Развитие отечественной психологии на рубеже 18-19 в.в

Особое влияние па формирование русской философской и психологической мысли оказал господствующий в России фео­дально-крепостнический строй. Все прогрессивные мыслители и философы России в своих трудах вели борьбу с государствен­ной идеологией крепостничества и религии и важнейшей зада­чей ставили изучение человека в гуманистическом, научном ключе, стремясь искоренить из недр общества всевозможные суе­верия и предрассудки. Эти идеи соотносились и с популярным в то время и набирающим силу движением Просвещения, главной задачей которого было установление власти разума, науки и свободы и искоренение всех старых феодальных идеологий и взглядов. В России в XVIII в. идеи Просвещения исповедовали такие крупнейшие мыслители и философы своего времени, как Н. И. Поповский, Н. И. Новиков, В. Н. Татищев, Д. И. Фонвизин. С. Аничков,Я. П. Козельский, П. С. Батурин, С. Е. Десницкий, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев и многие другие.

В. Н. Татищев в своих работах развивал идеи зависимости ум­ственного развития ребенка от просвещения и обучения. Так, источником индивидуального ума он считал опыт других людей, который передается посредством языка и письменности.

И. Михайлов в своей книге «Наука о душе», ставшей первой в России книгой по психологии, систематизировал весь багаж пси­хологических знаний, опираясь на эмпиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся опытному изучению явления челове­ческой психики — ощущения, волю, мысли как ассоциации представлений, и при этом отметая вопрос о бессмертии души как не поддающийся практическому изучению, а следовательно, и не име­ющий решающего значения для понимания природы человека.

М. В. Ломоносов, великий русский ученый, физик, химик, фи­лософ, поэт, заложил в России основы материалистического под­хода к пониманию природы человека. В своей работе «Слово о происхождении света» (1757) Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветовою зрения, содержащую материалисти­ческие объяснения понятий ощущений, восприятия, представле­ний и структуры мозга. Так, ощущения Ломоносов объяснял как результат воздействия на органы чувств человека предметов внеш­ней среды, при этом и первичные, и вторичные качества счита­лись объективно существующими, а различение и интерпретация внешних раздражителей зависели от работы мозга. В работе «Краткое руководство к риторике» (1744) Ломоносов развивает в материалистическом ключе свои представления и идеи относи­тельно основных познавательных способностей человека, в том числе воображения, представления и речь, а также изучение при­роды так называемых страстей и роль ума в борьбе с ними.

А. Н. Радищев (1749—1802) в своих трудах наиболее глубоко развивал идеи Ломоносова. Его взгляды имели революционно-демократическую, материалистическую и в то же время ярко вы­раженную гуманистическую направленность и были сформиро­ваны на основе изучения и анализа теорий Гоббса, Декарта, Спи­нозы, Локка и французских материалистов.

В понимании Радищевым природы человека можно выделить следующие идеи.

1. Отрицание дуализма Декарта и объяснение существования человека как целостного организма, имеющего в совокупности различные, порой противоположные друг другу характеристики.

2. Душа не рассматривается как совокупность чувств, мыслей и жизненных сил и. выполняя функции жизненно важных органов — мозга и нервов, не может быть самостоятельной, так как ее существование невозможно без этих органов.

3. Развитие человеческой психики рассматривается с точки зрения его отличия от животных, а именно неприспособления к природе, а ее преобразования — с помощью речи и прямой походки, а также воспитания и влияния общества, которое объясняется желанием ребенка подражать взрослому. Именно эти факты и способствуют развитию у человека разума.

4. Индивидуальное сознание формируется благодаря ведущей роли языка и речи.

5. Развитие способностей обусловлено не только воспитанием, но и влиянием природы. При этом каждый человек не ограничен в своем совершенствовании.

6. Своеобразие ощущений человека, которое отличает его от животного, обусловлено воспитанием и образованием, в частности занятиями искусством.

7. Вопрос воли рассматривается с точки зрения активной природы мышления, выражением которого является внимание, и именно оно и помогает человеку справляться со своими страстями, умственными и телесными.

8. Душа как таковая не наделяется бессмертием, но ее способность к «мысленности» неразрушима. Таким образом, разумность как часть души, которая способна к контролю и сдерживанию страсти, является вечной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: