Анализ фактуры

Анализируя фактуру, важно помнить о тех изменениях, которые она претерпевала за время существования карти­ны. На состояние фактуры влияют следующие обстоятель­ства:

1 Реставрационные вмешательства.

Наличие и размеры реставрационных вмешательств выяв­ляются при исследованиях с помощью микроскопа, в УФ-


Ил. 1 Ф.С.Рокотов ПОРТРЕТ Е.Н.ОРЛОВОЙ (деталь) Фактура живописной поверхнос­ти классической картины выяв­-

ленная с помощью микрофото­съемки. (Пересъемка из книги А.А.Рыбникова «фактура класси­ческой картины». — М., 1927)

диапазоне излучения, при дополнительном боковом осве­щении поверхности картины, а также на макрофотографи­ях фактуры. Тонировки и записи отличаются от авторской фактуры консистенцией краски, рисунком мазка и распо­ложением реставрационного пятна, вопреки авторской ло­гике построения красочного слоя, что и дает возможность довольно часто различить реставрационные вмешательства на картине, расположив ее под определенным углом к источнику света. Светоотражающая поверхность авторско­го красочного слоя не совпадает с реставрационной. Если тонировки и записи занимают значительные по площади участки или располагаются в наиболее важных частях фактуропостроения, то они искажают представление о ха­рактере авторской фактуры.

Авторская фактура может быть деформирована в процессе дублировки, в процессе наложения профилактической за­клейки.

2 Технологические особенности живописных материалов.

Избыток масла в грунте или красочном слое приводит к сседанию красочного слоя. Прочтению фактуры может препятствовать толстая тонированная лаковая пленка.

3 Условия хранения.

Усадка основы, как результат неблагоприятных условий хранения, также приводит к изменениям красочного слоя.

4 Авторские поиски в процессе создания картины и повторное использование холста. В случае авторских изменений в деталях изображения или повторного использования холста с остатками живописи мы имеем так называемую «сбитую фактуру». То есть, рассматривая живописную поверхность, можно обнару­жить рельеф краски или отдельные мазки, не связанные с видимым изображением и перекрытые авторским красоч­ным слоем. Этот рельеф создается за счет нижележащего красочного слоя, наличие которого выявляется при рентге­новском исследовании.

При анализе фактуры картины выделяются следующие моменты:

1 Соотношение фактуры основы, грунта и красочного слоя

Соотношение фактуры основы, грунта и красочного слоя влияет на формирование рельефа красочного слоя. Слой грунта может полностью «нейтрализовать» фактуру основы или сохранить ее. Соответственно, и в красочном

слое художник либо сохраняет видимой частично или полностью фактуру основы и грунта, либо скрывает ее плотными слоями краски.

2 Консистенция краски (текучесть)

Текучесть определяется количеством использованного раз­бавителя. С ней напрямую связана читаемость мазка.

3 Распределение красочного слоя

Распределение красочного слоя разной плотности и кор-пусности по всей поверхности картины соотносится с построением светов и теней и методом построения красоч­ного слоя.

Построение фактуры классической картины основано на сочетании корпусных кроющих слоев краски и тонких прозрачных лессировочных слоев. Корпусность достига­ется либо нанесением одного кроющего слоя краски на другой, либо определенной консистенцией краски (если краска достаточно густая, то она образует корпусный слой). Плотный красочный слой может быть корпусным и тон­ким, что определяется консистенцией краски. Плотный красочный слой скрывает фактуру холста, цвет грунта, нижележащий подготовительный рисунок и все начальные этапы работы краской.

4 Использование кистей и мастихинов

а) Кисти бывают мягкие и жесткие, круглые и плоские. Каждый вид кисти оставляет свой характерный след в красочном слое.

Жесткая кисть оставляет след с четко читаемыми отдель­ными бороздками (ил.2). След мягкой кисти чаще всего не имеет такого рисунка (ил.З). Мазок округлой кисти на концах имеет скругленную форму, а плоской — прямоли­нейную.

Отмеченные признаки дают только общее представление о различии мазков. В живописной практике вариаций отпе­чатков гораздо больше. Все варианты можно освоить толь­ко на практике, когда выявляется закономерность приме­нения тех или иных кистей.

б) Необходимо обратить внимание на соотношение разме­ров кистей и заданного формата картины. Небольшая по формату картина может быть написана мелкими, средними и большими кистями. Это соотношение дает определенные представления об особенностях работы художника.

в) Мастихины играют вспомогательную роль. Редко встре­тишь картины, в которых преобладала бы работа мастихи­ном. С помощью мастихина достигается особенно плотный сглаженный слой краски. Форма строится либо сразу мас тихином, либо дополнительно прорабатывается после на­несения красочного слоя кистями.

5 Особенности работы кистью и мастихином

Особенности работы кистью выражаются в характере маз­ка, формирующем живописную поверхность. В понятие «характер мазка» вкладывается представление о его протя­женности, форме, направлении, рисунке.

В работе кистью встречаются как общие приемы, харак­терные для многих художников, так и индивидуальные. Например, большинство художников выделяют спинку носа узким длинным мазком, а на кончике носа световой блик отмечается корпусной каплей краски. Или, все художники акцентируют верхнее веко с освещенной стороны, но сис­тема наложения мазков, выбор кистей, нажим — это уже индивидуально.

Индивидуальность художника выявляется в подходе к про­работке света, полутени и тени, в соотношении расположе­ния мазка с формой, расположении мазков по границам формы и фона, а также по границам отдельных деталей.

6 Роль фактуры в разрешении художником задач пространственной организации картины просле­живается в различиях при фактуропостроении первого, второго и дальнего планов.

7 Проводя анализ фактуры, мы постоянно будем сталкивать­ся как с индивидуальными признаками, так и с особеннос­тями, присущими определенному периоду. Общие временные признаки выражаются в соотношении определенного типа основы, грунта, метода построения красочного слоя, в степени «скрытости» характера фактуры, в наборе кистей, & распределении фактуропостроения по планам. Чтобы отчетливее выступала индивидуальность мастера в иссле­дуемом произведении, полезно сопоставить фактуру его картины с работами других художников этого же периода и посмотреть, что общего в фактуропостроении их картин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: