Психологическая война

Психологическая война может быть определена как совокупность различных форм, мотивов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, установок, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений и общественного сознания в целом.

В ходе психологической войны воздействие на людей осуществляется различными средствами:

1) информационными средствами – стараться внедрить в сознание масс через средства массовой информации (СМИ) необходимые взгляды и убеждения;

2) военными средствами – через гонку вооружений;

3) системой торговых и финансовых санкций, направленных на подрыв экономики потенциального противника,

4) политическими средствами – создание или поддержку оппозиционных партий с целью оказания политического давления.

Психологическое воздействие подразделяется на следующие виды.

1. Информационно-психологическое воздействие – это воздействие словом, информацией.

2. Психогенное воздействие – физическое воздействие на мозг человека в результате травмы головы или воздействия физических факторов (звука, освещения, температуры).

3. Психоаналитическое воздействиевоздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна.

4. Нейролингвистическое воздействие – вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путём введения в их сознание специальных лингвистических программ.

5. Психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействиеэто воздействие на людей, осуществляемое путём передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие.

6. Психотропное воздействиевоздействие на психику человека с помощью медецинских препаратов, химических или биологических веществ.

Психологическая операция (Псо) – главный элементпсихологической войны – использование на практике в условиях вооруженной борьбы сложной совокупности согласованных по целям, задачам, месту, времени, форм, способов и приемов информационно-психологического воздействия. Психологические операции состоят из политических, военных, экономических, дипломатических и собственно информационно-психологических операций. Различают психологические операции по направлениям:

- Псо по введению противника в заблуждение;

- Псо против гражданского населения противника;

- Псо в поддержку боевых действий;

-Псо по содействию оппозиционным силам;

- Псо культурной экспансии и диверсии;

- Псо в ходе миротворческой операции.

Идеологической войнавоздействие на общественное сознание таким образом, чтобы управлять людьми и заставить их действовать против своих интересов. Это можно рассматривать как определенный аналог вирусного заболевания.

Среди применявшихся ею методов один из наиболее эффективных — постепенное доведение идеологических кампаний и лозунгов до абсурда, что компрометировало существующий режим в общественном сознании. Интересно, что подавляющее число людей, оценивающих постфактум операции идеологов КПСС, характеризуют их именно как непроходимую глупость. Типичный пример: в 70-е годы нарушались взаимосогласованные сверстанные планы. Вождям давался совет вставить еще (и еще) одно супернеобходимое в пятилетку. В создании и раздувании противоречий и состоит основной механизм действия идеологического вируса. Это позволяет использовать многих людей «в темную», когда они, борясь с конкурентом, фактически выполняют задачи «пятой колонны». И здесь существует правило — максимальное использование подставных лиц.

Какие проблемы должны были решаться в психологической войне? Любое общество неоднородно: существуют групповые интересы, национальные и региональные элиты, а также лица, стоящие у власти с их связями и интересами. Помимо внедрения своих людей в идеологическую сферу и властные структуры, нужно было знать и продвигать дураков, карьеристов, обиженных властью, а такжесоздавать условия для пропаганды идейных тупиковых течений и поддерживать их носителей. Вирусное заболевание имеет скрытый латентный период, но после его окончания наступает острая стадия — организм переходит в возбужденное неустойчивое состояние, И именно в этот период возникает вероятность гибели организма.

Точно так же при организации изменения существующего строя необходимо подвести общество к неустойчивости, Примером служат действия гитлеровцев в начале 30-х годов и действия горбачевской команды в конце 80-х, Любой переворот должен осуществляться в обстановке неустойчивости, только тогда он имеет реальный шанс на успех.

Принцип вируса применялся и в отдельных мероприятиях, Так, в операциях группировки Горбачева по уничтожению СССР использовалась та же вирусная триада:

- исправление ошибок прошлого (внедрение);

- углубление (выделение токсинов);

- разрушение.-

Все эти операции четко подчиняются принципу вируса.

Крайне важно рассмотреть арсенал информационно-психологической войны — конкретные методы воздействия на общественное сознание.

Информационно-психологическое воздействие на военнослужащих противника осуществляется по направлениям:

- разъяснение катастрофических последствий войны для воинов и членов их семей;

- дискретизация военно-политического руководства;

- разжигание противоречий между различными социально-этническими группами воинов противника;

- пропаганда превосходства в военной силе.

Побуждение противника к дезертирству или сдачи в плен является самым перспективным и эффективным из всех направлений, имеющее свои формы и средства:

- не приукрашивать и не идеализировать пребывание в плену;

- сообщать конкретные факты, призванные рассеивать страх перед неизвестностью плена и его трудностями;

- подводить военнослужащих к мысли о целесообразности сдачи в плен во имя конечной цели – вернуться домой живым.

Так, американские листовки, предназначенные для иракских военнослужащих, назывались не «пропусками», а «пригласительными билетами».

ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ.

Благодаря радушию Командования объединенных сил на ТВД, ты приглашен присоединиться к объединенным силам и тебе полностью гарантируется арабское гостеприимство, благодарность и благополучие, медицинское обслуживание и возвращение к родным сразу же после из положения, в которое поставил вас Садам.

Мой брат. Иракский солдат…

Это приглашение открыто для тебя и твоих братьев-воинов. Мы просим принять его, когда тебе позволит удобный случай.

Командующий объединенными силами на ТВД.

Прямые и косвенные методы воздействия на сознание. Традиционный рациональный прямой способ воздействия на сознание основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики. На рубеже XIX и XX столетий возникли рабочие кружки, руководители которых объясняли, исходя из анализа нынешнего мира, что делать, с чего начать, разъясняли логический путь событий. Необходимой составной частью проведения такой разъяснительной работы, обращенной к разуму людей, был учет реальной обстановки. При этом важно понимать расстановку сил, реальные интересы людей, проводить научный анализ.- Вместе с тем необходимо учитывать состояние общественного сознания,т.е. дать четкие, броские, понятные лозунги; бороться за людей, за их сознание повседневно. Характерный пример ~ события Гражданской войны, вспомним «Мятеж» Фурманова:

«Как ее взять в руки, эту мятежную толпу?.. Выступать надо твердо, уверенно, как сильному и без малейших уступок, колебаний. Это первое: твердо и не сдаваясь в основном. А второе, не выпускать ни на одно мгновенье из-под пытливого взopa всю толny, разом ее наблюдая со всех сторон и во всех проявлениях... В-третьих, вот что: знай, чем живет толпа: самые насущные знай у ней интересы. И о них говори... Потом, в-четвертых. Глянь на лица, всем в глаза, улови нужные слова, учуй по движениям. Если в тон; не попал, пропало дело... В-последних, так сказать, на разлуку только два слова: когда не помогают никакие меры и средства..,— сойди с трибуны, с бочки, с ящика, все равно с чего, сойди так же смело, как взошел туда... Погибая под кулаками и прикладами, помирай агитационно. Так умри; чтобы и от смерти твоей была польза».

Наряду с рациональными способами воздействия на сознание существуют способы, которые можно назвать иррациональными. Они могут оказывать разрушительное воздействие, подавлять рациональное начало и заставлять людей служить своим целям. Здесь в свое время большие наработки сделало ведомство Геббельса.

Один из эффективных методов — метод большой лжи, успешно примененный и обоснованный Геббельсом, который писал:

«Восприимчивость масс довольно ограничена, их понимание— незначительно, зато забывчивость чрезмерно велика.. Только того, кто тысячекратно будет повторять ординарные понятия, масса пожелает запомнить. Если уж врать, так врать нагло: в большую ложь охотнее верят, чем в малую... Люди сами иногда врут в мелочах, однако большой лжи они стесняются. Следовательно, им и в голову не придет, что их так. бессовестно обманывают... В случае лю6ои неудачи следует незамедлительно искать врагов. Если их нет, надо придумать. Большая ложь дает выигрыш во времени, а потом о ней никто не вспомнит».

В основе другого метода, использованного лежит ограниченность восприятия людей. Человек не успевает перерабатывать массив данных и его оперативная память ограничена, избыточную информацию oн воспринимает как шум. Поэтому действительно важную роль играют простые формулировки, повторение, закрепление определенного набора положений. Достаточно эффективными оказываются периодические, сменяющие дpyг друга (хотя бы и пустые) кампании, занимающие внимание людей, например суверенизация, ваучеризация, приватизация. Безрезультатность старых забывалась, и все начиналось снова. Последовательность кампаний не оставляла времени для размышлений и оценок.

Третий метод, использованный Гитлером, основан на том, что в подсознании человека заложено определенное, коррелирующие поступки отдельных лиц, «стадное» чувство принадлежности к определенной общественной группе, которое стимулирует моду, синхронизацию поступков, подчинение лидерам. На его основе можно успешно пропагандировать рассовую и религиозную исключительность, преимущества «образа жизни», выделенность «интеллектуалов» над серой массой нецивилизованных «совков» и т.п. Аналогичная ситуация была во второй половине 80-х годов, когда действовали горбачевские идеологиКПСС и «проходили» любые домыслы и одна кампания сменяла другую.

Весьма эффективен метод, часто используемый в рекламе: - «Всегда говорите правду, говорите много правды, говорите гораздо больше правды, чем от вас ожидают, никогда не говорите всю правду». Согласно этому методу отождествляются негативные стороны явления (а они неизбежны, поскольку история делается не ангелами, а людьми) с самим явлением. Негатив, каждый мог, что называется пощупать, а само отождествление отодвигалось в тень. Для любого воздействия в существующих условиях необходимо присутствие правды и ее определенная дозированность. На этом фоне могут поступать и необходимые порции ложных данных.

Но наиболее эффективный метод заключается в расчленении явления, выделении истинных, но единичных фактов, и отождествлении их с самим явлением. Или в более общей постановке вопроса — создании на основе истинных фактов ложной информационной структуры. Сложные образования такого типа носят название политических мифов.

Эффективное управление людьми, манипулирование ими с помощью информационного воздействия становятся возможными лишь при наличии обратной связи. В основе социологии массовых коммуникаций лежит схема: кто говорит, что сообщает,по какому каналу, кому и с каким эффектом. Последний момент имеет особую значимость. Вся схема информационного воздействия может работать вхолостую, если не принимать в расчет динамику сдвигов в сознании, а также возможностей неожиданности, непредсказуемости.

Изучение опосредованного воздействия СМИ, получившее названиеконцепции многоступенчатого потока информации, показало, что параллельно каналам массовой коммуникации, действующим на «лидера мнения», функционируют межличностные неформальные каналы информации. Все это в западной социологии стало объектом пристального внимания и изучения. Сказанное выше относилось к прямым (или информационным) методам воздействия на сознание.

Но существуют и косвенные методы, связанные с воздействиями на условия функционирования мозга, на регулятивные функции. Так, в мозгу осуществляется химическое регулирование на основе нейромедиаторов и нейропептидов, которое может быть нарушено с помощью наркотиков и алкоголя. Организация наркосбыта в стане противника может рассматриваться как один из приемов психологической войны.

На сознание людей также могут существенно влиять электромагнитные и акустические поля, особенно в диапазоне инфрачастот. Обращая их на людей, сосредоточенных на относительно малом пространстве, можно существенно изменять их поведение, приводить к неадекватным, аномальным решениям.

У человека и общества в целом с помощью внешних воздействий можно менять структуру мировоззрения («картину мира»). Это осуществляется внедрением в сознание политических мифов, позволяющих заменить целостное мировоззрение фрагментарным.

• Крупнейший вклад в исследование мифов XX века внес немецкий философ Эрнст Кассирер, Его исследование, написанное более полувека назад, было связано с ситуацией в гитлеровской Германии. Но кажется, что оно написано совсем недавно и описывает нашу действительность. Приведем общую характеристику мифов XX века, данную Кассирером:

«Миф достигает апогея, когда человек лицом к лицу сталкивается с неожиданной и опасной ситуацией. Даже в самых примитивных сообщениях использование магии ограничено особой сферой деятельности.Во всех случаях, когда можно прибегнуть к сравнительно простым техническим средствам, обращение к магии исключается. Такая потребность возникает только тогда, когда человек сталкивается с задачей, решение которой далеко превосходит его естественные возможности…».

Новые политические мифы представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и тонкими «мастерами». Даже самые суровые деспотические режимы навязывали человеку определенные правила действия. Они не интересовались чувствами и мыслями людей.

Современные мифы действуют совсем по-другому. Они не начинают с того, что санкционируют или запрещают какие-то действия. Они сначала изменяют людей, чтобы потом иметь возможность регулировать и контролировать их деяния. Люди становятся жертвами мифов без серьезного сопротивления. Миф сам по себе неуязвим. Он нечувствителен к рациональным аргументам. Но чтобы победить врага, мы должны знать его. «Картина мира», т.е. то, с чем человек сравнивает реальность, из целостной и согласованной становится фрагментарной, мозаичной, состоящей из набора сотворенных мифов. Эти мифы дают ложную, искаженную картину мира и заставляют людей действовать против своих интересов. Примером является утверждение, что сейчас ни во что не надо вмешиваться, рынок сам все организует. Хотя, чисто рыночная стихия в начале 30-х годов США и весь Запад поставила на грань катастрофы и только использование регулирования экономики (по теории Кейнса) позволили Рузвельту выйти из кризиса. Результат внедрения мифа – катастрофа экономики. [2, с. 365].

Командиры, офицеры-воспитатели в своей практической работе с подчиненными, морально-психологическом обеспечении СБД, должны четко ориентироваться в особенностях современной психологической войны.

Приемы психологической войны активно используют все государства, политические партии, спецслужбы и экстремистские организации. Сегодня на Западе на специальные психологические исследования тратится денег больше, чем на ракетные программы. Изучение средств воздействия на психику человека активно ведется в США, Германии, Франции, Италии, Японии, Израиле, Китае..

Вывод по первому вопросу: Таким образом объективным явлением современных войн выступает стремление противоборствующих сторон подорвать моральный дух и боевые возможности войск противника, В этих целях разрабатываются теоретические концепции информационно-психологического воздействия, создаются соответствующие силы и средства, обосновываются принципы их практического применения. ПсО при их умелом планировании и осуществлении являются эффективным средством достижения военных целей невоенными средствами.

2. учебный вопрос: Морально-психологическая подготовка личного состава. Цели и задачиморально-психологической подготовки (МПП) личного состава предполагают три относительно самостоятельных, но в то же время взаимозависимых направления деятельности органов военного управления.

Направления работ:

- 1-е направление - комплекс проблем, связанных сформированием мировоззрения, морально-нравственных убеждений, принципов, норм и правил, определяющих поведение личного состава при выполнении учебно-боевых и боевых задач;

- 2-е направление - проблемы, связанные с подготовкой психики военнослужащих и психологии воинских коллективов, психологическим обеспечением боевой деятельности;

- 3-е направление - информационно-психологическое противоборство во всем его многообразии: срыв (ослабление) психологических операций противника, противодействие постоянно осуществляемому информационно-психологическому воздействию на наш личный состав, нейтрализация негативных последствий этого воздействия и т.д.

Морально-психологическое обеспечение Вооруженных Сил в мирное и военное время сохраняет единство в главном, но имеет различия, так как существенно меняются его содержание, формы и методы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: