Раздел 4. Театр и театральность в XVII в

Театральность как общее свойство культуры XVII в., вариативно проявляющееся в разных странах Европы: придворная жизнь, религиозный культ, салоны, архитектура, интерьер, быт. Популярность драматического жанра, продуктивность драматургов (Лопе де Вега).

Испанская драма XVII в. Формирование эстетики испанской "новой комедии". Оформление жанровой системы: комедия, ауто сакраментале, интермедия. Специфика термина "комедия" в испанской традиции. Принципы классификации комедии. Роль Лопе де Вега в становлении "новой комедии" ("Новое искусство сочинять комедии"). Соотношение эстетики испанской драмы и классицистической доктрины. Испанская комедия и проблема двойного предназначения искусства. Структура и эстетические принципы испанской драмы. Комедии Кальдерона: переосмысление традиционной жанровой модели и усиление аллегорического начала. Теологическая и философская проблематика драм Кальдерона. Проблема свободы воли, концепция греха. Антропологическая тема у Кальдерона ("Жизнь есть сон"). Тирсо де Молина и сюжет о Дон Хуане.

Французская классицистическая драма XVII в. Формирование классицистической доктрины во Франции. Роль “спора о Сиде” и “Мнения Французской Академии по поводу трагикомедии “Сид”” в становлении доктрины. Понятие правдоподобия. Проблема соотношения теоретической мысли и литературной практики. Жанровая система французского классицистического театра.

Трагедия и ее модификации в творчестве Корнеля и Расина. Тематика и источники Принципы строения системы персонажей. Трагический герой у Корнеля и Расина: свобода воли и предопределение, активность и пассивность. Р. Барт о расиновском человеке. Композиционные принципы. Специфика трагического конфликта и развязки. Специфика жанра трагедии в творчестве Мильтона. Эстетический ориентир и особенности структуры (“Самсон-борец”). Парадоксы рецепции и судьбы «Самсона-борца».

Жанр комедии и творчество Мольера. Эстетическая программа Мольера (“Критика школы жен”, “Версальский экспромт”). Переосмысление критериев классицистической эстетики: здравый смысл вместо разума, мнение широкой публики вместо суждения мудрецов, редукция единств. Генезис комедии Мольера: фарс, ученая гуманистическая комедия, commedia dell’arte. Связь комедии Мольера с рекреационной придворной культурой. Поэтика комедий Мольера. Принцип золотой середины. Иерархия пороков у Мольера (“Тартюф” и “Дон Жуан”).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: