Из дела по челобитью игумена Пантелеймонова монастыря Андреяна об «обелении» монастырской пашни (1595 г., июля 8 — 1596 г., февраля 10)

От царя и великого князя Федора Ивановича всея Русии в нашу вотчину в Великий Новгород воеводе на­шему князю Данилу Ондреевичу Нохтеву с товарыщи.

Бил нам челом из Великого Новгорода Пантелеева монастыря старец Андреян з братьею, а сказал: по на­шему деи указу в том Пантелееве монастыре преж сего жили воеваные старцы сь Ямыгорода дву монастырей, из Воскресенского да ис Пятницкого, строитель старец Дософей с своею братьею. А как в прошлом 95-м году по нашей грамоте дьяки наши Сава Фролов да Семейка Емельянов велели быти в том Пантелееве монастыре тому строителю Дософею з братьею, и дали деи им ис Пантелеевской вотчины ис пуста в Деревской пятине в Курском присуде в Петровском погосте деревню Липицы две обжи, да деревню Яковлево сельцо, две обжи ж, да деревню Индриково, всего пять обеж на лготу на десять лет з 95-го году по сто пятой год. А в те деи было лготные лета тому строителю Досифею з братьею на тех лготных пяти обжах пашню роспахати, и поля огородити, и сенные покосы розчистити, и дворы поставити, и крестьян назвати. И того деи строителя старца Дософея не стало. А как деи мы отчину свою Ямогород взяли, и те деи старцы ямогородцкие из Пантелеева монастыря вышли на Ямугород в прежние свои монастыри. А тех деи они лготных пяти обеж пашни не роспахали и поль не огородили, и сенных покосов не розчистили, и дворов не поставили, и крестьян не назвали, а пахали деи они в тех лготных пяти обжах только две обжи собою на мо­настырь. И нынеча деи их тем лготным пяти обжам срок находит. А они деи после тех ямогородцких старцов пришли в тот Пантелеев монастырь на пусто, и им де тех лготных пяти обеж крестьяны навести не мочно, по­тому что ныне по нашему указу крестьяном и бобылем выходу нет, а казны де у них монастырьской в том Пан­телееве монастыре нет же, подмоги давати крестьяном нечем же, и нашего деи годового хлебного и денежного жалованья в тот Пантелеев монастырь не идет ничего, и около деи того монастыря пашенки и огородцу нет. А преж деи сего под тем монастырем была деревня Горка, полтретьи обжи, и та деи деревня Горка взята в наш круг и приписана де к селу к Ракому. И нам бы его старца Андреяна з братьею пожаловати, велети у них тех пустых трех обжах дозрити, а те б две обжи велети у них обелити и никаких наших податей с тех дву обеж в нашу казну с них имати не велети.

И будет так, как нам из Великого Новагорода Пан­телеева монастыря старец Андреян з братьею бил че­лом, а за тем будет Пантелеевым монастырем опроче тех дву обеж пашни нет нигде, питатись им нечем, и крестьян на тех дву обжах нет же, и как к вам ся наша грамота придет, и вы б из Великого Новагорода в тот Пантелеев монастырь послали сына боярского добра, да с ним подьячего, а велели тех пустых трех обеж дозрити. Да будет те обжи лежат в пусте от 95-го году и по ся места не пахиваны, и вы б те обжи велели написати в пусте и вперед с тех пустых обеж после лгот­ных лет с того Пантелеева монастыря наших никаких податей имати не велели до наших писцов. А которые две обжи пахали с Ямыгорода воеваные старцы строи­тель старец Досифей з братьею, и крестьян на них нет, и вы б их велели обелити и наших податей с тех дву обеж имати не велели, а теми есмя двемя обжами в тот Пантелеев монастырь старца Андреяна з братьею по­жаловали, велели их обелити на три престола к Покро­ву пречистой и великому мученику Пантелею и чюдотворцу Николе на свечи, и на темьян, и на просфиры, и на вино, и на церковное строенье.

Писан на Москве лета 7103-го июля в 8 день.

Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. –

М.:Высш.шк.,1987. – Вып.2. – С.258-259. - №72


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: