double arrow

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870 -1824)

Как профессиональный революционер: - а) 1895 году основывает "Союз, борьбы за освобождение рабочего класса", участвует в организации I съезда РСДРП

б) инициировал издание газеты «Искра», чья деятельность завершила создание рабочей партии, подготовила II съезд РСДРП в 1903;

в) пишет большое количество теоретических работ по марксизму, ведет полемику с политическими противниками; г) являлся лидером большевистской партии, в годы первой мировой войны выступает с тезисом о необходимости преобразования империалистической войны в войну гражданскую и одновременно утверждает, что в России может победить социалистическая революция;

д) по возвращении из эмиграции весной 1917 года ставит вопрос о подготовке второй революции (Апрельские тезисы). В октябре он – не без некоторых трудностей – убеждает своих товарищей по борьбе в необходимости вооруженного восстания.

Итог: Будучи искренним революционером, мечтая о справедливо и разумно устроенном обществе, Ленин стал основоположником тоталитарного государство, строившегося за счет изломанных судеб и отобранных жизней миллионов своих граждан. Как политик и государственный деятель: -

а) II съезд Советов, приняв по докладам Ленина Декреты о мире и о земле, образовал Совет Народных Комиссаров - правительство во главе с Лениным;

б) в январе 1918 года Ленин при поддержке левых эсеров поставил Учредительное собрание перед выбором: ратифицировать власть Советов и декреты большевистского правительства или разойтись. Не согласившееся с такой постановкой вопроса Учредительное собрание было разогнано, что положило начало гражданской войне;

в) сумел добиться заключения сепаратного Брестского мирного договора с Германией 3 марта 1918; г) в экономической сфере проводит политику «военного коммунизма», которая привела к тяжелейшему экономическому кризису в стране

д) был сторонником борьбы против "врагов народа" террористическими методами, для чего была создана ВЧК, приступившая к "красному террору", возведенному Лениным в ранг государственной политики;

е) был убежден в скорой победе "мировой революции" и возглавивший в 1919 году III Интернационал – международную организацию коммунистических партий рабочего класса;

ж) после Кронштадского мятежа марта 1921 года предложил переход к новой экономической политики (нэп), заявляя, что нэп вводится "всерьез и надолго", но сохранилась политика террора преследование за инакомыслие (высылка в 1922 большой группы интеллигенции), отсутствие свободы печати, утвердившаяся в стране однопартийность и воинствующий атеизм, надежда совершить "мировую революцию";

з) будучи тяжело больным, пытается в конце 1922 – начале 1923 участвовать в принятии решений и выражает возникшие у него опасения в заметках, позднее известных под названием "последние статьи и письма". Еще около года он фактически не живет, а доживает, разбитый параличом и потерявший речь, и умирает в январе 1924 года.

Итог:

1. Создал централизованную, революционную партию с железной дисциплиной

2. Разработал новые подходы к идеям марксизма, теорию, получившую название марксизм-ленинизм

Ники́та Серге́евич Хрущёв (15 апреля 1894 — 11 сен
ря 1971)
Основные направления деятельности:
1) Критика культа личности И.В. Сталина
-реабилитация жертв репрессий
-массовая десталинизация
-снос памятников Сталину
Итог: окончание репрессивной политики, освобождение политических заключённых, ухудшение отношений с Китаем, что в дальнейшем приведёт к Даманскому конфликту в 1969 году
2) Социальное
- массовое строительство жилья
-улучшение условий труда
-увеличение зарплат
Итоги: отход от тоталитарной системы в социальной сфере, облегчение жизни советских граждан
3) Сельскохозяйственное и промышленное
- создание совнархозов
-освоение целинных земель, значительно расширявших с\х угодья
-упразднение МТС
Итоги: развитие хозяйства по экстенсивному пути, распространение кукурузы в России
4) Развитие науки и техники
-открытие первой атомной электростанции в Обнинске (1954 г)
-создание атомохода «Ленин» (1957 г)
-осуществлён первый полёт в космос Ю. Гагариным (1961 г)
Итоги: СССР достиг первенства в космосе и в использовании ядерной энергетики.
5) Политика мирного сосуществования
-поддержка стран социалистического лагеря
-сближение с Западом до 1961 года (неудачно завершившаяся встреча Хрущёва и Кеннеди в Вене)
-Карибский кризис 1962 года, ставший тяжелейшем за всю историю Холодной войны
Итоги: предотвращение ядерной войны, новое сближение с западными странами.
Таким образом, Н.С. Хрущёва нельзя оценивать однозначно. Как государственный деятель, он отождествляется с абсолютно новым курсом существования СССР. Под его руководством был осуществлён переход к мирному сосуществованию между советским государством и его гражданами, между СССР и странами Западной Европы. Однако при нём Холодная война достигла своего апогея и отношения с крупной социалистической страной- Китаем, были нарушены.

Павел I (1796 - 1801) российский император, сын Екатерины II и Петра III.
I. Преобразования в государственном управлении.
1. Значительное усиление генерал - прокурора Сената.
2. Был восстановлен ряд раннее ликвидированных коллегий.
3. Частично упразднено городское самоуправление.
4. 1797 указ о передаче престола только по мужской линии, старшему сыну
Результаты: Все реформы были направлены на укрепление своей власти и устранении женщин от престола. Его мероприятия были направлены на то, чтобы избежать революции и устранить любые проявления личностной и общественной свободы.
II. Крестьянский вопрос.
1. Раздарил около 600 тыс. крепостных.
2. Закрепощение крестьян в области войска Донского и в Новороссье.
3. 1797 г. - Запрещена продажа дворовых и безземельных крестьян с молотка.
4. Указ о 3 - х дневной барщине 1797. Также Павел первый запретил заставлять крестьян работать на поле помещика по воскресным дням.
Результаты: Непоследовательная политика - с одной стороны он пытался облегчить положение крепостных, а с другой стороны идёт распространение крепостного права. Поэтому крестьянский вопрос остаётся острым.

Александр II Освободитель 1818 - 1881
- Совершенствование в военной сфере
1864 год - страна разделена 15 военных округов для лучшего управления армией. Также открыты многие военные учебные заведения. Более того,с 60-х годов началось перевооружение армии
1874 год - Александр II утвердил "Устав о воинской повинности", который предполагал всеобщую воинскую повинность и уменьшение сроков службы.

Итог: Военные реформы имели прогрессивное значение, сыграв важную роль в укрепление боеспособности русской армии.

-Крестьянская реформа 1861 года
19 февраля 1861 года императором Александром II были подписаны "Положение" и манифест. По манифесту крестьяне получали личную свободу и основные гражданские права. Кроме того, экономические условия освобождения крестьян были зафиксированы в "Уставных грамотах", которые заключались между крестьянином и помещикам при участии мировых посредников.. После реформы крестьянин переходил на "временнообязанное" положение. Также, он наделялся землей, размер которой определялся в зависимости от района проживания крестьянина.
Итог: Несмотря на свои недостатки, крестьянская реформа привела к изменению социальной структуры российского общества, создала условия для дальнейшего экономического развития России и вызвала необходимость дальнейшего реформирования.
Прогрессивные страны Европы перестали считать Российскую империю феодальным государством. Освобождение крестьянства дало новый толчок развитию промышленного комплекса и внутренней торговли.

- Усовершенствование системы территориально-административного деления страны
Земская реформа 1864 года
Реформа предполагала введение земств, выборных органов местного самоуправления. Земства были отделены от административной власти, в представительные органы земства мог быть выбран человек из любого сословия.
Городовое положение 1870 года
Вводилось всесословное местное самоуправление в городах, строившееся на тех же началах, что и земское. Основным органом городского самоуправления стала Городская Дума, избираемая на 4 года.
Итоги: Несмотря на ограниченность этих преобразований, они явились большим шагом вперед, поскольку заменили собой прежнюю сословную систему управления новыми принципами, основанными на нормах буржуазного строя.

курс на либеральное, правовое государство, путь к интенсивному социальному преобразованию страны

Федор Алексеевич, царь России. Годы правления: 1676 - 1682
1. Совершенствование финансовой и налоговой систем. При Федоре Алексеевиче был введен единый налог - стрелецкие деньги.

В 1678 - 1679 гг. состоялась перепись населения, за которой последовало введение подворного обложения.

Итоги: пополнение казны, но усиление гнета населения.
2) Дальнейшее усиление военной мощи страны и реформирование армии. Продолжалось комплектование полков нового строя, начали формироваться территориальные военные округа, появились воинские звания, первые выборные полки из лучших солдат и офицеров.

Итоги: именно при Федоре Алексеевиче были заложены основы регулярной действующей армии.
3) Борьба с Турцией за присоединение Левобережной Украины.

С 1676 по 1681 - русско-турецкая война. В 1681 был заключен Бахчисарайский мир, по которому было закреплено объединение России с Левобережной Украиной. Киев вошел в состав России на три года - по договору 1678 г. в обмен на Невель, Себеж и Велиж.
3. Итоги деятельности:
Правление Федора Алексеевича было недолгим, но за это время он успел провести несколько реформ, в том числе военную и финансовую, а также добиться успехов в соперничестве с Турцией. При нем произошла централизация военного управления, была усовершенствована финансовая система страны, а Турция признала вхождение Левобережной Украины в состав России. Однако выхода к Черному и Балтийскому морям всё ещё не было. Таким образом, правление Федора Алексеевича во многом предопределило реформы, которые будет проводить Петр I.

Михаил Федорович Романов 1596 – 1645
1)Возвращение земель, утраченных в период Смуты и расширение территории страны:
1617 год – Столбовский мир со Швецией. России был возвращен Новгород, но Швеция сохраняла за собой балтийское побережье.
1618 год - Деулинское перемирие с Польшей. Польский царевич Владислав не отказывался от притязаний на русский престол, также за Польшей оставались Черниговские, Смоленские земли.
1632-1634 г.г – Смоленская война, в ходе которой Россия должна была вернуть себе Смоленск.
1637-1642 г.г. – Азовские сидения. Донские казаки захватили крепость Азов и обратились к Михаилу Романову с просьбой принять Азов под свою власть.
Результат: России не удалось предотвратить печальные последствия Смуты, хотя и был возвращен Новгород, но большая часть русских земель оставалась за Речью Посполитой и Швецией. Однако по Поляновскому мирному договору 1634 году королевич Владислав отказывался от прав на русский престол и признал Михаила Романова государем Руси.
2)Расширение прав дворян и дальнейшее закрепощение крестьян:
Практиковал раздачу земель дворянам и боярам для укрепления своего положения
1637 – 9 срок сыска беглых крестьян
1642- 10 срок сыска беглых крестьян
Результат: В годы царствования Михаила Романова происходил дальнейший рост феодального землевладения. В результате ряда указов крестьяне лишились все больше прав и постепенно превращались в крепостных.
3)Военная реформа:
Создаются полки «нового строя», оснащенные новым современным оружием. Они были обучены европейской тактике видения боя.
Результат: Была повышена боеспособность русской армии.

Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) 1582 – 1606
Внутренняя политика:
1) разрешил свободный выезд за границу купцов и боярских детей на обучение
2) провозгласил свободу вероисповедания
3) Филарета удостоил сана митрополита
4) подтвердил полномочия Боярской думы
5) денежные и земельные льготы дворянам
6) освобождение части крестьян, ликвидация налогов на юге страны
7) увеличение сроков урочных лет
8) борьба с взяточничеством
Внешняя политика:
1) обещание передать Польше Северскую и Смоленскую земли
2) обещание участвовать в антитурецком союзе
3) допущение засилья поляков в России
Итоги:
1) разруха и беспорядки в России, хозяйственный упадок
2) потеря поддержки боярства и духовенства
3) претензии Польши на русские территории


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: