Коммуникатор

В течение последних нескольких лет термин "коммуникатор" приобрел более широкую известность, но часто его неправильно понимают и употребляют. Своему появлению эта роль прежде всего обязана по­ниманию, что причина недостаточной результативности работы групп очень часто лежит в плохом управлении процессом работы; другими словами, дело в технологии, а не в недостатке технических знаний по проблеме. В настоящее время многое стало известно и понятно в принципах работы групп и сложном механизме группо­вой динамики, которые так сильно влияют на их спо­собность добиться успеха. Однако, эти знания недоста­точно распространены среди людей, работающих в группах, занимаются ли они решением проблем, реин-жинирингом или управляют подразделениями и органи­зациями. В результате многие группы работают значи­тельно хуже, чем могли бы, а это слишком дорого стоит и влечет за собой слишком много разочарований.

Несомненно, группы успешнее всего выполняют свои задачи, когда они управляют процессом, технологией своей работы, но на первых стадиях одному чело­веку довольно трудно делать и то, и другое. Нужно от­метить, что конечная цель — научить людей в организа­ции управлять групповой динамикой в ходе работы над задачей, но для этого нужен достаточно длительный процесс обучения. Поэтому, а также в силу важности и масштабности реинжиниринговых проектов, появляют­ся помощники-коммуникаторы, цель которых — наблю­дать за процессом работы групп и сделать так, чтобы в ходе собраний ничто не вредило качеству и количеству результата.

Второй важный момент в роли коммуникатора — по­нимание, что группы лучше всего работают тогда, когда используют соответствующую структуру и руковод­ствуются определенными методами. Более того, боль­шинство людей лучше всего учатся на практике, а не на абстрактной теории, так что лучше всего обучать их раз­личным методам в тот момент, когда эти методы им действительно потребуются. Коммуникатор, обладаю­щий соответствующими знаниями, очевидно, способен это сделать.

Наш опыт свидетельствует, что наличие хорошего коммуникатора в группе — необходимое условие работы в полную силу. Это особенно важно для реинжинирин­говых проектов потому, что здесь речь идет о сущест­венном воздействии на результаты деятельности органи­зации в целом, а также потому, что реинжиниринговые проекты сложно будет повторить, если первую попытку постигнет неудача.

Роль коммуникатора предполагает работу в первую очередь с лидером, но также и со всей командой, чтобы обеспечить успех проекта. Основная его задача — со­вместно с лидером вести подготовку собраний, посе­щать собрания команды, по возможности обучать ко­манду различным методам, которые ей могут понадо­биться, и, наконец, анализировать вместе с лидером итоги собраний команды.

Чтобы собрание было продуктивным, требуется аде­кватная подготовка, и опыт показывает, что в этом коммуникатор может хорошо помочь лидеру. В ходе подготовки нужно определить, чего попытается достичь команда на следующем шаге и каков будет подход к за­даче. Подготовительные встречи обычно занимают пол­часа — час, а получившийся план нужно зафиксировать на бумаге. План должен включать в себя распределение обязанностей и сроки их выполнения.

На самом собрании роль помощника прежде всего заключается в том, чтобы наблюдать за его ходом, а в случае, если группа сбивается с правильного пути, вме­шиваться и при помощи лидера направлять ее в нужное русло. В обязанности помощника не входит работа над самой по себе задачей. Возможно, в ходе какого-либо собрания нужно будет научить команду тому или иному методу работы, и в таком случае это может сделать ли­дер, коммуникатор или внешний консультант, если та­ковой есть. В идеале такое "обучающее" собрание дол­жен вести лидер, но уровень знаний команды и уровень преподавательских способностей у лидера могут потре­бовать иного подхода.

Поскольку реинжиниринг бизнес-процессов — это проект, а не текущая деятельность, не столь уж важно, чтобы именно лидер проводил обучение, но очень важ­но, чтобы обучение проходило на хорошем уровне и чтобы методы применялись правильно. В организациях, намеревающихся широко применять реинжиниринг, имеет смысл сделать так, чтобы ее сотрудники-коммуникаторы обладали знаниями и навыками не только в области самих методов, но и умели проводить обучающие семинары. В таких обстоятельствах предпоч­тение должно быть отдано развитию навыков коммуни­каторов, а не преподавательских способностей лидера.

По окончании реинжинирингового проекта помощ­ник должен обсудить с лидером задачи и ход собрания, извлечь соответствующие уроки и подумать, как провес­ти следующее собрание на еще более высоком уровне. Такое обсуждение должно проходить непосредственно после собрания, пока все важные моменты еще не стер­лись из памяти; обычно оно длится около 45 минут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: