учебный вопрос: Психологическая подготовка личного состава

Психологическая подготовка личного состава представляет собой процесс целенаправленного формирования психических качеств, обеспечивающих устойчивое и надежное осуществление воинской деятельности в различных служебно-боевых ситуациях. Приближение условий обучения к боевым проводится путем внесения различных воздействий, характерных для боевой обстановки, при выполнении военнослужащими учебных задач. К ним относятся:

1) опасность - осознание военнослужащим обстановки как угрожающей его здоровью и жизни;

2) внезапность - неожиданные для военнослужащего изменения обстановки в ходе выполнения боевой задачи;

3) неопределенность - отсутствие, недостаток или противоречивость информации о содержании или условиях выполнения боевой задачи, о противнике или характере его действий;

4) новизна - наличие ранее неизвестных военнослужащим элементов в условиях выполнения или в самой боевой задаче (новизна определяется, опытом военнослужащего);

5) увеличение темпа действий - сокращение времени на выполнение действий;

6) дефицит времени - условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно простым увеличением темпа действий, необходимо изменение содержания структуры деятельности.

Кроме того, выделяются непосредственно психотравмирующие факторы боевой обстановки, которые вызывают негативные психические реакции военнослужащих в бою, снижающие или же полностью ограничивающие их боеспособность. Классификация психотравмирующих факторов.

1. Факторы визуального (зрительного) ряда:

- разрушения зданий, техники, сооружений, ландшафта;

- огонь, возгорания, пожары, разрывы;

- вид трупов, раненых и пострадавших.

2. Факторы аудиального (слухового) ряда:

- грохот, рев, гул.

3. Факторы тактильного (осязательного) ряда:

- вибрации, удары воздушной волны, сотрясения, падения.

4. Факторы интерактивного ряда:

- смерть близких, сослуживцев, товарищей; контакт с большим количеством раненых и искалеченных.

Предлагается следующая классификация приемов моделирования этих факторов:

- словесно-знаковые - воздействие на военнослужащего осуществляется посредством слова, знаков, информативных жестов;

- наглядные - воздействие осуществляется путем показа различных предметов, например, после воздействия на них стрелкового и другого вооружения, кино- и видеофильмов, фотографий с реальными картами боя и присутствующими там психотравмирующими факторами,

- действий (показ способа преодоления психологической полосы, обкатки танками);

- тренажерные - воздействие на военнослужащих осуществляется путём моделирования психологических факторов боя;

- имитационные — воздействие осуществляется с использованием средств имитации внешних признаков боевой обстановки;

- боевые - воздействие на военнослужащего осуществляется путем моделирования психологических факторов боя с использованием боевой техники, вооружения и подручных средств, применяемых для организации и ведения боевых действий. Психическая напряженность у военнослужащих создается с целью формирования у них навыков и умений действовать в условиях непосредственного воздействия психологических факторов боя. Психологическая достоверность достигается с помощью нижеперечисленных практических приемов.

1. Создание условий настоящей опасности, требующих риска.

2. Продолжительного воздействия взрывов и грохота.

3. Действий в обстановке крайней неизвестности и неопределенности.

4. Непродолжительного воздействия мощных взрывов, очагов пожаров.

5. Воздействия криками, стонами, воплями, имитацией толпы.

6. Применения тошнотворных и других резких, неприятных запахов.

7. Длительных ожиданий, задержек на месте, опозданий при необходимости действовать быстро.

8. Требований со стороны старших начальников действовать быстрее, с постоянными докладами о выполняемых действиях.

Физическое изнурение вызывается с помощью приемов.

1. Проведения занятий в неблагоприятных погодных условиях.

2. Длительных действий без сна.

3. Совершения длительных трудных маршей.

4. Отказов в действиях оружия и приборов.

5. Усложнения обстановки командирами, требованиями повысить темп действий на труднодоступной местности или увеличения нагрузки на воинов, условно выводя часть из них из строя, в основном наиболее физических крепких и выносливых, назначив их «ранеными», которых остальным придется нести.

6. Широкого применения инженерных препятствий и проволочных заграждений.

7. Действий в темноте.

Кроме того, напряженность достигается с помощью следующих приемов.

1 Развитием духа соревнования.

2. Необходимостью решения одновременно нескольких задач.

3. Нестандартными действиями «противника».

Воздействие на психику военнослужащего через слух (имитация аудиальных факторов боя): - крики, стоны, вопли. Добиться повышения психической напряженности можно с помощью заранее подготовленных воинов. Кроме того, повышать напряженность можно с помощью провокационных выкриков, слухов. Например, «Нас окружили», «БТР (танк) задавил Петрова» и т. п.

Гонги, звонки, сирены, колокола лучше применять в условиях небольших площадей, помещениях, подвалах.

В каждой части необходимо иметь звукозаписывающие и радиотрансляционные средства, фонотеку с записями звуков боя, грохота взрывов и криков людей, рева толпы, необычных звуков (шипение, свист, звуки падающих капель и т. п.).

Имитационные взрывы должны происходить на протяжении всего занятия как внутри боевых порядков подразделений, так и перед ними.

Воздействие на психику воина через зрение (имитация визуальных факторов боя).

1. Световые эффекты (вспышки взрывов ламп, прожектора, открытый огонь и т. п.). Применение световых эффектов может быть:

- одномоментным (неожиданная вспышка);

- длительным (пожары, огневые коридоры);

- комплексным.

2. Разрушения, развалины, чучела, муляжи.

3. Воздействие оружия и техники на предметы.

Воздействие на психику через обоняние.

Воздействие на психику через тактильные ощущения.

Воздействие на психику через вестибулярный аппарат.

Такие упражнения рекомендуется проводить постоянно в ходе боевой подготовки, спортивных и других соревнований..[5, с. 77].

Третье направление - информационно-психологическое противоборство

Английский психолог Н.Коупленд в начале ХХ века писал: "...Армия не разбита, пока она не прониклась сознанием поражения. Поражение — это заключение ума, а не физическое состояние..."

Сегодня практически в Вооруженных Силах всех развитых стран Европы, Америки и Азии существуют специальные органы, подразделения, силы и средства для осуществления информационно-психологического воздействия на войска (силы) и населения противника, а также личный состав своих Вооруженных Сил.

Срыв (ослабление) психологических действий противника, противодействие постоянно осуществляемому информационно-психологическому воздействию на личный состав подразделений, нейтрализация негативных последствий этого воздействия – основные направления работы командира подразделения.

Информационно-психологическое воздействие на население и военнослужащих своей страны осуществляется по следующим направлениям:

- повышение их морального духа, предотвращения паники;

- разъяснения необходимости различных мер ограничения и контроля;

- осуждение и критика антиправительственных и антивоенных действий;

- контрпропаганда. [2, с. 413.]

Таковы основные обязанности командира по организации воспитательной работы с личным составом, которые охватывают все стороны жизни и деятельности подразделения. Чтобы успешно выполнить эти обязанности, командиру необходимо руководствоваться выводами и рекомендациями военной педагогики и психологии и разумно использовать все разнообразие средств, форм и методов воспитательной работы, которыми необходимо настойчиво овладевать во время обучения.

Вывод по третьему вопросу: В современных условиях психологическая подготовка рассматривается как процесс формирования, развития и укрепления психологической готовности и психологической устойчивости военнослужащего к активной деятельности в трудных и экстремальных боевых ситуациях современной войны, Для психологической подготовки будущих бойцов к боевой обстановке нужно честно, откровенно, правдиво и деловито познакомить воинов с их будущей деятельностью и ее обстановкой.

Вывод по теме: Таким образом, морально-психологическая подготовка в современных армиях в принципе может обеспечить достаточно высокий уровень боеготовности и боеспособности личного состава. Вместе с тем в повседневной практике боевой подготовки войск такую подготовку проходят далеко не все военнослужащие и не в полном объеме. Специалисты психологической войны должны поэтому выявлять реальное морально-психологическое состояние личного состава конкретных подразделений противника. Свой главный психологический "удар" им надо наносить по тем из них, которые в силу тех или иных обстоятельств являются наименее адаптированными к боевым условиям.

Методическую разработку подготовила лейтенант Комратова Б.С.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: