Военное время

Главная задача - создать необходимое для боя морально-психологическое состояние, морально-психологическое превосходство над противником.

Основное содержание - информационно-психологическое противоборство; не допустить деморализации своих войск (сил), уберечь их от психологического поражения.

Задачи - снижение морального духа противника, его психологическое подавление, дезинформация, лишение способности к продолжению войны.

Первое направление охватывает полностью морально-нравственную составляющую МПП. Оно вкладывается в понятие и содержание политической работы с личным составом подразделения.

Как и политика, мораль связана с отношениями самого различного рода между людьми, социальными группами, классами, нациями, народностями, государствами. В историческом плане мораль более древнее явление, политический аспект взаимоотношений в определенный исторический момент выделился именно из морального.

Моральпонятие относящиеся к характеру, привычным обычаям, нравом, поведению, является одним из основных способов регуляции действий человека.

Важно понять, что мораль имеет социально всеобщее значение в силу того, что определяет сознание и поведение людей во всех сферах общественной жизни - в быту, в труде, в науке, в политике, в воинской деятельности; в семейных, личных, внутригрупповых, международных отношениях; а также отношение к самому себе и природе. Именно мораль является системой ориентиров, ценностным базисом общества, основой культуры межчеловеческих отношений. Когда моральные нормы превращаются во внутренние убеждения, то они становятся мощным побуждающим фактором, мотивационной основой решений и поступков человека в конкретной ситуации.

Несомненно, что подавляющее число поступков диктуется инстинктом самосохранения (стремление к размножению и воспитанию потомства). Однако пассионарность имеет обратный вектор, заставляя людей жертвовать собой и своим потомством, которое находится в полном пренебрежении ради иллюзорных вожделений (честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей). Как инстинктивные, так и пассионарные импульсы регулируются в эмоциональной сфере (бессознательное).

В сознательной части психической деятельности человека положительным импульсом сознания будет безудержный (разумный) эгоизм, требующий для осуществления себя как цели рассудка и воли. Под рассудком мы условимся понимать способность выбора реакции при условиях, допускающих это, под волей – способность производить поступки, согласно сделанному выбору. «Разумному эгоизму» противостоит группа импульсов с обратным вектором. Это влечение (стремления кистине – составить о предмете адекватное представление, к красоте – тому, что нравится без предвзятости, к справедливости – соответствие морали и этики и к победе) - сильно варьируется и всегда ограничивается «разумным эгоизмом», но в ряде случаев оказывается более мощным, а иногда и губительным для человека.

Мы можем положить выделенные разряды импульсов на оси координат: бессознательное – на абсциссу, сознание – на ординату.


Желание жить – биологический признак, свойственный человеку, как виду. Однако, есть сколько угодно людей, не щадящих жизнь настолько, что они добровольно идут на войну под действием пассионарного напряжения.. Либо обратный эффект – дизертирство. Реальное поведение человека складывается из двух постоянных положительных величин (инстинкт самосохранения и разумный эгоизм) – формируется желание жить и двух переменных отрицательных – пассионарность и влечение, при преобладании которых, человек способен бороться и побеждать. Следовательно только последние определяют наблюдаемое в действительности разнообразие поведенческих категорий. [14. с. 71-76]. К таким категориям можно отнести – «боевой дух», героический поступок, самопожертвование, наступательный порыв и др. Для формирования данных поведенческих категорий у военнослужащих в боевой обстановке возникает острая необходимость воздействия как на сознание воинов, так и на их бессознательное.

Данное направление МПП, видимо, может включать информационно-воспитательную, социально-правовую и культурно-досуговую работу и должно охватить все виды воспитания: политическое, правовое, воинское, эстетическое, историко-патриотическое, нравственное, трудовое и т.д. Рассмотрим вкратце основные виды работ.

Информационно-воспитательная работа затрагивает рациональный уровень психики человека, теоретический уровень общественного сознания и в первую очередь такие его формы, как моральное, политическое, правовое, религиозное сознание. Она имеет вполне конкретные задачи, как в мирное, так и в военное время. Одной из них является политическое воспитание и политическое образование личного состава Вооруженных Сил Республики Казахстан. Она имеет свою государственную политику, свои государственные интересы. Армия, как государственный институт, служит средством и инструментом этой политики, защищает эти интересы. С этой точки зрения армию "деполитизировать" невозможно.

Социально-правовая работа обусловлена следующими обстоятельствами:

1) обязанностью всех должностных лиц и органов управления обеспечить социально-правовой режим деятельности Вооруженных Сил Республики Казахстан, предусмотренный Конституцией РК и ее законодательством;

2) потребностью обеспечить социально-правовое положение военнослужащих, нормальное социально-психологическое самочувствие, достойное Вооруженных Сил демократического, правового государства Республики Казахстан, гарантировать и надежно защищать их личные и гражданские права;

3) необходимостью готовить и воспитывать в армии и на флоте не только высокопрофессиональных защитников Республики Казахстан, но и граждан демократического общества, сознательно защищающих его от угроз как извне, так и изнутри.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: