Колорит и цветовая гамма живописи

Колорит в живописи - важнейший элемент художественной формы, служащий раскрытию образного содержания произведений искусства. Термин «колорит» от лат. слова color, что означает «цвет, краска».
К. в живописи непосредственно взаимосвязан со специфи-кой изображения пространства и стилистикой трактовки форм элементов изображения. Основу К. как системы организации цветовых сочетаний составляют цветовые и тональные отношения, валёр, тон, полутона, тональность, гаммы, оттенки и т.д. К. в живописи включает в себя законы гармонических сочетаний цветовых тонов, явления светлот-ного и цветового контрастов, законы оптического смешения цветов.
Другие слагаемых К.:
«Валёр» от французского слова valeur, что означает «стоимость, ценность». Овладение принципами валёра позволяет художнику светлый предмет в тени написать темными красками так, чтобы ощущалась светлота предмета, или яркий предмет, находящийся в тени, написать темными красками так, чтобы ощущалась яркость предмета. Валёр определяет живописную ценность, явившуюся в результате тонко воспринятых живописных отношений и чувствова-ний, и объединение целого, образующегося из светотени, красочного и пластического содержания предмета. Валеры являются формальными показателями тонкостей живописных ощущений. Валёр в живописи создается незаметным переходом одного цветового тона в другой посредством, так называемой деградации тонов и образованием в результате цветовой гаммы. Цвет. гамма - это совокупность созвучных цветов, близких между собой по цвет. тону, насыщенности и светлоте. Их часто характеризуют словами: теплые, холодные, легкие, тяжелые, глухие, звонкие» серебристый, золотистый. Однако понятие теплых или холодных цветов весьма относительно, так как один и тот же цвет в различ-ном цветовом окружении может восприниматься и как теплый, и как холодный. К легким, или воздушным, цветам - светлые, холодные, малонасыщенные цвета, особенно синие и голубые, напоминающие цвет неба, воздушного пространства и дали. К тяжелым - теплые, темные, плотные цвета - коричневые, оливковые, черные, темно-серые и др. Иногда живописное произведение по-строено по принципу применения нескольких колористиче-ских гамм, но они в целом подчинены ведущей колористической гамме или служат для ее оттенения, контраста. Использование в живописи нескольких колористических гамм создает определенную тональность, которую иногда называют колористической тональностью живописного произведения. Применением различных колористических тональностей в живописи передается состояние времени года, суток, состояние погоды и т.д. Колористическое богатство живописи достигается также посредством нюансировки цвета, поиском различных его оттенков. «Нюанс» от французского слова, nuance и означает «оттенок». Нюан-сировка цвета, обогащение его оттенками создает ощущение вибрации цвета, его пространственности. Говорят, что оттенок цвета живописцу дороже самого цвета.
На К. живописного произведения значительно влияют характер и цвет источника освещения среды изображения. Как бы ни были разнообразны цвета изображаемых элемен-тов, характер и цвет освещения объединяют их колористи-чески. Нап-р, при лунном освещении все цвета приобретают серо-голубые и зеленовато-синие оттенки, при закате солнца - охристо-красноватые или оранжево-пурпурные. Колори-стическая объединенность различных цветов общим цветом освещения в природе - основа, ключ к созданию колорита, гармонического цветового строя живописного произведе-ния. К. в живописи выполняет также композиционные задачи.

20. Закономерности цветовой гормонии в живописи

Цв. гар-я – важн-е ср-во худож. выразит. в жив-си наряду с комп-ей, рисунком, перспективой, свет-нью и т.д.«Гармония» от греч. сл.-созвучие, согласие. Цв. гармония в жив. - это согласованность цв-в м/ду собой в рез-те найденной пропорциональности площ-й цветов, их равновесия и созвучия, основанного на нахожд-и неповторимого оттенка каж. цвета. М/у цветами картины сущ. взаимосвязь, каж. цвет уравновешивает или выявляет др.и 2 цвета вместе влияют на 3. Изм-е одного приводит к разруш-ю колористич-й, цветов. гар-ии и вызыв.необх-ть изменять все остал. цвета. Проблемами цв. гар-ии заним. - Ньютон, Адамс. Их теории базируются на геометрич. модели круга с различ. кол-вом интервалов м/у основ. цветами. В рез-те новейших исс-ний нов. теория гармонич.цветовых сочетаний использует геометрич. образ множества цветов в виде треуг-ка, в вершинах кот. располаг.основ., или первичные чистые, цвета – желт., красн. и син. Смешивая попарно первичные цвета, м/но получить вторичные, или смешанные, цвета - оранжевый, зеленый и фиолетовый. Смешение вторичных цветов можно продолжить и получить различное количество промежуточных цветов между основными цветами, так называемых интервалов. Группы гармонич-х соч-ий родствен.цветов м/но получ.,сочетая цвета, расположен. по сторонам треугольника и находящиеся в интервале между основным и промежуточным цветами. Получаются шесть групп: 1) желто-оранжевый; 2) оранжево-красный; 3) красно-фиолетовый; 4) сине-фиолетовый; 5) сине-зеленый; 6) желто-зеленый.
Группы гармонич. соч-й родственно-контрастных цветов м/но получ., сочетая цвета, расположенные в половине треуг-ка, разделенного биссектрисой, так как на конце биссектрисы лежит промежуточный цвет, дополнительный к основному. 1) желт-фиолет. – крас. –оранж.; 2) жел.-фиолет. – син. - зелен.; 3) синий - оранжевый - красный -фиолетовый; 4) синий - оранжевый - желтый -зеленый; 5) красный - зеленый - желтый -оранжевый; 6) красный - зеленый - синий -фиолетовый.К сочет-м родственно-контрастных цветов можно отнести сочетания трех цветов - одного основного и двух промежуточных, расположенных по двум сторонам треугольника. По отношению к основному промежуточные цвета являются родственными, а между собой - контрастными. Это следующие триады родственно-контрастных цветов:1) желтый - зеленый - оранжевый; 2) красный - оранжевый - фиолетовый; 3) синий - зеленый - фиолетовый. Эти триады родственно-контрастных цветов входят как составной элемент в перечисленные выше шесть групп родственно-контрастных цветов и могут называться лишь подгруппами.Группы гармонич-х соч-й контрастных цветов. можно получить, проведя биссектрисы из всех углов треугольника. На концах биссектрис лежат взаимодополнительные цвета к основным.1) желт. – фиолет.; 2) красн. – зелен.; 3) синий - оранжевый.Группы гармонич. соч-й нейтральных в отнош-и родства и контраста цветов. Нейтрал. в отношении родства и контраста являются чистые основ. цвета, леж-е в основе треугольника, - желтый, красный, синий. 1) желтый - красный; 2) желтый - синий; 3) красный - синий; 4) желтый - красный - синий.
Нейтральной в отношении родства и контраста колористическая гармония может быть, если применяются цвета чистые, без примеси оттенков, в противном случае вступают в силу другие виды гармонии.Цв. гармония зависит также от площадей и конфигурации пятен используемых цветов, их светлоты и насыщенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: