Вводная лекция призвана познакомить студентов с предметом, задачами, методами, основными понятиями, источниками и литературой курса «Истории». Важно обратить внимание на сущность, формы, функции исторического сознания, на историческое время, границы современного и несовременного, на общие черты и специфические особенности исторического развития различных народов и государств, на место и роль России в евроазиатском пространстве. Основные вехи истории России. Этапы становления российской государственности. Альтернативность развития отечественной истории.
Тема 2. Древнерусское государство в IX_XII в.
Происхождение и пути расселения восточных славян. Строй, формы политической организации, хозяйство, быт, верования. Взаимоотношения с соседями.
Образование и укрепление древнерусского государства Киевская Русь. «Норманнская теория»; ее защитники и противники в отечественной историографии. Первые Рюриковичи. Государственно-политический строй и управление. Принятие христианства, его последствия и значение для развития Руси. Древняя Русь и соседи.
|
|
Тема 3. Русские княжества в ХII-ХШ вв.
Феодальная раздробленность. Экономические и политические предпосылки феодальной раздробленности. Образование самостоятельных феодальных княжеств и земель (Великое Владимирское княжество, Новгородская феодальная республика, Галицко-Волынское княжество). Политическое устройство русских земель. Развитие хозяйства. Рост городов.
Борьба Руси против иноземных захватчиков в XIII в. Монголо-татарское нашествие и установление зависимости Руси от Золотой Орды. Влияние монголо-татарского завоевания и ига на судьбу Руси.
Борьба Северо-Западной Руси с агрессией немецких и шведских феодалов. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский - военачальник и государственный деятель.