Раздел 6. Предромантические тенденции

Сентиментализм в германоязычных литературах. Эпистолярные романы С. Ричардсона. Жанровое и стилистическое своеобразие прозы Л. Стерна. Субъективное преломление идей Локка у Стерна. Стерн как создатель жанра “чувствительного путешествия”. Воздействие Стерна на русскую прозу (Карамзин, Радищев).

Немецкая мещанская драма (Г. Лессинг, Ф. Шиллер) и её связь с английским жанром «бытовой трагедии». Категория трагического в мещанской драме. Лессинг как теоретик искусства и интерпретатор Шекспира; его борьба с французским классицизмом. Главные теоретические труды Лессинга (“Лаокоон”, “Гамбургская драматургия”). Винкельман и его концепция античности; спор Лессинга с Винкельманом.

Пробуждение интереса к старине и народным преданиям (“Песни Оссиана” Макферсона); воздействие Макферсона на предромантические течения в Англии и Европе. Поэзия Бернса, ее связь с шотландским фольклором.

Рождение готического романа – симптом кризиса эстетики Просвещения. Интерес к культуре католического Средневековья. Ужас как самодовлеющая эстетическая категория. Г. Уолпол – основоположник жанра. Экспансия готического романа в Германию и Францию.

Образовательные технологии

Лекции: проблемная, лекция-дискуссия на заданную заранее тему.

Семинары: развернутая беседа на основании плана, предложенного преподавателем.

Контрольная работа по отдельным разделам курса.

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, корректность использования методов и представленных выводов, уместное использование терминологии, использование источников и литературы, как из основного, так и дополнительного списков, качество ответов на вопросы аудитории.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Текущий контроль успеваемости студентов проводится в форме: подготовка к семинарским занятиям (14 занятий - 3 балла максимум каждый), контрольная работа (30 баллов максимум), письменная работа по основным проблемам курса (максимально – 38 балл).

Промежуточная аттестация учитывает работу на семинарах и результаты контрольной работы. Для получения зачёта необходимо получить минимум 50 баллов из 100. Студенты, не набравшие необходимый минимум баллов, обязательно сдают устный зачет по контрольным вопросам.

Контрольные вопросы

1. Ренессанс как историко-культурная проблема. Ренессанс и «ренессансы». Проблема универсальности Ренессанса как эволюционного этапа.

2. Характер обращения к античности в эпоху Ренессанса сравнительно со Средневековьем. Феномен ренессансного гуманизма.

3. Ф. Петрарка – «новый человек». Деятельность Петрарки как гуманиста.

4. «Книга песен»: лирический сюжет, героиня, композиция. Роль неоплатонизма в поэзии Петрарки.

5. Особенности сонета как ренессансного поэтического жанра.

6. Предыстория новеллистического жанра и творческое новаторство Боккаччо в «Декамероне».

7. Рамочная композиция «Декамерона» и фигуры рассказчиков.

8. Проблема «Ренессанса» в Англии XIV в. и в творчестве Дж. Чосера в частности. Сходства и различия Англии и Италии XIV в.

9. Концепция мира и человека в гуманистической традиции (М. Фичино).

10. Эволюция гуманистической мысли во Флоренции. «Государь» Н. Макиавелли.

11. Реформация Генриха VIII и национальная специфика Высокого Возрождения в Англии.

12. Гражданский гуманизм Т. Мора. «Утопия»: этимология заглавия; жанровые аспекты; соотношение серьёзного и пародийного.

13. Соотношение Возрождения и Реформации. Проблема свободы воли в теологии нарождающегося протестантизма (М. Лютер, Ж. Кальвин).

14. Общие характеристики Северного Возрождения. Фигура Эразма Роттердамского. Полемика Эразма и Лютера.

15. «Похвала Глупости» Эразма – памятник философско-сатирической литературы Северного Возрождения. Смысл понятия «глупость» у Эразма.

16. Экспансия сонетного жанра за пределы Италии: французские «поэты Плеяды» (П. Ронсар, Ж. дю Белле и др.) и их эстетическая программа.

17. Трансформация сонетного жанра на английской почве (Т. Уайетт, граф Сарри, Ф. Сидни). «Петраркизм» как эстетический феномен.

18. «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле – скрещение традиций народной литературы и учёного гуманизма. М. Бахтин о Рабле.

19. Становление жанра эссе: «Опыты» М. Монтеня. Монтень – носитель философии трагического гуманизма.

20. Истоки елизаветинского театра (сенекианская трагедия, средневековый народный театр). Проблема жанровой связи елизаветинской драмы и моралите.

21. К. Марло – основной предшественник Шекспира. Проблема идейных взглядов Марло и датировок его творчества. Две редакции «Фауста».

22. Специфика жанра шекспировской хроники в сравнении с трагедией и историческая мысль эпохи Ренессанса.

23. Поэтика шекспировской комедии. Л. Пинский о природе в комедиях Шекспира.

24. Шекспир-сонетист. Композиция сонетного цикла, его адресаты. Петраркизм и антипетраркизм Шекспира. Пародийность в его сонетах.

25. Понятие трагического гуманизма и зрелые трагедии Шекспира («Гамлет», «Отелло», «Король Лир»).

26. Жанровая специфика «Дон Кихота» М. Сервантеса (наложение элементов рыцарского, пасторального и плутовского романов).

27. «Дон Кихот» в контексте трагического гуманизма. Соотношение серьёзного и смехового начала в романе.

28. XVII век как переходная эпоха: перелом в мировосприятии европейца (отношение к природе и человеку). Рационалистическая философия Р. Декарта и Б. Паскаля.

29. Классицизм и барокко как два «больших стиля» XVII в. Научная традиция их сопоставления/ противопоставления. Проблема классицизма в литературах вне Франции.

30. Особенности мировоззрения барокко. «Жизнь есть сон» П. Кальдерона как программная пьеса барочного театра.

31. Комбинация черт Ренессанса и барокко в комедиях Л. де Вега «Дурочка», «Собака на сене», «Учитель танцев».

32. «Потерянный рай» Мильтона: художественная задача создать христианский эпос и проблема эпического героя.

33. Эстетические установки французского классицизма (Н. Буало). Стилевые границы жанров, тематика, построение характеров.

34. Каноны классицистического театра и «Сид» П. Корнеля (трансформация канона, жанровое самоопределение, судьба и репутация пьесы).

35. Общие особенности поэтики Ж. Расина и его методы работы с античными источниками («Федра», «Ифигения в Авлиде»). Р. Барт о Расине.

36. Библейские трагедии позднего Расина: поэтика и прагматика.

37. Творческая эволюция Ж.-Б. Мольера. Мольер как классицист. Черты барокко у позднего Мольера («Мещанин во дворянстве» и «Мнимый больной»).

38. Влияние заимствованного сюжета на художественную систему: «Дон Жуан» Мольера как переработка «Севильского озорника» Т. де Молина (проблемы поэтики и жанра).

39. Становление европейского романа. Типология романа. Плутовской роман и его влияние на дальнейшее развитие литературы.

40. Просвещение как культурно-историческая проблема: философия, идеология, общественная роль, эстетические установки.

41. Английское Просвещение: утопизм Д. Дефо и антиутопизм Дж. Свифта.

42. Истоки романа воспитания и его жанровые особенности. «История Тома Джонса, найдёныша» Г. Филдинга.

43. Французские энциклопедисты: общественная деятельность, взгляды, влияние на европейскую культуру. Специфика просветительского рационализма сравнительно с рационализмом XVII в.

44. Философская проза французского Просвещения (Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье). Приём остранения и авторская позиция.

45. Вольтер и эстетические установки Просвещения. Отношения Вольтера с творчеством Шекспира.

46. Реабилитация чувства в культуре Просвещения. Ж. -Ж. Руссо и его влияние на теорию воспитания. Концепция человека у Руссо («Исповедь», «Эмиль»).

47. Эпистолярный роман как феномен литературы позднего Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, С. Ричардсон). Структура, точка зрения.

48. Проблема категории «сентиментализм». Соотношение сентиментального и смехового элемента в прозе Л. Стерна.

49. Немецкая «мещанская драма» (Г. Лессинг, Ф. Шиллер): жанровые истоки и связь с английской театральной традицией.

50. Трансформация категории трагического в «мещанской драме» («Коварство и любовь» Шиллера).

51. Предромантические веяния. Рождение готического романа как симптом кризиса Просвещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: