Анализируя фактуру, важно помнить о тех изменениях, которые она претерпевала за время существования картины. На состояние фактуры влияют следующие обстоятельства:
1 Реставрационные вмешательства.
Наличие и размеры реставрационных вмешательств выявляются при исследованиях с помощью микроскопа, в УФ-
Ил. 1 Ф.С.Рокотов ПОРТРЕТ Е.Н.ОРЛОВОЙ (деталь) Фактура живописной поверхности классической картины выяв- |
ленная с помощью микрофотосъемки. (Пересъемка из книги А.А.Рыбникова «фактура классической картины». — М., 1927) |
диапазоне излучения, при дополнительном боковом освещении поверхности картины, а также на макрофотографиях фактуры. Тонировки и записи отличаются от авторской фактуры консистенцией краски, рисунком мазка и расположением реставрационного пятна, вопреки авторской логике построения красочного слоя, что и дает возможность довольно часто различить реставрационные вмешательства на картине, расположив ее под определенным углом к источнику света. Светоотражающая поверхность авторского красочного слоя не совпадает с реставрационной. Если тонировки и записи занимают значительные по площади участки или располагаются в наиболее важных частях фактуропостроения, то они искажают представление о характере авторской фактуры.
|
|
Авторская фактура может быть деформирована в процессе дублировки, в процессе наложения профилактической заклейки.
2 Технологические особенности живописных материалов.
Избыток масла в грунте или красочном слое приводит к сседанию красочного слоя. Прочтению фактуры может препятствовать толстая тонированная лаковая пленка.
3 Условия хранения.
Усадка основы, как результат неблагоприятных условий хранения, также приводит к изменениям красочного слоя.
4 Авторские поиски в процессе создания картины и повторное использование холста. В случае авторских изменений в деталях изображения или повторного использования холста с остатками живописи мы имеем так называемую «сбитую фактуру». То есть, рассматривая живописную поверхность, можно обнаружить рельеф краски или отдельные мазки, не связанные с видимым изображением и перекрытые авторским красочным слоем. Этот рельеф создается за счет нижележащего красочного слоя, наличие которого выявляется при рентгеновском исследовании.
При анализе фактуры картины выделяются следующие моменты:
1 Соотношение фактуры основы, грунта и красочного слоя
Соотношение фактуры основы, грунта и красочного слоя влияет на формирование рельефа красочного слоя. Слой грунта может полностью «нейтрализовать» фактуру основы или сохранить ее. Соответственно, и в красочном
|
|
слое художник либо сохраняет видимой частично или полностью фактуру основы и грунта, либо скрывает ее плотными слоями краски.
2 Консистенция краски (текучесть)
Текучесть определяется количеством использованного разбавителя. С ней напрямую связана читаемость мазка.
3 Распределение красочного слоя
Распределение красочного слоя разной плотности и кор-пусности по всей поверхности картины соотносится с построением светов и теней и методом построения красочного слоя.
Построение фактуры классической картины основано на сочетании корпусных кроющих слоев краски и тонких прозрачных лессировочных слоев. Корпусность достигается либо нанесением одного кроющего слоя краски на другой, либо определенной консистенцией краски (если краска достаточно густая, то она образует корпусный слой). Плотный красочный слой может быть корпусным и тонким, что определяется консистенцией краски. Плотный красочный слой скрывает фактуру холста, цвет грунта, нижележащий подготовительный рисунок и все начальные этапы работы краской.
4 Использование кистей и мастихинов
а) Кисти бывают мягкие и жесткие, круглые и плоские. Каждый вид кисти оставляет свой характерный след в красочном слое.
Жесткая кисть оставляет след с четко читаемыми отдельными бороздками (ил.2). След мягкой кисти чаще всего не имеет такого рисунка (ил.З). Мазок округлой кисти на концах имеет скругленную форму, а плоской — прямолинейную.
Отмеченные признаки дают только общее представление о различии мазков. В живописной практике вариаций отпечатков гораздо больше. Все варианты можно освоить только на практике, когда выявляется закономерность применения тех или иных кистей.
б) Необходимо обратить внимание на соотношение размеров кистей и заданного формата картины. Небольшая по формату картина может быть написана мелкими, средними и большими кистями. Это соотношение дает определенные представления об особенностях работы художника.
в) Мастихины играют вспомогательную роль. Редко встретишь картины, в которых преобладала бы работа мастихином. С помощью мастихина достигается особенно плотный сглаженный слой краски. Форма строится либо сразу мас тихином, либо дополнительно прорабатывается после нанесения красочного слоя кистями.
5 Особенности работы кистью и мастихином
Особенности работы кистью выражаются в характере мазка, формирующем живописную поверхность. В понятие «характер мазка» вкладывается представление о его протяженности, форме, направлении, рисунке.
В работе кистью встречаются как общие приемы, характерные для многих художников, так и индивидуальные. Например, большинство художников выделяют спинку носа узким длинным мазком, а на кончике носа световой блик отмечается корпусной каплей краски. Или, все художники акцентируют верхнее веко с освещенной стороны, но система наложения мазков, выбор кистей, нажим — это уже индивидуально.
Индивидуальность художника выявляется в подходе к проработке света, полутени и тени, в соотношении расположения мазка с формой, расположении мазков по границам формы и фона, а также по границам отдельных деталей.
6 Роль фактуры в разрешении художником задач пространственной организации картины прослеживается в различиях при фактуропостроении первого, второго и дальнего планов.
7 Проводя анализ фактуры, мы постоянно будем сталкиваться как с индивидуальными признаками, так и с особенностями, присущими определенному периоду. Общие временные признаки выражаются в соотношении определенного типа основы, грунта, метода построения красочного слоя, в степени «скрытости» характера фактуры, в наборе кистей, & распределении фактуропостроения по планам. Чтобы отчетливее выступала индивидуальность мастера в исследуемом произведении, полезно сопоставить фактуру его картины с работами других художников этого же периода и посмотреть, что общего в фактуропостроении их картин.
|
|