Проблемы функционального управления

Хотя функциональное управление используется широко, уже давно было признано, что оно порождает множест­во трудностей. Различные функциональные структуры часто имеют очень узкий взгляд и не заинтересованы в том, что прямо их не касается. Часто приходится на­блюдать, как бухгалтерия заинтересована в получении производственной и финансовой информации и ее со­вершенно не волнуют факторы, которые делают ситуа­цию такой, какая она есть. Часто создается впечатление, что люди ведут себя так, как будто между ними на са­мом деле нет ничего общего.

Другой общей чертой функциональных организаций является то, что разрушительная конкуренция между функциональными структурами, кажется, поощряется с большей энергией, чем борьба с внешними конкурента­ми. Возможно, классическим примером этого является извечный конфликт между сотрудниками отдела марке­тинга и сбыта, с одной стороны, и производственника­ми, с другой. Это не только бесконечное тыканье паль­цем друг в друга, которое имеет место на всех собрани­ях, и бесчисленные записки и отчеты, которые, кажется, разрабатываются исключительно для того, чтобы пока­зать всю глупость другой стороны, это также скрытые неформальные разговоры между сотрудниками отдела сбыта, маркетологами, производственниками, в которых опять-таки речь идет только о тех трудностях, которые создает им другой отдел. Если бы одна десятая этой энергии, интеллекта и времени шла бы на поиск путей улучшения ситуации в конкурентной борьбе, организа­ция обязательно получила бы какую-нибудь выгоду из этого.

Обмен информацией также часто в значительной степени тормозится из-за чрезмерной приверженности бюрократическим привычкам передавать сообщения на­верх по цепочке начальнику функционального отдела для того, чтобы передать их начальнику другого функ­ционального отдела и затем там уже спустить вниз по цепочке. И это вместо того, чтобы передать информа­цию напрямую нужному получателю. Это происходит из-за множества причин, главным образом, из-за недос­татка доверия к людям из других функциональных отде­лов, а следовательно, из-за страха подставить себя под удар или попасть в ловушку каким-либо образом.

Вспомним случай, который произошел всего пару недель назад. Небольшая команда менеджеров промыш­ленного предприятия на одном довольно удаленном шотландском острове, которую мы вооружили знаниями для работы в качестве автономной рабочей группы, свя­залась с отделом информационных технологий, бухгал­терий, отделом сбыта в штаб-квартире предприятия и послала им записку, в которой говорилось о том, что им хотелось бы регулярно получать определенную инфор­мацию, и что сотрудникам отдела сбыта, ответственным за сбыт продукции, которую они изготавливают, имело бы смысл время от времени приезжать на завод. Они послали копию своей записки генеральному директору. Все это было очень просто разумно, пока о записке не услышал директор по производству. Они ни в коем слу­чае не должны были связываться с кем бы то ни было через его голову; они никогда не должны контактиро­вать с директором по маркетингу несмотря на его пря­мое приглашение, и так далее. Было потеряно немыс­лимое количество драгоценного времени для выяснения данной ситуации.

Другая проблема с обменом информацией в функ­ционально построенной окружающей среде состоит в том, что иногда этой окружающей среды просто не су­ществует, иногда люди, кажется, пекутся о работе своей функции или отдела, забывая про всю остальную дея­тельность вокруг них, которая, казалось бы, должна вы­зывать у них живой интерес и заботу. Неудивительно, что так много организационных проблем порождены природой межфункционального общения. Но функцио­нальный подход жив до сих пор, потому что до недав­него времени все были убеждены, что альтернативы не существует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: