Для работы с детьми. Диагностические методики Название: Так или так?

Диагностические методики Название: Так или так? Форма, метод: Тест-игра. Цель: Самооценка некоторых взглядов, действий, решений. Модификации могут быть многоцелевого назначения. Оборудование: Распечатка теста.

Утверждения Да Нет
Ко мне относятся не так, как я этого заслуживаю    
Я стараюсь, но моих стараний не замечают    
Своими успехами я обязан только самому себе    
Я не помогаю другим, пускай каждый заботится о себе сам    
Я могу контролировать свое поведение    
К моему мнению прислушиваются другие дети и учительница    
К моему мнению в классе никто не прислушивается    
Во всех своих неприятностях я виню только самого себя    
Я могу самостоятельно принимать решения    
Я лучше других учеников класса    

Реализация: Детям предлагается тест. Устанавливается время выполнения задания (не больше 2—3 мин).

Вариации: Учитель может поставить те вопросы, которые его интересуют. От класса к классу задания усложняются.


Дома мне разрешают (или запрещают) Разрешают Запрещают
Носить с собой ключи от входной двери    
Включать и выключать телевизор в любое время    
Принимать ванну, когда я захочу    
Зажигать и выключать свет    
Передвигать мебель, как мне захочется    
Есть в любое время, когда я захочу    
Приходить и уходить из дому, когда мне захочется    
Ложиться спать после 10 час. вечера    
Открывать и закрывать окна, балконные двери    
Включать магнитофон, когда мне захочется    

Реализация: Детям предлагается тест. Устанавливается время выполнения задания (не больше 2—3 мин.).

Вариации: Учитель может поставить те вопросы, которые его интересуют. От класса к классу задания усложняются.

Обработка результатов: Информация к размышлению.

Выводы: Дети, которые могут сами контролировать ситуа­цию (передвигать стулья, закрывать и открывать окна, вклю­чать и выключать телевизор, зажигать свет) растут более ини­циативными. Но все должно быть в меру, есть ограничения (например, ложится спать после 10 час. вечера). Вседозволен­ность так же вредна, как и всезапретность.

Только для первоначальных представлений. Дополняется сведениями, полученными с помощью других методов иссле­дования.


Проблемы адаптации детей к школе

Беспомощен тот педагог, который потворствует не­достаткам ученика, слепо следует его капризу, под­ыгрывает и сюсюкает, вместо того чтобы воспиты­вать и переделывать его характер.

А.С. Макаренко

Ребенок, несмотря на свое желание посещать школу, хоро­шо учиться, трудно привыкает к ее требованиям. Сложности адаптации (от лат. adapto — приспособляю) нередко становят­ся причиной отклоняющегося поведения. Если у ребенка эти сложности оказались запредельными, тогда формируется ус­тойчивое отрицательное отвращение к школе, учителям и уче­бе. Поэтому на проблему адаптации учителю необходимо об­ратить особо пристальное внимание и сделать все от него -зависящее, чтобы адаптация оказалась для ребенка легко пре­одолимой.

Нервная система шестилетних почти подготовлена к школе. Но в то же время этот возраст является одним из самых сложных в жизни ребенка: его организм очень чувствителен к различным воздействиям внешней среды. Процесс адаптации 6—7-летних де­тей к школьному обучению сопровождается выраженным напря­жением центральной нервной системы и всех систем вегетатив­ного обеспечения.

Поступление в школу, смена режима жизни, привыкание к новому коллективу и его требованиям являются довольно силь­ными стрессовыми факторами. Как показали исследования ме­диков и педагогов, трудности, связанные с адаптацией к школе, испытывают все дети. При этом различают адаптацию трех сте­пеней тяжести: 1) легкой, при которой состояние напряжения организма проявляется в виде изменения поведенческих реак­ций, ухудшения сна и аппетита, снижения массы тела (эти яв­ления, как правило, компенсируются в течение первой четвер­ти); 2) средней, при которой неблагоприятные изменения в организме сохраняются в течение первого полугодия, и 3) тяже­лой, когда наступает заметное ухудшение здоровья, особенно к концу учебного года.

Степень тяжести адаптации зависит от многих факторов. Сре­ди них есть такие, которые могут регулироваться школой, — са­нитарно-гигиенические условия обучения, режим работы в клас­се и в группе продленного дня, объем учебной нагрузки, психологический климат в детском коллективе. Эти факторы 178


сочетаются с состоянием здоровья ребенка, степенью его готов­ности к школе, условиями дошкольной жизни.

Детям с недостаточным уровнем подготовленности к школе («незрелые» дети) значительно труднее адаптироваться к школьному распорядку. Они чаще других не справляются с полным объемом учебной нагрузки, предложенной програм­мой. Такие дети вызывают обеспокоенность педагогов, потому что именно из них формируются в дальнейшем группы отстаю­щих. Успеваемость у «незрелых» детей, как показывают иссле­дования (Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова), по трем основным пред­метам — чтению, письму, математике — всегда ниже, чем у «зрелых». Если же такие дети имеют хорошую успеваемость, то она достигается ценой напряжения и перенапряжения всех функциональных систем, что нередко приводит к развитию неврозов.

Чтобы облегчить привыкание детей к школе, систематиче­скому труду, необходима согласованная коррекционная работа всего педагогического коллектива. Для облегчения адаптации составляются четкие правила поведения, которые помогают де­тям без раздумий и напряжения сразу приступить к их выпол­нению. Школа без правил существовать не может. Правила со­держат разделы: поведение в школе, дома, общественных местах.

«Прилежно учись. Внимательно слушай объяснения учи­теля, старательно и самостоятельно выполняй все его зада­ния, веди себя хорошо на уроке. Не опаздывай на заня­тия» — так сформулировано первое правило в школьном Уставе. Помогая детям, учитель растолкует смысл и содержа­ние каждого требования. «В школу надо приходить вовремя, опрятно одетым, причесанным, в вычищенной обуви. Когда в класс входит взрослый — директор, учитель, в знак уваже­ния и приветствия все должны встать. Разговаривать со стар­шими надо стоя, не перебивать их, спросить разрешения, ко­гда хочешь что-то сказать. Чтобы ответить, необходимо поднять руку» — эти навыки изо дня в день будет отрабаты­вать и закреплять учитель.

Особенное внимание учитель уделит вопросу, как одеваться для школы, что можно приносить с собой. Одежда и вещи, как известно, являются сильными источниками детской деприва-ции. Потому учитель потребует, чтобы одежда не была доро­гой, она может не быть новой, но обязательно чистой. Именно чистота одежды, а не ее вид и стоимость служат показателем культуры.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: