а) Прямые:
— подготовительный рисунок, жестко фиксирующий контуры предметов, участков теней и границы тонального изменения цвета;
— отсутствие подмалевка (для завершенных картин, написанных в традициях классической системы живописи);
— построение красочного слоя по принципу «раскраски» в границах рисунка;
— присутствие живописных материалов, не существовавших в то время, когда предположительно создавалась картина.
Для установления вторичности исследуемой картины достаточно наличие одного из прямых признаков.
б) Косвенные:
— грунт (полная характеристика; см. «Технологический анализ картины», раздел III);
— красочные пасты (полная характеристика; см. «Технологический анализ картины», раздел IV);
— способ передачи цвета (развитие тона, локальное пятно или система рядом лежащих мазков, оптически смешивающихся в глазу зрителя).
Косвенные признаки помогают ответить на вопрос о вторичности исследуемого произведения лишь при сопоставлении друг с другом и с другими видами исследования (см. раздел «Типы вторичности», в).