Раздел 2. Экспансия Возрождения в европейскую культуру

Возрождение во Франции. Петраркизм и судьбы европейской поэзии. Создание первой национальной литературной школы: деятельность “Плеяды”. Создание теории национальной поэзии. Лирические жанры на пересечении культурных традиций: ода, сонет, гимн, элегия.

Пересечение традиций рыцарской и народной культуры в подготовке жанра романа. Ф.Рабле: тип личности, судьба гуманиста. Творческая история романа “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Теория “смеховой народной культуры” М. М. Бахтина.

Феномен Северного Возрождения (Германия и Нидерланды).Отношение к империи и католическому Риму в Германии и Нидерландах. Формирование бюргерской культуры. Повествовательная традиция при переходе от предания к письменности: немецкие народные книги. Возникновение образа Фауста. Гуманистический мир глазами реформированной веры; современный мир глазами гуманистического разума. Литература о глупцах - С. Брант, Эразм Роттердамский. “Письма темных людей” как образ лжеученой схоластической среды.

Отношение гуманистов северной Европы к Италии. Христианский/благочестивый гуманизм Эразма Роттердамского. Литературные жанры в творчестве Эразма; его деятельность просветителя. Спор с Лютером о свободе воли.

Реформация и Возрождение в Англии. Зарождение английского гуманизма - Оксфордский кружок. Личность и деятельность Т. Мора. Утопическая идея и историческая реальность XVI столетия. Начало ренессансной поэзии (Уайет, Сарри, Сидни).

Истоки и условия формирования английского театра. Предшественники Шекспира и возникновение новых жанров.

Эволюция творчества Шекспира. Концепция героя истории в отношении к идее национального государства. Две исторические тетралогии. Создание жанра трагедии и переосмысление прежних мотивировок трагического события - “Ромео и Джульетта”. Путь изменения трагического конфликта. Рождение “рефлектирующего героя” - Гамлет. Сюжет и конфликт великих трагедий.

Проблема Ренессанса в Испании. Особенность исторических условий: завершение реконкисты, открытие Америки. Становление ренессансного романа в его основных вариантах: пасторальный, пикарескный, рыцарский. Творчество Сервантеса во многообразии жанровых форм. Пародия и утопия в романе Сервантеса. Дон Кихот - один из архетипических образов новой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: