Профессиональное общение в журналистике. Структура беседы: этапы, типология вопросов

(По Мельник Г. «Общение в журналистике: секреты мастерства»).

Профессиональное общение подразумевает получение информации от объекта, которая может использоваться при подготовке журналистского произведения.

Выделяет несколько типов общения:

- по числу, характеру и степени вовлеченности участников в процесс взаимодействия (монолог, диалог, полилог);

- по организационным формам воздействия (деловая беседа, совещания, прием, пресс-конференции);

- по средствам общения выделяют два типа: речевое и неречевое (невербальный язык общения и конституциональный).

Также общение делится на формальное и неформальное. В формальном общении разговор происходит не как личность с личностью, а как представителей различных профессиональных групп. Формальное общение – пресс-конференции, интервью, опросы, брифинги. Неформальное подразумевает общение личностей, имеющих свои взгляды, убеждения. Это позволяет высказывать собственное мнение не только объекту, но и журналисту. Беседа, как и интервью, является непосредственным речевым общением автора с собеседником. Но это уже общение, в ходе которого вопросы могут задавать друг другу оба собеседника — журналист и обладатель информации. Именно последний момент резко отделяет интервью от беседы как метода получения информации. Будучи равноправными собеседниками, журналист и тот, с кем он беседует, выступают равноправными участниками речевого действия и могут в одинаковой мере влиять на ход и содержание беседы. Естественно, в силу этого журналист-собеседник в отличие от журналиста-интервьюера может получить гораздо более непредвиденный результат своей беседы.

Очная беседа журналиста с источником информации - незаменимое и универсальное средство получения сведений, которое, к сожалению, обладает существенным недостатком - низкой достоверностью, возникающей как в связи с субъективными характеристиками респондента, так и особенностями восприятия, характерными для любого индивидуума. Беседа, как неструктурированный, во многом самоопределяющийся процесс почти всегда несет в большей степени эмоциональную информацию, нежели фактическую. Факты в свободной беседе зачастую искажены или смешаны в произвольной последовательности, отягощены существенным количеством незначимого, постороннего (для журналиста, а не его собеседника) материала. Интерпретация результатов незапланированной, свободной по тематике и структуре беседы довольно трудоемкий, требующий интуиции и опыта процесс, факты полученные таким образом трудно использовать напрямую, в том виде, в котором они прозвучали. В связи с этим журналисты в некоторых случаях, когда беседа является единственным источником данного факта, вынуждены при их использовании пользоваться формулами "по словам...", "по мнению...", "как нам сказали в частной беседе..." и т.п., что, несомненно, снижает достоверность материала, вызывает ощущение неполноты, недосказанности.

Этапы – знакомство, представление темы, обсуждение, прощание.

Эффективность журналистского труда напрямую зависит от эмпатии – способности сочувствия, эмоционального отклика на переживания другого.

В профессиональном общении роли участников разные: журналист, как правило, субъект исследования, а его собеседник – объект. Задача журналиста в каждом акте общения иметь алгоритмы ведения беседы, типичные матрицы, чтобы не терять времени на продумывание дальнейших шагов.

В поведении людей важно подмечать типическое. Это облегчает ориентацию, а журналист, подмечая индивидуальные особенности, сможет уточнить тактику отношения с собеседником. Например, видеть перед собой авторитетного руководителя, или неудачника, или эгоиста.

Профессия требует от журналиста совершенствования целой системы качеств, необходимых для эффективного общения. Прежде всего это направленность на других, т. е. возможность проникнуть в систему ценностей человека. Далеко не последнюю роль играют определенные характеристики интеллекта, а также воспитанность и организация эмоциональной сферы. Предвидение поведения, анализ и постижение других, развитая способность «входить в положение» являются составной частью психологической культуры журналиста и др.

На всем протяжении акта общения журналист мысленно осуществляет контроль над темой, т. е. следит за ее релевантностью: старается не допускать значительных отклонений от генеральной темы, от принятой концепции ведения диалога; следит за причинно-следственными связями информации, которую ему сообщает собеседник. Контролирует полноту получения информации, логику изложения, а также отслеживает ошибки в повествовании, описании, рассуждении, искажение фактов.

Существует несколько типологий вопросов:

По характеру:

Общие (да/нет), специальные (когда, как и т.п.)

По цели:

1. Информационные вопросы

Вопросы этого типа направлены на съем основной информации.

2. Контрольные вопросы

Их важно задавать во время любого разговора, чтобы выяснить, прислушивается ли еще к нам собеседник, понимает ли он нас или просто поддакивает, чтобы понимать, попадают ли наши аргументы в цель, используем ли мы правильно выбранный коммуникативный инструмент, стоит ли продолжать в том же духе, в котором мы начали.

3. Вопросы для ориентации

Вопросы на понимание позиции собеседника, того, как она могла измениться.

4. Подтверждающие вопросы

5. Ознакомительные вопросы

6. Встречные вопросы

Вопросы, которые можно задать в ответ на возражение или неудобный ответ.

7. Альтернативные вопросы

Вопросы, предоставляющие партнёру иллюзию выбора.

8. Однополюсные вопросы

Однополюсные вопросы - это отзеркаливание вопроса нашего собеседника. Иногда простое - повтором, иногда - с комментариями.

- Вы сегодня завтракали? - Вы спрашиваете, завтракал ли я сегодня?

9. Направляющие вопросы

Направляющие вопросы могут пригодиться нам в том случае, если мы спешим, а наш собеседник отвлекся, если причудливая цепь ассоциативных связей увели его слишком далеко. - “вернемся к нашим баранам…»

10. Провокационные вопросы

К провокационным вполне можно отнести закрытые вопросы-ловушки, суть которых лучше всего проиллюстрировать анекдотическим: “Вы уже перестали глушить по утрам шампанское?”

11. Вопросы, открывающие переговоры

Искусно поставленный вопрос является хорошим стартом. У партнера по переговорам появляется заинтересованность, возникает состояние положительного ожидания.

«Если я предложу вам два способа, с помощью которых можно из ваших денег сделать больше денег, ничем при этом не рискуя, заинтересовало бы вас это?»

12. Заключающие вопросы

Их цель - завершить разговор.

Структура беседы и ее компоненты:

1. Подготовка к беседе.

2.Начало беседы.

3. Передача информации (собственно беседа).

4.Завершение беседы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: