Раздел 5. Становление европейского романа. Просвещение

Зарождение плутовского романа (XVI в.). Плутовской роман как потенциал для развития реалистической прозы. Эволюция жанра и его взаимодействие с другими жанрами (“Хромой бес” Велеса де Гевары). Восприятие и развитие и традиций испанской пикарески в английской, немецкой и французской литературе.

Антропологическая проза 17 в.: Грасиан “Критикон”, Гриммельсгаузен “Симплициссимус”, Бэньян “Путь паломника”. Специфика жанровой природы и связь с литературной традицией. Этическая сверхзадача антропологической прозы. Аллегория как принцип повествования.

Эпоха Просвещения: понятийный аппарат, проблематика. Английские журналисты (Д. Дефо, Дж. Свифт, Г. Филдинг) и французские энциклопедисты (Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье и др.). Переосмысление представлений о разуме в сторону эмпиризма (Дж. Локк). Утопизм Д. Дефо и антиутопизм Дж. Свифта. Концепции естественного человека и естественного права. Теоретические разногласия внутри Просвещения: антикультурализм Ж. – Ж. Руссо.

Философская проза просветителей: «Персидские письма» Монтескье, «Кандид» (либо «Простодушный») Вольтера, «Племянник Рамо» Дидро. Аллегория, сатира, метод остранения. Генетическая связь с классицизмом: зависимость и отталкивание. Восприятие современности просветителями.

Жанр и проблематика романа воспитания (Г. Филдинг, «История Тома Джонса, найдёныша»). Реабилитация эмоций в эпоху Просвещения: на пути к сентиментализму. Искренность как объективная ценность («Исповедь» Руссо). Теория чувствительного воспитания («Эмиль»). Роль руссоизма в европейской культуре.

Эпистолярный роман как особая романная форма (Ж.-Ж. Руссо, «Новая Элоиза»). Авторская позиция и точка зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: