Развитие немецкой психологии в 18 веке

Христиана Вольфа (1679-1754). Вольф разработал немецкую психологическую терминологию, заменившей прежнюю, латинскую. Само слово «психология» стало в Европе общеизвестным после выхода книг Вольфа «Эмпирическая психо­логия» (1732 - описаны факты, наблюдения за явлениями и «Рациональная психология» (1734) – путем дедукции выводятся явления психической жизни из сущности и природы души.

1. Для объяснения выдвигалось понятие о способности. Вольф является автором теории, получившей название «психо­логия способностей» – в ней сделана попытка дать научное объяснение различ­ным психическим качествам человека. В основе, которой был рационалистический подход к по­знанию и идея спонтанной активности души (спонтанная, не за­висящая от каких-либо воздействий и изначально присущая душе активность становится ее главной характеристикой, которая при­дает активность и всем душевным процессам, прежде всего про­цессам познания). Способности, о которых писал Вольф, рассматривались им как проявления этой активности, причем главной считалась способ­ность представления, выступающая в виде познания и желания.

2. Вслед за Лейбницем Вольф считал, что душа развивает за­ложенные в ней образы вещей: смутные - на уровне чувственного познания, ясные и отчетливые - на уровне разума (эти представления не статичны, с каждым представлением, считал Вольф, сопряжено стремление).

3. Вольф описал различные классы психических яв­лений, разделив их на иерархически расположенные группы. Воз­никал своеобразный «анатомический театр человеческой души» - для каждой из групп предполагалась соответствующая способ­ность как ее причина и основание.

Отвергая понятие о способностях, которое было подверг­нуто решительной критике И. Ф. Гербартом. немецкая психология оставляла в неприкосновенности другую идею Вольфа - о спон­танной активности души, порождающей в силу собственных твор­ческих потенций весь мир представлений и стремлений. Идея пси­хической причинности перешла от Лейбница через Вольфа, Канта и Гербарта к Вундту, писавшему о апперцептивной активности души, являющейся основой высших психических функций.

И. Кант (1724-1804) «Критика чистого разума» (1781), «Метафизика морали» (1785) и других его работах понятие аппер­цептивной (спонтанной) активности соединилось с учением об априорных, т.е. существовавших до опыта, до начала процесса познания, видах знания. Распространив механическое понимание причин психической активности на процесс познания, Кант, ис­ходя из законов Ньютона, пришел к выводу, что ощущения могут возникать только под действием внешнего толчка, побуждениями по себе они пассивны, а потому нуждаются во внешней активности, которая и становится стимулом процесса восприятия.

1. Все познаваемое (как внешние предметы, так и внутренние пе­реживания) ученый разделял на «явления» и «вещи в себе». Явления можно познать, а вещи в себе непознаваемы при помощи ощуще­ний и, следовательно, недоступны для познания вообще, так как другого пути, кроме опытного Кант не признавал. Истинное познание явлений происходит при экспериментальном исследовании, которое более точно и достоверно, чем обычное наблюдение. Развив эти мысли, выска­занные еще Бэконом, Кант пришел к выводу об ограниченности данных, которыми располагает психология. Также Кант пришел к тому же выводу, что и Юм, - психология, хотя и является самостоятельной наукой, не может быть наукой точной и достоверной. Наблюдая и анали­зируя разные сферы психического - познание, волю и чувство, психология вооружает человека определенными знаниями, кото­рые он может использовать в реальной жизни. Предназначение психологии - описание проявлений психической жизни, но не их объяснение.

Вещи в себе, которые не доступны исследованию, представляют собой априорное знание, которое усваивается человеком без опоры на чувственный опыт, благодаря активности души, о которой писал еще Вольф. Эти априорные знания касаются не только внешних, но и внутренних феноменов, например понятия «Я», которое невозможно вывести только из данных рефлексии спонтанная активность души, также не постигаемая чувством, не только позволяет понять многие вещи, но и структурирует, упоря­дочивает тот опыт, который человек получает благодаря ощущениям. Так в теории Канта появляется понятие трансцендентальной апперцепции, т.е. психической активности, благодаря которой человек осознает мир и себя постоянными и целостными. Понятие трансцендентальной апперцепции в несколько модифицированном варианте заняло в дальнейшем достойное место во многих психо­логических концепциях.

Важное значение для психологии имели и работы Канта, свя­занные с изучением морального развития человека. Говоря о дости­жениях науки, ученый подчеркивал, что при всех ее успехах две вещи остаются загадочными и непостижимыми - это звездное не­бо над головой и моральный закон внутри нас. Главный этиче­ский принцип, сформулированный Кантом, не потерял своей ак­туальности и в наше время - человека нельзя рассматривать как средство для достижения цели, он сам есть цель. Этот подход не только признает аморальным любое манипулирование людьми, их стремлениями и переживаниями, но и ставит перед человеком зада­чу соответствовать своему высокому предназначению. Кант считал, что существует обязательный для всех людей этический закон, ко­торому они должны следовать не из стремления к выгоде, но из желания соответствовать идеалу человека. Этот закон, получивший название морального императива, гласил, что человек должен по­ступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководству­ется, могли стать всеобщими.

Работы Вольфа и Канта, так же как в XVII в. труды Лейбница, стимулировали исследование важных для психологии проблем (индивидуальных особенностей, природы активности человека, формирования у него целостной картины мира и себя), заклады­вая в то же время и особый характер подхода к этим проблемам в немецкой психологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: