Проговорки – это свидетельство недостаточной степени уверенности вашего собеседника в высказываемой мысли. Он неосознанно пытается перестраховаться при предоставлении вам какой-либо информации.
Группа слов, подчеркивающих неуверенность собеседника: в принципе, достаточно, возможно, наверно, вроде бы, довольно, в основном, в некоторой степени, по большому счету и т. д., а также: в общем или в целом (если не являются обобщающими словами).
Группа слов, маскирующих незнание: кое в чем, отчасти, так сказать, как-нибудь, в некотором смысле, некоторым образом, в известной мере. Использование этих слов обусловлено стремлением «завуалировать» свое незнание вопроса или неуверенность в истинности и правдивости своих слов.
Группа «защитников», свидетельствующих о самозащите говорящего. Человек пытается «отмести» все возможные возражения: безусловно, конечно, разумеется, само собой разумеется.
Вспомните хотя бы то, что нам порой «несут» с телевизионных экранов «говорящие головы» или деловые партнеры, клиенты, коллеги, просто знакомые.
|
|
Переосмыслите информацию, приведенную в примерах:
Репортажи в выпусках новостей:
· «Нас в целом устраивает ситуация на Северном Кавказе…»
· «В условиях чрезвычайной ситуации все службы отработали, в общем-то, достаточно оперативно…»
· «Объекты инфраструктуры, в основном, будут сданы в срок…»
Деловое общение:
· «В принципе, у нас достаточно хорошие отношения в коллективе, так что мое назначение на должность руководителя отдела сотрудники восприняли в целом нормально …»
· «У вас довольно интересные ставки по кредитам. В принципе, они меня устраивают …»
· «Этот рекламный буклет сделан сотрудниками отдела рекламы и маркетинга, в общем-то, достаточно профессионально …»
· «Вы нам оплатите счет на этой неделе? – В общем-то, да»
Рекомендация: помните, что слова-проговорки указывают на ту область деятельности, в которой ваш собеседник недостаточно уверен и \ или компетентен. Поэтому, он не готов в полной мере нести ответственность за свои слова. Как бы сказали в определенных кругах: «Не готов отвечать за свой базар». Чтобы вывести его на «чистую воду», спустя некоторое время вы можете вернуться к сомнительным моментам разговора, задав наводящие вопросы.