Для работы с детьми

Коррекционные методики Название: Персональная опека. Форма, метод: Упражнение.

Цель: Коррекция поведения требовательного ребенка. Оборудование: Не требуется.



Реализация. Известно: в больших дозах все приедается. Даже общение с любимым учителем. Педагог пользуется этим фактом и, отложив все свои самые срочные дела, це­лую неделю будет заниматься только одним учеником. Будет вести индивидуальную коррекционную работу. В конце неде­ли должно наступить пресыщение общением и ученик сам начнет потихоньку «отставать» от учителя, станет меньше терроризировать его беспричинными требованиями и своей ревностью.

Вариации: Методика используется также для коррекции по­ведения ребенка, который «ушел», отстранился от учителя. Учитель активно оказывает повышенное внимание ученику, приближает его к себе, опираясь на его интересы.

Обработка результатов: Следить за формой поведения ре­бенка, за происходящими сдвигами. Выводы из наблюдений занесите в карту коррекции.

Выводы: Когда результат достигнут, восстанавливается нор­мальное общение.

Название: Поможем другу.

Форма, метод: Упражнение.

Цель: Коррекция поведения депрессивного ребенка.

Оборудование: Не требуется.

Реализация: Ребенку депрессивному, неуверенному в себе помогает весь класс. Учитель договаривается с детьми о необходимости хорошего отношения к ученику, открытого дружеского общения в ненавязчивой форме. Учитель расска­зывает детям, что человеку трудно, так бывает со всеми, и без помощи окружающих редкий человек может самостоя­тельно справиться со своими проблемами. При необходимо­сти учитель распределяет основные направления персональ­ной заботы и даже роли детей: одни помогают в учебе, другие в общении со сверстниками, третьи — в отношениях со старшими и т. д.

Вариации: Методика используется для коррекции всех ви­дов отклоняющегося поведения.

Обработка результатов: Следить за формой поведения ре­бенка, за происходящими сдвигами. Выводы из наблюдений заносятся в карту коррекции.

Выводы: Когда результат достигнут, восстанавливаются нормальные отношения, чтобы не закреплять привычку экс­плуатировать других.


Формы и уровни отклоняющегося поведения

Я пришел к заключению, что нет детей-правона­рушителей, а есть люди, не менее богатые, чем я, имеющие право на счастливую жизнь, не менее, чем я, талантливые, способные жить, работать, способные быть счастливыми и способные быть творцами.

А. С. Макаренко


НЕПОСЛУШАНИЕ ШАЛОСТЬ ОЗОРСТВО ПРОСТУПОК НЕГАТИВИЗМ УПРЯМСТВО КАПРИЗЫ СВОЕВОЛИЕ ГРУБОСТЬ ДЕРЗОСТЬ НЕДИСЦИПЛИНИ­РОВАННОСТЬ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Наиболее очевидной является характеристика отклоняющего­ся поведения по уровням и содержанию. Нарушения — от слабых, почти незаметных, не выходящих из нормы, до сильных, гранича­щих с серьезными нарушениями — легко различает каждый учи­тель. По степени социальной опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей детей девиантное поведение подразде­ляется на следующие уровни (рис. 12).

Рис. 12

Непослушание — наиболее распространенная в дошкольном и младшем возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общест­венного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.


 
 


Шалость — краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, ини­циатива, изобретательность. Особенностью шалости являют­ся ее положительный тон, переживание огромного удоволь­ствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окру­жающим.

Озорство тоже представляет собой эпизод в поведении ре­бенка. И в нем проявляются выдумка, инициатива, актив­ность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совер­шает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства — досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

Проступок — это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговре­менной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неод­нократно, есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера. Чаще всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.

Детский негативизм (от лат. nego — отрицаю) проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влия­нию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным. Пассивный — это один из видов упрямства, выражающийся в от­казе от выполнения требуемого действия. Активный — когда ре-' бенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются.

По длительности проявления негативизм бывает устойчивым и эпизодическим. Первый длится долго, а второй проявляется лишь временами.

Основные причины возникновения детского негати­визма:

• перевозбуждение нервной системы;

• переутомление;

• протест против нечуткого, несправедливого отношения;

• капризы избалованного ребенка.

Основной способ коррекции — это разумная требо­вательность. При запущенности применяются специальные ме­тоды.

Упрямство — поведение ребенка, близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необос­нованном и нерациональном противодействии просьбам, сове-


там, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких моти­вов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать нача­тое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.

Опасность упрямства в том, что оно порождает детскую лжи­вость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости. И если такие проявления переходят в хрониче­ское состояние, то в воспитании возникают существенные про­блемы.

Капризы — особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необос­нованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Внешне проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двига­тельном перевозбуждении. Могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения. Причины возникно­вения: неокрепшая нервная система, преобладание возбуждения над торможением.

Капризы возникают в результате переутомления, перевозбуж­дения, сильных впечатлений. Иногда они обусловливаются уста­лостью или недомоганием. Но преимущественно капризы — это следствия неосознанной и неокрепшей воли («А я хочу», «А вот

буду»).

Главная причина возникновения капризов — неправиль­ное воспитание. Неразумная любовь, захваливание, обожа­ние, отсутствие требовательности, беспрекословное выполне­ние любых прихотей ребенка не развивают его волю, а на­оборот, ослабляют ее, делают ребенка нервным и легко возбудимым.

Главным направлением педагогической деятельности по про­филактике капризов на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внуше­ние, стимулирование развития творческих сил и инициативы. Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной орга­низации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внима­ния, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей. Нельзя угрожать, ломать силой; противопоказано грубое подавле­ние. Но вредны и упрашивания.


Основные методы и приемы коррекции: -

• укрепление нервной системы;.

• отвлечение ребенка от того, что стало причиной каприза;

• спокойное игнорирование проявлений капризности;

• воздержание от прямых действий и наказаний;

• применение метода естественных последствий когда ребенку
предоставляется возможность пережить последствия своей ка­
призности (остался голодным, не взяли на прогулку и т. д.);

• спокойная требовательность;

• отсутствие раздражительности;

• тактичное внушение;

• подсказывание правильных действий;

• доведение требований до конца;

• поддержка.

Своеволие возникает как результат развивающейся самосостоя­тельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремле­ние самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства.

Распространенной ошибкой учителей и родителей в преодоле­нии детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послу­шания, уничтожают в самом зародыше волю ребенка, способ­ность к инициативным, самостоятельным действиям.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение ко взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Нередко причинами грубости выступают не­сдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой.

Недисциплинированность особенно характерна для мальчиков. Она может быть двух видов: злостной и незлостной. К незлост­ным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, ша­лость. Более опасными являются злостные нарушения дисципли­ны. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют повторяющий­ся характер.

Правонарушения. В условиях социальной и педагогической за­пущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Они способны совершать значительные противоправные действия, нарушения и даже преступления — ху­лиганство, воровство, жульничество, мошенничество, бандитские налеты, грабежи. Особенно тяжелыми и жестокими становятся преступления в составе группы. Перешагнув границы дозволен­ного, потерявшие контроль над собой, малолетние преступники 168


становятся особенно дерзкими. Для профилактики правонаруше­ний и борьбы с ними используются специальные методы. С ними вы сможете ознакомиться, посетив детскую комнату милиции в своем районе.

Разумеется, поведение ребенка может в большей или мень­шей степени отклоняться от нормального. Незначительные от­клонения есть у всех детей. В различные периоды жизни у де­тей появляется или исчезает стремление к отклоняющемуся поведению. Специалисты говорят даже о наличии сензитив-ных, т. е. наиболее благоприятных для возникновения откло­няющегося поведения, периодов. Если это так, то педагог про­фессионально должен научиться распознавать, насколько про­являющиеся отклонения опасны для каждого ученика. Пройдут ли детские шалости бесследно с возрастом или оставят метку на всю жизнь? Не разовьется ли невинная шалость сначала в негативизм, потом в грубость и дерзость, а закончится право­нарушением?

С детьми не приходилось бы «воевать» и воспитание их не представляло бы никаких трудностей, если бы влечения, жела­ния, направление мыслей и чувств детей всегда совпадали с уст­ремлениями их воспитателей. Именно несовпадение между дет­ским «хочется» и взрослым «нужно» заставляет педагогов изыски­вать средства для преодоления возникающих трудностей. Если педагог хочет с честью и успехом разрешить стоящие перед ним воспитательные задачи, необходимо понять происхождение раз­ных видов детского непослушания и в зависимости от этого вы­брать средства для их преодоления.

О чем нужно помнить педагогу, обнаружившему девиантное поведение школьников и поставившему перед собой гуманную и благородную цель — помочь детям его преодолеть?

1. Прежде всего о том, что нужно занять непримиримую по­
зицию и предъявлять категорические требования, вводить актив­
ное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важ­
нейших общественных правил поведения или законов. Ребенку
любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пре­
делы которых не только осуждается, но и наказывается.

2. Учитель должен устранять не последствия, а с причину.
Устранение причин, вызывающих неправильное поведение, если
только эти причины устранимы и если педагоги и родители смог­
ли разобраться в них, — реальная основа для устранения разви­
вающихся отклонений.

3. Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т. е.
систематический надзор за отклонениями в поведении детей


с обязательным и своевременным реагированием на возникаю­щие ситуации. Иногда он может «не заменить» проступка, если последний носит чисто случайный характер, или ребенок и сам его довольно мучительно пережил, или, наконец, замечание ро­дителей и учителя угрожает «переполнить чашу» и вызвать доба­вочные осложнения.

4. Политика «кнута и пряника», т. е. сочетание наказаний с
увещеваниями, просьбами, советами — пока самая надежная в
коррекционном воспитании и дает наилучшие результаты. Разъ­
яснение, убеждение, пробуждение чувства долга, раскаяния, сты­
да сочетаются, если это полезно, с запугиваниями, предостереже­
ниями, наказаниями. Не надо бояться и отвергать того, что
издавна применялось в нашем национальном воспитании. У каж­
дого народа воспитание прошло свой путь. Гуманизм для нас се­
годня — это реальная помощь ребенку. Здесь все средства хоро­
ши. В наших национальных традициях — стремление к тому,
чтобы раскаяние и стыд, недовольство собой переживались глуб­
же, чем наказание.

5. Известно, что чувства способны притупляться, коль скоро
причины, их вызывающие, становятся привычными. Поэтому
действия педагога должны восприниматься детьми как справед--
ливые («за дело») и соразмерные совершенному проступку. Нака­
зания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Не­
приятные переживания, связанные с наказаниями, весомее,
нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступ­
ка. Наказание не должно оскорблять и унижать ребенка, оно не
должно носить издевательского или неоправданно жестокого
характера.

6. Поощрения не должны восприниматься детьми как обяза­
тельные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть
направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки.
Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о
нем могут переживаться детьми сильнее, чем поощрение за него.

7. Угрозы наказанием должны быть реальными. Мы часто и
очень легко сулим нарушителю всяческие угрозы, не имея ни воз­
можности, ни силы, ни желания приводить их в исполнение. Что
это воспитывает? Только недоверие и нежелание прислушиваться
к нашим словам. Не следует угрожать мерами, заведомо не
выполнимыми.

Советы учителя ребенку:

• ничего не изменится в твоей жизни до тех пор, пока ты не захочешь, чтобы что-то изменилось;


если трудно, хватайся не за все сразу, а исправляй ошибки
постепенно;

• выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и
прежде всего кончай с ним;

• не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть
ухудшения;

• не слишком радуйся, если сразу получится; избавляться от
приобретенных недостатков всегда трудно, они могут вер­
нуться опять.

Нет ребенка, который не хотел бы стать лучше. Он понимает это и хочет. Но не может. Поможем ему.

Видим: учитель имеет перед собой разнообразные формы и уровни девиантного поведения. Одни безопасны и скоро проходят, другие представляют угрозу для правильного раз­вития. Для каждой формы отклоняющегося поведения педа­гогика предложила достаточно эффективные методы и приемы коррекционной работы. Главное, как подчеркивал А.С. Макаренко, как только начинается действие, требуется его порядок и завершение, постоянство, хладнокровие и стойкость.

«Кризис-7»: поведение учителя

Почему ребенок для одного воспитателя плох, а для другого хорош? Мы требуем стандарта добродетелей и поведения и сверх того по нашему усмотрению и образцу. Ребенок всегда будет плохим для того, кто плохо к нему относится.

Вся наша жизнь — непрекращающаяся цепь кризисов, перехо­дов из одного состояния в другое. Развитие ребенка отмечено не­сколькими судьбоносными событиями, резко и круто изменяю­щими его взгляды на мир и на себя, отношение к людям, все поведение. Наступление таких событий — результат действия ве­ликого закона перехода количественных изменений в качествен­ные. Незаметно, постепенно, но неуклонно, ежедневно и ежесе­кундно увеличиваются знания и умения, приобретается опыт, накапливаются силы — и вдруг все это прорывается наружу, осво­бождается и ребенок предстает перед нами и перед самим собой в новом качестве, в новом образе. Он и тот — и уже другой. Длятся эти скачки недолго, но значение имеют огромное. Отрезки


времени, на которых совершаются качественные скачки, называ­ют кризисными.

Три кризиса переживает ребенок до 8—9 лет. Первый насту­
пает в конце первого года жизни. От новорожденного до годо­
валого огромное расстояние: там была только модель человека,
а тут он уже предстает перед нами во всем своем сложном вели­
колепии. Следствие первого кризиса — надежда. Ребенок пре­
шел первый, очень трудный период адаптации к внешнему
миру, будет жить. Он ощущает собственные силы для дальней­
шего развития, для дальнейшей борьбы. В возрасте 2—3 лет на­
ступает второй кризис, после которого у ребенка крепнет сила
воли..

Третий кризис приходит в 6—7 лет и совпадает с началом обу­чения в школе. На естественные сложности роста и развития на­слаиваются трудности школьного обучения. Поэтому «кризис-7», как его называют для краткости специалисты, — один из самых нелегких и для ребенка, и для взрослых. Следствием его будет цель, которую впервые начинает ощущать ребенок, осознание того, что он вступил в реальную жизнь со всеми ее сложностями и противоречиями. В школьном возрасте его подстерегает еще один кризис (14—15 лет), из которого подросток вынесет компетент­ность, т. е. достаточно полное и правильное представление о ре­альной жизни.

Что считать критическим периодом — вступление в новую фазу развития? предшествующую этому перестройку? возникно­вение нового качества? И то и другое и третье. Возрастной кри­зис — это своеобразный поворотный пункт, через который дол­жен обязательно пройти каждый ребенок, чтобы благополучно встать на новый, более взрослый путь. Важнейший вопрос, воз­никающий при этом, — как отличить нормальные сдвиги, естест­венные для данного возраста, от отклонений, грозящих перерасти в необратимые нарушения?

Рассмотрим проблемы «кризиса-7» и главное внимание уде­лим поведению учителя. Иногда «кризис-7» запаздывает на 1—2 года и наступает в 8—9 лет. Так что учитель начальной шко­лы переживает непрекращающийся кризисный период: одни дети уже выходят из него, другие только вступают.

«Кризис-7» сопровождается нарушениями обычного функцио­нирования детского организма. Серьезные изменения происходят и в поведении ребенка. Характерные особенности наблюдаются очень отчетливо: это негативизм и упрямство. Ими, как детскими болезнями, страдают все дети. Иногда «кризис-7» протекает легче и ограничивается детскими капризами. Учитель должен терпели-


во ожидать прекращения этого возрастного «заболевания» и при­ложит максимум усилий, чтобы помочь ребенку в этой трудной для него ситуации.

Негативизм — это невыполнение требований взрослых, по­ступки по собственному усмотрению, игнорирование мнений и пожеланий родителей и учителей. Очень часто ребенок, даже не дослушав до конца предложение, пожелание или просьбу, кате­горически отметает их, не вникая в смысл. Это реакция не на содержание требования, а на само его выдвижение, предложе­ние что-то сделать.

Упрямство — это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему это необходимо, а единственно потому, что он этого хочет, этого требует. Это желание настоять на своем вопреки логике, здравому смыслу. Ребенок хочет про­верить, как далеко он может пойти в своих требованиях к окру­жающим. Иногда он понимает безрассудность своих требова­ний, страдает, но ничего поделать с собой не может. Такова природа детского самоутверждения. Он видит, что своим пове­дением разрушает хорошие отношения с родителями и учителя­ми, но сил остановиться нет.

«Кризис-7» — это переход ребенка на новый уровень пере­живаний, это оценка фактического состояния собственных чувств, рождение осмысленной ориентации в собственных пе­реживаниях. Еще вчера ребенок не понимал, что означает «мне весело», «я сердитый». Наступил перелом, произошел скачок в новое качество: ребенку открылось нечто новое и удивительное. Он решает немедленно проверить новые ощу­щения.

Если педагог правильно оценил состояние и ситуацию, так­тично отреагировал, то негативизм и упрямство быстро пройдут. Но если были допущены ошибки в поведении и общении педаго­га с ребенком, то эти признаки кризисного периода могут стать устойчивыми чертами характера. Рецидивы упрямства и негати­визма возникают всякий раз, когда ребенок почувствует себя ог­раниченным в своих правах, когда под угрозой окажется его само­оценка, будет подавляться его самостоятельность. Эти качества станут формой протеста, недовольства, причиной девиантного поведения. Иногда возможен и другой исход — ребенок становит­ся пассивным, безразличным ко всему, впадает в состояние за­тяжной депрессии.

Едва ли не главной причиной неблагоприятного завершения кризисного периода становятся обильные и всевозможные запре­ты. Родители и учителя видят напряжение ребенка и, чтобы


защитить его от необдуманного поведения, стремятся все ограни­чивать и запрещать. Можно ли винить их в этом? Но с другой сто­роны, если «нельзя, не делай этого», «уйди» постоянно слышит мальчик, «уймись», «сиди», «остановись» — кричат девочке, то какой у них остается выход?

Нельзя действовать взрослым так жестко и категорично. Ска­жите лучше: «Это может быть очень опасно для твоего здоровья и для твоего будущего. Стоит ли так рисковать? Подумай». Весьма полезно смягчать запреты: нельзя делать одно, но можно делать другое (нельзя бегать, кричать, когда идет урок, но можно тихо выйти во двор). Не стоит вводить запреты, когда без них можно обойтись. Лучше применять кратковременные запреты, которые действуют до определенного часа. Тогда разрешение ученики вос­примут как награду за терпение. Дайте им перспективу и силу пе­режить запрет.

Нередко причиной остаточного негативизма и упрямства становится чрезмерный и жесткий контроль. Детей превраща­ют в «оловянных солдатиков», с которыми взрослые делают все, что им заблагорассудится. Их обязывают делать только то, что от них требуют, что им разрешают. Это противоречит стремлению детей к самоутверждению, активности, независи­мости от взрослых.

Для помощи детям в кризисный период их жизни требуется особая согласованность действий учителей и родителей. Трудный период пройдет для ребенка безболезненно, когда учителя и ро­дители будут действовать правильно и сообща. Они:

• общими усилиями устранят причины, мешающие ребенку
правильно развиваться;

• установят личные контакты и будут действовать согласо­
ванно;

• будут избегать критики действий друг друга;

• не будут предъявлять неадекватных требований и взаимных
обвинений.

Критический период опасен тем, что повышается вероятность сломать личность. Если ребенок научится безропотно подчинять-' ся, полюбит слушаться, то это может со временем перерасти в бесхарактерность, приспособленчество. И наоборот, попусти­тельство и чрезмерная мягкость приведут к противоположным ка­чествам. А.С. Макаренко учил, что необходимо находить разум­ный компромисс между активностью и торможением. Если слабая нервная система ребенка от бесконечных трудностей на­чинает давать только негативные реакции, то нужно остановиться и посмотреть, что же мы делаем.


Иногда следствием «кризиса-7» становится молчаливость, ко­торая со временем может перейти в замкнутость. При коррек­ции этого поведения необходим особый такт. Нельзя давить на ребенка, выпытывать, требовать откровенного объяснения. Это лишь усугубит ситуацию. Нужно поймать благоприятный мо­мент, когда он сам захочет рассказать о своих переживаниях. При надоедливости взрослых молчаливость может перерастать в грубость, откровенную ложь; защищаясь, ребенок начинает об­манывать, поэтому не следует его вынуждать становиться на этот путь самообороны.

Естественная перестройка организма в кризисный период со­
провождается новыми социальными отношениями. Отношения
эти сложные, пугающие, непонятные. Обобщенно их можно вы­
разить через самый видимый фактор — мир собственности, денег.
Он впервые практически сталкивается с этим миром, становится
его участником, получает объективное представление о матери­
альной стороне жизни. Одежда, учебники, школьные обеды — все
стоит денег. Жвачка, хлопушки, ролики, которые есть у одно­
классников, жестко влияют на мировоззрение и поведение ребен­
ка в этом мире, зависящем от денег. Педагогика старательно об­
ходила тему «Ребенок и деньги», у нас почти нет исследований
данного вопроса. Теперь мы вынуждены изучать ее: многие при­
чины девиантного поведения обусловлены именно материальной
стороной жизни или связаны с ней.. J

Учителя и родители часто бывают напуганы остро развиваю­щимся кризисом. Ребенок как бы вдруг, без видимой причины становится ленивым, неуклюжим, сонным, капризным, раздра­жительным, недисциплинированным и лживым, чтобы через год выровняться, «исправиться», снова стать привлекательным и лю­бимым. Не нужно придавать этому слишком большого значения. Чуть больше выдержки, сочувствия, такта, понимания — и время возьмет свое, трудный период закончится без последствий. Но если неправильными действиями деформировать, искажать есте­ственное поведение школьника, то оно может перерасти в естест­венную привычку, с которой человек войдет в жизнь. Неверный, оскорбительный, грубый, злой тон запрета, принятый учителем или родителями, никогда не помогает, а только усугубляет жела­ние действовать наперекор.

Необходимо помнить, что кризис не наступает у всех детей од­новременно. Этим объясняется то обстоятельство, что те воспита­тельные воздействия, которые дают эффект применительно к од­ному школьнику, оказываются малоэффективными или не действуют совсем на других.


Помогая детям пережить кризис, учитель будет:

• всегда выполнять свои обещания;

• мягко добиваться, чтобы ребенок сам захотел сделать то,
что от него требуется;

• сотрудничать с учеником;

• развивать самостоятельность, инициативность ребенка;

• избегать употребления фраз: «Ты еще маленький», «Не до­
рос еще, не твое дело»;

• поддерживать и уважать достоинство маленького человека.
Учитель никогда не собьется на перепалку или ссору с уче­
ником.

Итак, кризис — неизбежная часть развития каждого ребен­ка. «Кризис-7» накладывается на начало школьного обучения и переживается детьми особенно трудно. Задача учителя в этот | момент сделать все от него зависящее, чтобы помочь ребенку ]


Обработка результатов: 8—10 баллов — высокая (завышен­ная) самооценка, 6—8 баллов — умеренная, меньше — низкая самооценка.

Выводы: Дети, которые не могут свободно выбирать то, что им нравится или хочется, растут пассивными и беспомощны­ми. У детей, которые могут влиять на ситуацию, самостоятель­но выполнять задания и принимать решения, лучшее мораль­ное состояние. Ученики, которые могут сами контролировать ситуацию, не совершают много нарушений.

Только для первоначальных представлений. Дополняется сведениями, полученными с помощью методов исследования.

Название: Мне разрешается, мне запрещается. Форма, метод: Тест-игра.

Цель: Оценка действий старших. Модификации могут быть многоцелевого назначения.

Оборудование: Распечатка теста.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: