Сословно-представительная монархия во Франции: причины возникновения, социальная сущность, процесс становления, государственный и общественный слой

Причины:

Развитие товарно-денежных отношений вело к перестройке традиционного феодального хозяйства, росту городов, изменению правового положения крестьян. К XIV в. исчезает серваж, и появляются лично свободные цензитарии (платили денежную ренту - ценз). Столетняя война имела следствием конфискации земель крупных феодалов, что способствовало усилению королевской власти. В XIV-XV вв. происходит перестройка сословного строя и внутренняя консолидация сословий.

Становление и социальная сущность:

Переход к новому этапу фодальной государственности был связан с политической централизацией: к началу XIV в. было объединено 3/4 территории Франции. Сеньориальная власть утратила самостоятельный политический характер: феодалы лишились права собирать налоги на политические цели, для взимания сеньориальной подати требовалось согласие королевской власти (в XV в. эти подати вообще отменили). Запретили и новые косвенные налоги. Феодалы лишились привилегии вести частные войны и иметь независимые армии. Постепенно исчезло сеньориальное законодательство. В XIV в. появилась возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент.

Происходит усиление королевской власти. Обоснование осуществили легисты. Был обоснован приоритет светской власти над церковной. В 1303 г. появилась формула: "Король является императором в своем королевстве". Легисты обосновали принцип: король сам является верховным законом и может законодательствовать по своей воле. Также появился тезис: " Всякое правосудие проистекает от короля" - каждое судебное дело ведет он сам или его слуги.

Решая важные общенациональные задачи и принимая ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру сеньориальной монархии. Но она сталкивалась еще с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть только собственными средствами. Политическая сила короля проистекала от поддержки, которая исходила от феодальных сословий. Поэтому к началу XIV в. сложился политический компромисс короля и представителей разных сословий, оформленный в союз.

Государственный строй:

Политическим выражением этого союза стали Генеральные штаты и провинциальные штаты. Генеральные штаты были созваны в 1302 г. Филиппом IV Красивым. Причины: неудачная война во Фландрии, экономические трудности, спор короля с римским папой, а также объективная закономерность в развитии феодального государства. Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения и критиковать королевскую администрацию, но король юридически не был связан этими предложениями и критикой. Когда сословия проявляли неуступчивость, их длительное время не собирали (например, с 1468 по 1484 г. и с 1484 до 1560 г.)

В ряде регионов с конца XIII в. появились местные сословно-представительные органы: вначале "консилиум", "парламент"; с XV в. "штаты", а с XVI в. - "провинциальные штаты" (общее количество 20 - почти в каждой провинции).

В период сословно-представительной монархии утверждается важный принцип, что король не связан мнением своих советников, а, напротив, все административные и иные властные полномочия проистекают от короля. Прежние должности превратились придворные титулы.

Канцлер стал ближайшим помощником короля: он возглавлял королевскую администрацию и оформлял королевские акты, также он производил назначения на судебные должности, был председателем в королевской курии и в совете в отсутствие короля.

Появляются новые должности из легистов и преданных незнатных дворян - секретари, нотариусы и др. Они не имели четко обозначенных функций и не были организационно сведены в единый аппарат управления.

Важную роль стал играть большой совет на базе курии из легистов и 24 представителей высшей светской и духовной знати. Один раз в месяц он собирался на заседания, которые носили исключительно совещательный характер.

Судебные дела рассматривали лейтенанты, которые с конца XV в. назначаются королем.

С целью централизации местного управления вводятся губернаторы.

В XIV в. появляются генерал-лейтенанты из принцев крови и знатного дворянства. Обычно управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XV в. стал называться провинцией. Централизация распространялась и на города. Они лишились статуса коммун, были ограничены их вольности. Была установлена система административной опеки, в том числе и контроль выборов городской администрации.

Общественный слой. Во Франции было три сословия:

1. Духовенство. В XIV в. Франция добилась победы над папством, и духовенство стало жить по французским законам и превратилось в часть французской нации. Ограничивались некоторые церковные прерогативы.

2. Дворянство. В это сословие входили все светские феодалы, но уже не как вассалы короля, а как его слуги. В отличие от духовенства дворянство было наследственным сословием. Высшей привилегией дворян было исключительное право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Дворяне имели право на титулы, гербы, особые судебные привилегии, освобождались от государственных налогов. Их Единственной обязанностью была военная служба королю.

3. Третье сословие. В него входили крестьяне-цензитарии и городское население. Они относились к "неблагородным" и не имели особых личных и имущественных прав. Главным их бременем была уплата государственных налогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: