Тема 1. Методологические основы теории организации
Сущность понятия «организация»
Организация (от лат. organize» - стройный вид, объединение) - объединение людей для достижения совместных целей (Латфуллин).
Организация (от франц. organisation - устройство) - внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого, обусловленные его строением.
Организация − это группа людей, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий для решения проблем и достижения общей цели (Денис Дроненко).
Термин «организация» можно рассматривать в трех аспектах: как объект (явление), как процесс управления, как воздействие или действие.
Организация как объект – это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции. В таком понимании термин «организация» относится к таким формациям, как предприятия, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы.
Организация как процесс – это совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования. Это вид деятельности, включающий в себя распределение функций между членами коллектива, обеспечение взаимодействия между людьми, контроль за исполнением приказов и распоряжений вышестоящих должностных лиц, распределение материальных и денежных фондов. В этом смысле организация представляет собой процесс управления деятельностью людей, т. е. «организовывание».
Организация как воздействие – это упорядочение или налаживание действия какого-либо объекта.
В курсе «Теория организации» основное внимание направлено на понятие «организация», которая занимается производственной и экономической деятельностью, так называемую «деловую организацию». Основные задачи курса, определения, предмет, объект и метод представлены на плакатах 3-6 (презентация (П)).
«Деловые организации» - это предприятия, фирмы, финансовые и другие учреждения, работающие в условиях рыночных отношений, характерных для Украины. Основой их существования является получение прибыли и решение социально-значимых задач.
Признаки организации:
1. Наличие цели организации (главный признак), к достижению которой стремятся ее члены. Цель объединяет и сплачивает их, придает смысл существованию организации, определенность и конкретную направленность ее действиям.
2. Обособленность организации, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов, которую обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.
3. Осуществление деятельности организации на основе принципа саморегулирования,который предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать вопросы организационной жизни и с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды.
4. Наличие внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство, с помощью которого осуществляется саморегулирование организации.
5. Организационная культура – совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Организационная культура включает субъективные и объективные элементы. К первым относятся различного рода ритуалы, мифы, связанные с историей организации и жизнью ее знаменитых членов, принятые нормы общения. Вторые характеризуют материальную сторону жизни и деятельности организации - это ее символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий.