Полезность и ценность товара положена в основу маржинального анализа, или теории предельной полезности. Термин “маржинальный” в переводе с английского означает предельный, граничный, дополнительный и используется при оценке тех или иных функций экономической деятельности. Впервые основанный на нем подход был применен для оценки полезности хозяйственных благ.
Исходными в маржинальном анализе является понятие полезности, которое определяют обычно как способность материального блага или услуги удовлетворить какую-либо потребность субъекта.
Основные идеи субъективного направления в экономической теории получили распространение во второй половине 70-х годов 19 века. Именно в этот период появились такие основополагающие труды, как “Теории политической экономии” У.С. Джевонса (1871), “Основания политической экономии” К. Менгера (1871), “Элементы чистой политической экономии” Л. Вальраса. Обычно различают 3 школы маржинализма:
- австрийскую (Менгер, Визер, Бем-Баверк).
- лозаннскую (Парето, Вельрасом).
-англо-американскую (Джевонс и Маршалл)
В рыночной экономике принято различать: общую (ТU) и предельную полезность (МU) блага. Соответственно этому вводятся функция полезности ТU= f (Q), которая зависит от количества потребляемого блага и функция предельной полезности МU= f(Q).
ютили TU ютили MU
количество товара количество товара