Производственные предприятия города

Павловск еще в дореволюционный период, по сравнению с другими уездными городами, располагал самым большим количеством производственных предприятий и стоял в губернии на втором месте, уступая только лишь Воронежу. Этому развитию способствовали благоприятные природные условия: обилие пастбищ и сенокосных угодий, большое количество лесных массивов и черноземных полей, на которых откармливали многочисленные гурты скота, А впоследствии, когда пастбища и сенокосы распахали, сильно возросло производство зерна в уезде. Для переработки продуктов животноводства и земледелия стали повсюду возникать в городе Павловске и его уезде мелкие промышленные предприятия: салотопенные заводы, сальносвечные, мыловаренные, маслобойные, винокуренные, мукомольные мельницы и крупорушки.

Частые и слишком опустошительные пожары в Павловске заставили жителей города сооружать жилые дома из кирпича или обкладывать им деревянные стены, а это, в свою очередь, вызвало появление большого количества кирпичных заводов.

Для отправки зерна из Павловского уезда на ростовские рынки ежегодно нужны были деревянные барки, а впоследствии баржи и плашкоуты (плоскодонные беспалубные судна для перевозки грузов). Для строительства их с давних пор служил затон в устье реки Осередь, а также прилегающая к нему территория. Необходимость отправлять водным путем, как более дешевым, хлебные грузы возродила в Павловске производство по строительству и ремонту судов для хозяйственных потребностей.

Там, где река Осередь впадает в Дон, расположились корпуса самого старого промышленного предприятия города - Павловского судостроительно-судоремонтного завода. До Великой Отечественной войны 1941-1945 годов это было самое крупное предприятие Павловска с наибольшим количеством рабочих в городе.

В 1852 году на Дону впервые появляется небольшой пароход «Предприятие», принадлежащий одному судовладельцу из области Войска Донского.

В связи с бурным развитием промышленности в эпоху капитализма торговцы-промышленники обратили особое внимание донским водным путям, где брался государством наиболее дешевый тариф стоимости по транспортировке грузов. Количество судов с паровыми машинами стало быстро увеличиваться. Если в 1884 году их было 91 (по всему бассейну реки Дона), то в 1895 году их стало уже 167. С началом технического обслуживания водных путей на Верхнем Дону появляется и судоходство местного значения.

В 1896 году в Воронеже местный судовладелец Петров приобретает небольшой пароход «Опыт» с задним гребным колесом и открывает товаро-пассажирское движение Воронеж -Липецк по реке Воронеж. Лоцманом у него работал И.М. Харцызов - житель Александрова Донской Павловского уезда.

В 1906 году из Калача в Павловск прибыл пароход «Пионер», принадлежащий Морозову В.Н., который делал рейсы Павловск-Лиски полную навигацию. (Взято из воспоминаний бывшего директора Павловских судоремонтных мастерских А.В. Иванова. А.И. Легун в книге «По вопросу о приобщении г. Воронежа к Донскому судоходству», Воронеж, 1914 год, пишет: «В 1907 году впервые было открыто правильное меженное движение между Лисками и Павловском». На 1907 год указывает и П.Г. Зеленин в статье «К изучению области гранитного массива на Дону». Труды ВГУ, том. 2, вып. 2, 1925 г., стр. 203-224. Мы тоже придерживаемся этой даты). В 1907 году в Павловске строится деревянный корпус пассажирского парохода «Павловск», принадлежащего судовладельцу Скрыжакову. В 1907 году из Калача в Павловск прибывают два товаро-пассажирских парохода «Мария» и «Ольга», принадлежавшие судовладельцу Бабушкину. В 1910 году в Павловске строится пароход «Ласточка», принадлежащий механику паровой мельницы Реймеру П.Ф. В 1911 году лесопромышленник Шаповалов В.В. строит пароход «Дон» с задним гребным колесом. В 1912 году лесопромышленница Заславская построила два парохода «Восход» и «Луна». В 1913 году из Калача прибывает товаро-пассажирский пароход «Заря», принадлежащий судовладельцам Кутьину А.Д. и Епифанову.

Так за короткий семилетний период времени на Верхнем Дону появилось 10 судовладельцев, которые располагали 10 самоходными судами и 6 деревянными плашкоутами. И все это было сосредоточено на участке Павловск-Лиски длиной в 122 километра.

Среди судовладельцев поднимается яростная конкуренция. Мелкие судовладельцы, имея убыточность, прекратили судоходство. И только Кутьин и Епифанов, располагая мощным товаро-пассажирским пароходом «Заря», имевшим осадку всего лишь 60 см, побили рекорд над остальными конкурентами. В 1914 году они приняли в компанию местного купца - директора Павловского городского банка Нарцева А.И., имевшего большой капитал. И в Павловске было открыто Верхне-Донское пароходное товарищество, которое скупило все суда и, объединив их в одно хозяйство, открыло пристани в Павловске и Лисках.

Советское правительство в лице Совета Народных Комиссаров под председательством В.И. Ленина 8 февраля 1918 года издало исторический декрет о национализации морского н речного флота и передаче его в собственность Советского государства. Телеграмма о национализации флота за подписью В.И. Ленина пришла в Павловский уисполком и ревком. Председатель исполкома тов. Попов и председатель ревкома тов. Милованов вызвали представителей от речников Верхнего Дона. Была создана комиссия по национализации флота из 5 человек. Она должна была полностью осуществить ленинский декрет. Участники национализации флота на Верхнем Дону провели большую революционную работу. Государству были переданы все суда и имущество, принадлежавшее Верхне-Донскому пароходному товариществу, торговому дому братьев Кащенко и лесопромышленнице Заславской. Суда получили новые названия: «Революция», «Ленин», «Воля».

В годы гражданской войны часть судов была затоплена, а машинные части были эвакуированы в Саратов.

В августе 1920 года пароход «Революция» был полностью восстановлен, и первый его гудок огласил берега Верхнего Дона о возрождении нового, советского, флота. В сентябре 1920 года пароход «Ленин» по заданию Совета Труда и Обороны вел караван барж, груженных хлебом, на пристань Лиски для рабочих Ленинграда и Москвы.

К концу 1920 года Главвод дал распоряжение о передаче всего хозяйства речного транспорта на Верхнем Дону в ведение Доно-Кубанского речного госпароходства.

Павловские судоремонтные мастерские до 1940 года состояли из нескольких старых зданий амбарного типа. Все работы производились ручным трудом, никакой механизации не было. Если в 1918 году состав всего флота на Верхнем Дону (в Павловске и в Лисках) состоял из 10 судоединиц, то в 1940 году здесь работало 200 судоединиц всех типов. Флот вырос в 20 раз.

В начале 1942 года Юго-Западный фронт делает военный заказ по строительству понтонно-мостового парка. В срочном порядке надо было построить 40 деревянных понтонов. В помощь была выделена группа саперов, которая работала вместе с коллективом мастерских. В апреле 1942 года 23-й отдельный понтонно-мостовой батальон был полностью укомплектован и отправлен на воронежские позиции. 6 июля 1942 года промышленные предприятия демонтируются, а флот полностью затопляется на глубоких местах Дона между селами Александровной Донской и Бабкой.

19 января 1943 года, когда еще Павловский райком партии находился в селе Петровка, туда были вызваны старейшие работники речного флота: Воронин М.Д., Иванов А.В.

Им были выданы удостоверения в том, они являются ответственными уполномоченными по подъему и восстановлению затопленного флота. Из других организаций были отозваны рабочие, которые до войны работали в речном транспорте, и начались работы по подъему затопленных барж и пароходов. А весной этого же года 20 различных судов вышли на донские воды. Немалый вклад в последующее восстановление речного-флота внесли и подростки, поступившие в судоремонтные мастерские летом и осенью 1943 года.

К ним относятся столяры и плотники Новиков Б., Дмитриев Г., Тулупов Н., Парфенов П., Гребенников А., Александров А., Олейников Н., Олейников А., братья Бутенко Иван и Борис, братья Едрышевы Борис и Артем, котельщики Колесниченко П., Самойленко Б., Рогов А., Калашников Б., слесари Сидоренко Ф., Матяшов Д., Ляшенко Ф. и другие. Это они, пятнадцатилетние, приняли на свои неокрепшие плечи все самые трудоемкие работы послевоенного времени. Наравне с мужчинами в восстановлении речного флота трудились в ту пору в котельном цехе и молодые женщины: Агибалова Даша, Денисова Ольга, Коваленко Миля, Бондарева Ира, Кулебина Мария. Многие из них заменили ушедших на фронт мужей. А с окончанием Великой Отечественной войны судоремонтные мастерские пополнились своими кадровыми рабочими. В семидесятых годах под руководством директора Федора Лукича Гайденко была произведена большая реконструкция судоремонтных мастерских, переименованных впоследствии в судостроительно-су- доремонтный завод. Были построены новые цехи: механический, деревообрабатывающий, котельный и несколько корпусов жилых построек под квартиры рабочих и служащих.

В послевоенные годы завод строил для речных путей страны буксиры-толкачи, большегрузные баржи вместимостью в 400 тонн, плавучие пристани-дебаркадеры, плавучие магазины, пассажирские суда, нефтеналивные баржи для Вьетнама и рефрижераторы.

К одному из крупнейших предприятий города относится и Павловский авторемонтный завод. В 1926 году в Павловске на Пролетарской улице в зданиях бывшего купца Меркулова «Коопхлебсоюзом» была организована слесарно-механическая мастерская для ремонта тракторов и прицепного инвентаря.

Число рабочих к 1929 году с 10 человек возросло до 30. В 1931 году тракторный парк в Павловском районе состоял из 77 тракторов, ремонт которых производился в этих мастерских.

С осени 1931 года машинно-тракторная мастерская уже становится ремонтной мастерской межрайонного значения. К ней были прикреплены следующие МТС: Павлодонская, Ворон- цовская, Журавская, Клеповская, Бутурлиновская, Шестаковская, Лосевская, Подгоренская, Среднеикорецкая, Богучарская, Твердохлебовская, Тереховская, Верхнемамонская и другие. Всего - 15 машинно-тракторных станций.

В 1938 году директором Павловской машинно-тракторной мастерской был назначен Иван Захарович Рязанцев. Для повышения образования он был направлен в Московскую Всесоюзную академию социалистического земледелия, которую окончил в 1941 году. С этого года он снова возглавил Павловскую машинно-тракторную мастерскую. О том, как была поставлена работа в этих мастерских, И.З. Рязанцев рассказал в своей книге «Наш опыт ремонта тракторов», которая вышла в Воронежском книгоиздательстве в 1938 году.

Как одно из передовых ремонтных предприятий Министерства сельского хозяйства СССР, в 1939 году мастерская была представлена широким показом на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. С 7 августа 1948 года Павловская машинно-тракторная мастерская была преобразована в межрайонную мастерскую капитального ремонта. В связи с ростом автопарка в районе назревал вопрос: где проводить капитальный ремонт автомобильных моторов? В 1955-1957 годах в областных организациях было решено: капитальный ремонт автомобильных моторов производить в Павловской межрайонной мастерской капитального ремонта, а автомашины - вОстрогожском авторемонтном заводе. Это направление в работе ремонтных предприятий закрепилось прочно до настоящего времени. В 1961 году И.З. Рязанцев ушел на заслуженный отдых. За хорошую работу он был награжден еще в 1936 году орденом Трудового Красного Знамени, а впоследствии - несколькими медалями. И.З. Рязанцев был депутатом Верховного Совета РСФСР первого созыва.

За период, когда была создана в 1926 году первая слесарно-механическая мастерская и до настоящего времени, на производстве этого старейшего предприятия города выросли хорошие кадры ремонтных рабочих, механиков цехов, мастеров-ремонтников, любящих и знающих свое дело. В памяти нынешних ветеранов производства остались имена Годелье, Башкирова, Редькина, Серебрянского, Боева, Чаленко, Гутникова, Ткаченко, Прядкина, Шаповалова, мастеров - Вервечкина, Квасникова, Коровянского, Самарского и других товарищей. В течение 20 лет бессменным директором этого предприятия был И.З. Рязанцев.

С 18 июля 1962 года директором мастерских был назначен инженер Антонов Алексей Семёнович. Он настоятельно и неоднократно ставил вопрос перед областным отделением «Сельхозтехника» об организации на базе мастерских авторемзавода в городе Павловске. Наконец, Долгожданный вопрос был решен положительно. В 1965 году мастерские были реорганизованы § Павловский авторемонтный завод. Весь коллектив завода состоит из 196 человек. Лучшими рабочими являются: токарь Погорелов Петр Серафимович и слесарь Колтунов Федор Андреевич.

За 1981 год заводом отремонтировано 2 360 автомобильных моторов.

На самой южной окраине города Павловска разместились корпуса завода железобетонных изделий. Он начал выпускать свою продукцию в 1974 году, используя в качестве основного

строительного материала щебень Павловского горно-обогатительного комбината. Завод изготовляет: конструкции для полносборных насосных станций, облицовку для мелиоративных каналов, трубы напорные для подачи воды от водозаборов на орошаемые участки. Для гражданского и промышленного строительства завод выпускает блоки для фундаментов, плиты перекрытия и сборные фермы.

В Павловске с дореволюционного времени и по 1961 год была всего лишь одна пекарня для выпечки хлеба. Она размещалась в центре города в одноэтажном здании (ныне гастроном) и была оснащена простейшим оборудованием. Электроэнергия в послевоенные годы подавалась только до 12 часов ночи, и если тесто к этому времени не успевали замесить, то все процессы потом приходилось делать вручную.

Во время выноса всех предприятий из центра города в промышленную зону, пекарня была ликвидирована, а для выпечки хлебобулочных изделий был построен на восточной окраине города новый хлебозавод с проектной мощностью 10 тонн в сутки. 19 марта 1963 года он дал для населения города свою первую продукцию. В настоящее время завод оснащен тестоприготовительным и разделочным оборудованием, а для выпечки хлеба и булок установлены расстойно-печные агрегаты.

Хлебозавод снабжает своей продукцией не только жителей города, но и ближайшие населённые пункты района: Русскую Буйловку, Желдаковку, Николаевку, Большую Казинку, Шкурлат, Варваровку, Царевку, Малую Казинку, Гаврильск, Елизаветовку, Петровку, Михай- ловку и Пески. Спрос на хлеб с каждым годом все возрастает, поэтому хлебозаводу пришлось увеличить его выпуск, превысив проектную мощность почти в два раза. В день жители города и перечисленных населенных пунктов потребляют 18 тонн хлеба и 2,5 тонны булок и батонов.

В летнее время, когда в Павловск съезжается много гостей и отдыхающих, один только город съедает за день 10-11 тонн хлеба и булок. Потребление хлеба в разное время года происходит неравномерно: в ноябре и декабре и после всех праздников население потребляет мало хлеба, а начиная с апреля и до самого осеннего периода спрос на хлеб все время увеличивается.

Всего на заводе работают 64 человека. С 5 часов и до 19 часов 6 машин постоянно развозят хлеб и хлебобулочные изделия в многочисленные магазины города Павловска и его района.

В 1967 году в восточной части города Павловска был построен консервный завод. Первым директором его был Стратий Иван Арсентьевич. Завод выпускал около тридцати наименований различных консервов из овощей, фруктов, грибов и мяса. Вот некоторые из них: «Томаты маринованные», «Огурцы с луком», «Сливы, протертые с сахаром», «Компот из вишни», «Повидло яблочное», «Маслята маринованные», а в зимнее время - консервы из мяса: «Свинина пряная», «Каша перловая с мясом» и консервы из мяса и кроликов. Продукция Павловского консервного завода поступает в магазины 14 районов Воронежской области, а также отправляется в города Севера и Урала: Мурманск, Архангельск, Коми АССР, Красноярск, Алтайский край, Тюмень, Свердловск и Нижний Тагил. На экспорт идет компот и джем из черной смородины, клубники, вишни, а также сушеные овощи: столовая свекла, морковь, лук и ранний картофель. Их закупают у нас Франция, Польша, Финляндия и Япония. Ягоды черной смородины и клубники поступают для переработки на завод с Нововоронежской заготсбыт- базы. В течение года завод выпускает консервов из овощей, грибов, фруктов и мяса до 7 млн. условных банок в полулитровом исчислении. В 1982 году здесь работали 189 человек.

В 1937 году на улице Набережной, на месте старых конюшен, был построен молочный завод, который перерабатывал молоко, привозимое из колхозов района. В послевоенные годы он назывался «Павловский головной маслосырзавод», потому что на нем делали сыр и сливочное масло. В летнее время завод в сутки перерабатывал до 45 тонн молока.

В марте 1982 года завод переселился в новое, более просторное помещение, построенное за городом в промышленной зоне. Он поставляет в магазины города Павловска и всела района (Петровку, Воронцовку, Лосево) молоко 2,5%-ной жирности, сметану и творог. Отбитые на сепараторах сливки отвозятся на Калачеевский сыродельный завод для дальнейшей переработки их в сливочное масло. В сутки город съедает 6 тонн молока, 700 килограммов сметаны и 450 килограммов творогу. В названные села района завод отправляет 1 тонну 200 килограммов молока, 140 кг сметаны и 150 кг творогу. Всего на заводе вместе с его филиалами, которые находятся в Петровке, Русской Буйловке и Шкурлате, работают 98 человек.

Одним из самых мощных предприятий не только в Павловском районе, но и во всей Российской Федерации является Павловский горно-обогатительный комбинат по добыче и переработке гранита.

История открытия и изучения павловских гранитов уходит в далекое прошлое и представляет собой целый ряд интересных событий и фактов. 20 октября 1857 года в газете «Воронежские губернские ведомости» была напечатана небольшая статья «Гранит в Воронежской губернии», подписанная Н.Тарачковым. Она принадлежала известному педагогу и исследователю природных богатств Воронежской губернии Николаю Степановичу Тарачкову. В это время в Воронеже проходили подготовительные работы по сооружению памятника Петру I, и губернские архитекторы отыскивали местный материал для пьедестала памятника, чтобы не доставлять его из Москвы или Петербурга.

В статье Н.С. Тарачков сообщал общественности о том, что в шести верстах от Павловска, на правом берегу Дона, в слободе Ново-Каменке (Буйловка - имеется в виду Украинская Буйловка, или, как ее тогда называли, Буйловка Малороссийская) находятся два массивных выхода гранита размером: один длиной 120 м, шириной 50 м, высотой 13 м; второй - длиной 80 м, шириной 20 м, высотой 9 метров. Это сообщение заинтересовало многих воронежских высокопоставленных лиц. 27 ноября этого же года по поручению губернатора Воронежа в Буйловку Малороссийскую для осмотра гранита выехал архитектор академик Кюи. Гранит оказался очень красивым: мелкозернистым, красноватого цвета, наподобие финляндского. Но гранитная масса имела много трещин и расселин и для монолитного пьедестала под памятник не совсем подходила. Тогда местные жители рассказали академику Кюи, что в двух или трех верстах вниз по течению Дона, на левой стороне реки, возле села Русская Буйловка, в лесу, в нескольких десятках метров от берега, находится еще одно возвышение. Этот гранит оказался более монолитным. Далее предоставляем слово самому академику Кюи: «К крайнему удовольствию, я нашел эту огромную массу, хотя не так возвышенную, как в Малороссийской Буйловке, но зато массу, составленную из значительно больших кусков и с меньшим числом трещин. Почему в этой массе гранита можно будет выламывать камень в довольно больших размерах, смотря по надобности.

Камень Буил

Итак, есть надежда, что осуществится желание иметь пьедестал местного воронежского гранита под монумент Петра Великого, предполагаемый к устройству в г. Воронеже».

Именно из этого монолита была выломана огромная глыба и привезена водным путем в Воронеж, из которой был вытесан и отшлифован пьедестал для памятника Петру Великому,

Отом, как был доставлен пьедестал для памятника Петру I, описал краевед г. Воронежа преподаватель истории ВГУ Александр Николаевич Акиньшин в статье «Юбилей памятника»' (журнал «Подъем», 1985 г. №10, октябрь, стр. 143): «Материалом для изготовления пьедестала был избран гранит, открытый под Павловском на Дону естествоиспытателем Н.С. Тарачковым. А.А. Кюи специально выезжал на месторождение и сделал вывод о возможности использования этого местного материала.

21 июля 1859 года семь гранитных глыб весом от 150 до 300 пудов каждая были выгружены на Вилковской пристани на Дону и затем доставлены сухим путем в город. Месяц спустя на специальной речной барке, построенной крестьянином слободы Воронцовки Шевцовым, доставлен монолит весом в полторы тысячи пудов». Этот монолит после его специальной обработки и шлифовки и послужил пьедесталом для будущей скульптуры Петра I в г. Воронеже.

В 1871 году при строительстве железной дороги из Воронежа в Ростов эти выходы гранита были употреблены на возведение речных мостов и других сооружений. Булыжниками из буйловского гранита были также выложены в Павловске улица Ленина, проспект Революции и далее от проспекта до хлебоприемного пункта. Но интерес к выходам воронежского гранита с течением времени не пропадал, так как возникала необходимость в прочных материалах при строительстве церквей и массивных общественных зданий, а также для изготовления надгробных памятников, которые за дорогую цену привозили из Москвы и даже Петербурга. Крепкие гранитные плиты при обилии ветряных мельниц нужны были также и для изготовления мельничных жерновов. Для одного только Павловского уезда их надо было более двух тысяч.

Первым геологом, более или менее подробно изучившим район местонахождения гранитов, был Барбот-де-Марни, производивший здесь геологические исследования в 1872 году. В районе месторождения гранитов производили работы: Леваковский (1879 г.), Женжурист Ф.М. (1885 г.), Штукенберг (1894 г.), Дубянский А.А. (1908 г.), открывший новый, четвертый, выход гранита у хутора Свинюха (ныне село Тихий Дон Богучарского района), Василевский М.М., проводил работу в 1909-1912 годах, Лодочников В. Н., в 1920 году открыл последний из известных в настоящее время, пятый, выход гранита в Басовском протоке. (Жителям села Басовки выходы этого гранита были известны еще в прошлом веке. Вот что писал в 1857 году вышеупомянутый академик Кюи: «В селении Басовке, в озере, там находящемся, при мелкой воде заметен, по словам тамошних жителей, довольно большого размера камень черного цвета, покрытый беловатою корою»).

Изучение известных выходов гранита с промышленной точки зрения, начиная с 1930 года, производилось многими геологическими управлениями и трестами СССР. Поскольку ранее проведенные исследования касались только узкой зоны этих выходов, то в 1958 году Воронежской геолого-разведочной экспедицией Геологического Управления центральных районов было решено изучить районы этих выходов более широко с привлечением геофизических методов (вертикальное электрозондирование).

Поискам подверглись районы ранее известных гранитов. Выявлено было, что качественные граниты залегают ниже меженного уровня реки Дона. Возможность организации карьеров была поставлена под сомнение из-за сложности оградить карьер от паводковых вод и ожидаемого большого притока воды из грунта.

В 1959 году Геологическим Управлением центральных районов в Павловском районе проводилась геологическая съемка, в результате которой выяснилось, что докембрий на юго-востоке Воронежской области представлен разнообразными метаморфическими образованиями, интересными для разведки на никель.

В 1959 году при бурении одной из скважин с целью проверки магнитных аномалий у хутора Шкурлат геологоразведочной партией №1 (начальник партии Грушевский П.С., геолог партии Беляев В.И.) Воронежской комплексной геологоразведочной экспедиции впервые были встречены граниты на глубине 42 метра. Тогда по инициативе указанных товарищей совместно с геофизиками Курской экспедиции около хутора Шкурлат были намечены новые точки (131, 133) с предполагаемой глубиной залегания гранитов 20-25 метров. При проверке этих данных бурением было установлено, что мощные граниты залегают на глубине 36,45 метров (скважина 133) и 26,7 (скважина 131). Экспедиция получила задание из Совнархоза сосредоточить поиски гранита в районе хутора Шкурлат.

Полевые геологоразведочные работы на Шкурлатовском месторождении гранитов проводились в период с мая по август 1960 года разведочной партией №1 Воронежской экспедиции в составе: начальник партии Самусина П.И., старший геолог Беляев В.И., участковый геолог Беляева В.И., топограф Деренчук Н. С. Экспедиция в течение всего лета при помощи

колонкового бурения исследовала запасы Шкурлатовского местоторождения гранита. Их оказалось несколько сот миллионов гока, заслуженный строитель

кубометров. Так было открыто одно из богатейших месторождений гранита в Российской Федерации. Старший геолог Воронежской геологоразведочной экспедиции С. Бортников в тегоды писал в районной газете: «Тот, кто будет строить будущий большой город, кто будет добывать гранит, облицовывать дома, а может быть, и станции метро г. Воронежа - запомните имя Веры Ивановны Беляевой. Так зовут первооткрывателя этого замечательного камня».

На базе запасов гранита в Шкурлатовском месторождении и был построен Павловский горно-обогатительный комбинат - самое крупное предприятие по добыче гранита в РСФСР и второе по величине в Советском Союзе. Запасы гранита в одном только Шкурлатовском месторождении, не считая соседних участков, определены в 315 миллионов кубических метров. Гранит залегает на глубине 12-35 метров от поверхности и имеет толщину пласта 65-85 метров. Вскрытие месторождения гранитов происходило с декабря 1969 года по январь 1976 года. Глубина отработки карьера 102 метра. Протяженность разрабатываемого карьерного поля 3600 м, ширина 900 м. Гранит разрабатывается открытым способом с последующим дроблением его в щебень и гранитный песок. Проектная производственная мощность комбината 7,8 миллиона кубических метров щебенки в год. Если предприятие будет ежегодно добывать 4 миллиона 592 тысячи кубометров гранита, то срок службы карьера составит 73 года. Строительство горно-обогатительного комбината обошлось государству в 116 миллионов рублей, из них 14 миллионов рублей было израсходовано на строительство жилых зданий для рабочих и культурно-бытовых объектов. На 1 июня 1980 года в комбинате работали 2 083 человека, из них промышленно-производственного персонала - 1 759 человек, непромышленная группа - 280 человек. На предприятии 129 человек имеют высшее образование, два кандидата технических наук и один аспирант. Из 278 руководящих инженерно-технических работников 100 человек имеют высшее образование.

Ежедневно со станции Павловск-Воронежский Юго-Восточной железной дороги на станцию Бутурлиновка отходят железнодорожные составы, нагруженные щебенкой. Выпускаемая комбинатом продукция пользуется повышенным спросом в Европейской части Российской Федерации. Основные ее потребители: заводы железобетонных изделий города Воронежа, дорожно-строительные организации Воронежской, Курской, Тамбовской, Липецкой, Орловской областей, строительные организации города Белгорода и Старого Оскола. Полностью работает на продукции горно-обогатительного комбината Павловский завод железобетонных изделий. С 1970 года началось строительство пятиэтажных домов для рабочих и служащих горно-обогатительного комбината, в результате чего в южной части города возник микрорайон Гранитный.

Строительство комбината вызвало большой приток населения в город Павловск со всех уголков нашей необъятной страны. Здесь можно было увидеть коренных жителей Якутии, Казахстана, Латвии. Если в 1956 году в Павловске проживали 13 тыс. 700 человек жителей, то в 1980 году, когда строительство комбината достигло большого размаха и вызвало в свою очередь появление новых заводов и строительных организаций, работавших на его продукции, то в городе Павловске население увеличилось до 22 тысяч 600 человек.

Таковы в кратких чертах современные промышленные предприятия города Павловска. Нами были взяты только одни крупные производства. Но помимо них в Павловске имеется еще большое количество других промышленных предприятий, которые всего лишь не намного уступают названным выше промышленным объектам.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: