). Ансамбль часто включает произведения различных видов изобразительных искусств (монументальные или скульптурные композиции).
Рис. 138. Санкт-Петербург. Вид на Казанский собор.
Рис. 139. Санкт-Петербург. Вид на Исаакиевский собор.
Рис. Санкт-Петербург
Здание Сената и Синода
Рис. Санкт-Петербург. Улица Зодчего К. Росси.
Рис. Санкт-Петербург. Ансамбль Дворцовой площади.
Для формирования выразительного архитектурно-градостроительного ансамбля активно используются ландшафтные условия: рельеф, гидрография и др. Водоемы являются наиболее важным фактором, влияющим на архитектурно-художественную выразительность центрального ансамбля города (рис. 140-142).
Рис. Санкт-Петербург. Вид со спутника на центральную часть города
Рис. Санкт-Петербург. Стрелка Васильевского острова
Рис. 141. Центр г. Скокгольма, Швеция
Рис. 142. Проект намывных территорий на Васильевском острове,
Санкт-Петербург, Россия
Рис. 143
Первоначально подземное пространство городов использовалось главным образом для прокладки инженерных коммуникаций (водопровод, канализация и др.) Важнейшим толчком в развитии подземной урбанистики явилось строительство в крупнейших городах мира метрополитена. Размещение новых транспортных линий под землей стало первым ответом на обострение транспортных проблем крупнейших городов.
С началом ХХ в. в градостроительстве начинается активный поиск путей дальнейшего развития города, появляется большое количество концептуальных предложений, в которых важнейшее место уделено освоению подземного пространства (рис. 144-147). В 1936 г. Основан журнал «Подземный мир», в 1937 г. – проводится первый конгресс по подземной урбанистике. Масштабы подземного строительства постоянно увеличиваются. В первую очередь под землей размещают сооружения инженерно-транспортной инфраструктуры – транспортные линии и автомагистрали, парковки, транспортно-пересадочные узлы и др.
Рис. 146. Подземная железнодорожная станция в Токио
Рис. 145. Многоярусные автодороги,
стоянки и учреждения обслуживания под руслом Сены, Париж, 1964 г., арх. П. Меймон
Рис. 147. Принцип использования подземного пространства (по Голубеву)
Причинами освоения подземного пространства можно считать:
• стремление к разуплотнению городских центров, к освобождению поверхности земли для пешеходов;
• недостаток свободных городских земель для нового строительства;
• необходимость реконструкции (развития) транспортной системы, разведение транспортного и пешеходного движения в разных уровнях;
• развитие системы обслуживания;
• увеличение количества транспортных средств и необходимость площадей для их хранения;
• развитие инженерного оборудования города;
• развитие строительных технологий.