Психологическая подготовка личного состава представляет собой процесс целенаправленного формирования психических качеств, обеспечивающих устойчивое и надежное осуществление воинской деятельности в различных служебно-боевых ситуациях. Приближение условий обучения к боевым проводится путем внесения различных воздействий, характерных для боевой обстановки, при выполнении военнослужащими учебных задач. К ним относятся:
1) опасность - осознание военнослужащим обстановки как угрожающей его здоровью и жизни;
2) внезапность - неожиданные для военнослужащего изменения обстановки в ходе выполнения боевой задачи;
3) неопределенность - отсутствие, недостаток или противоречивость информации о содержании или условиях выполнения боевой задачи, о противнике или характере его действий;
4) новизна - наличие ранее неизвестных военнослужащим элементов в условиях выполнения или в самой боевой задаче (новизна определяется, опытом военнослужащего);
5) увеличение темпа действий - сокращение времени на выполнение действий;
|
|
6) дефицит времени - условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно простым увеличением темпа действий, необходимо изменение содержания структуры деятельности.
Кроме того, выделяются непосредственно психотравмирующие факторы боевой обстановки, которые вызывают негативные психические реакции военнослужащих в бою, снижающие или же полностью ограничивающие их боеспособность. Классификация психотравмирующих факторов.
1. Факторы визуального (зрительного) ряда:
- разрушения зданий, техники, сооружений, ландшафта;
- огонь, возгорания, пожары, разрывы;
- вид трупов, раненых и пострадавших.
2. Факторы аудиального (слухового) ряда:
- грохот, рев, гул.
3. Факторы тактильного (осязательного) ряда:
- вибрации, удары воздушной волны, сотрясения, падения.
4. Факторы интерактивного ряда:
- смерть близких, сослуживцев, товарищей; контакт с большим количеством раненых и искалеченных.
Предлагается следующая классификация приемов моделирования этих факторов:
- словесно-знаковые - воздействие на военнослужащего осуществляется посредством слова, знаков, информативных жестов;
- наглядные - воздействие осуществляется путем показа различных предметов, например, после воздействия на них стрелкового и другого вооружения, кино- и видеофильмов, фотографий с реальными картами боя и присутствующими там психотравмирующими факторами,
- действий (показ способа преодоления психологической полосы, обкатки танками);
- тренажерные - воздействие на военнослужащих осуществляется путём моделирования психологических факторов боя;
|
|
- имитационные — воздействие осуществляется с использованием средств имитации внешних признаков боевой обстановки;
- боевые - воздействие на военнослужащего осуществляется путем моделирования психологических факторов боя с использованием боевой техники, вооружения и подручных средств, применяемых для организации и ведения боевых действий. Психическая напряженность у военнослужащих создается с целью формирования у них навыков и умений действовать в условиях непосредственного воздействия психологических факторов боя. Психологическая достоверность достигается с помощью нижеперечисленных практических приемов.
1. Создание условий настоящей опасности, требующих риска.
2. Продолжительного воздействия взрывов и грохота.
3. Действий в обстановке крайней неизвестности и неопределенности.
4. Непродолжительного воздействия мощных взрывов, очагов пожаров.
5. Воздействия криками, стонами, воплями, имитацией толпы.
6. Применения тошнотворных и других резких, неприятных запахов.
7. Длительных ожиданий, задержек на месте, опозданий при необходимости действовать быстро.
8. Требований со стороны старших начальников действовать быстрее, с постоянными докладами о выполняемых действиях.
Физическое изнурение вызывается с помощью приемов.
1. Проведения занятий в неблагоприятных погодных условиях.
2. Длительных действий без сна.
3. Совершения длительных трудных маршей.
4. Отказов в действиях оружия и приборов.
5. Усложнения обстановки командирами, требованиями повысить темп действий на труднодоступной местности или увеличения нагрузки на воинов, условно выводя часть из них из строя, в основном наиболее физических крепких и выносливых, назначив их «ранеными», которых остальным придется нести.
6. Широкого применения инженерных препятствий и проволочных заграждений.
7. Действий в темноте.
Кроме того, напряженность достигается с помощью следующих приемов.
1 Развитием духа соревнования.
2. Необходимостью решения одновременно нескольких задач.
3. Нестандартными действиями «противника».
Воздействие на психику военнослужащего через слух (имитация аудиальных факторов боя): - крики, стоны, вопли. Добиться повышения психической напряженности можно с помощью заранее подготовленных воинов. Кроме того, повышать напряженность можно с помощью провокационных выкриков, слухов. Например, «Нас окружили», «БТР (танк) задавил Петрова» и т. п.
Гонги, звонки, сирены, колокола лучше применять в условиях небольших площадей, помещениях, подвалах.
В каждой части необходимо иметь звукозаписывающие и радиотрансляционные средства, фонотеку с записями звуков боя, грохота взрывов и криков людей, рева толпы, необычных звуков (шипение, свист, звуки падающих капель и т. п.).
Имитационные взрывы должны происходить на протяжении всего занятия как внутри боевых порядков подразделений, так и перед ними.
Воздействие на психику воина через зрение (имитация визуальных факторов боя).
1. Световые эффекты (вспышки взрывов ламп, прожектора, открытый огонь и т. п.). Применение световых эффектов может быть:
- одномоментным (неожиданная вспышка);
- длительным (пожары, огневые коридоры);
- комплексным.
2. Разрушения, развалины, чучела, муляжи.
3. Воздействие оружия и техники на предметы.
Воздействие на психику через обоняние.
Воздействие на психику через тактильные ощущения.
Воздействие на психику через вестибулярный аппарат.
Такие упражнения рекомендуется проводить постоянно в ходе боевой подготовки, спортивных и других соревнований..[5, с. 77].
Третье направление - информационно-психологическое противоборство
Английский психолог Н.Коупленд в начале ХХ века писал: "...Армия не разбита, пока она не прониклась сознанием поражения. Поражение — это заключение ума, а не физическое состояние..."
|
|
Сегодня практически в Вооруженных Силах всех развитых стран Европы, Америки и Азии существуют специальные органы, подразделения, силы и средства для осуществления информационно-психологического воздействия на войска (силы) и населения противника, а также личный состав своих Вооруженных Сил.
Срыв (ослабление) психологических действий противника, противодействие постоянно осуществляемому информационно-психологическому воздействию на личный состав подразделений, нейтрализация негативных последствий этого воздействия – основные направления работы командира подразделения.
Информационно-психологическое воздействие на население и военнослужащих своей страны осуществляется по следующим направлениям:
- повышение их морального духа, предотвращения паники;
- разъяснения необходимости различных мер ограничения и контроля;
- осуждение и критика антиправительственных и антивоенных действий;
- контрпропаганда. [2, с. 413.]
Таковы основные обязанности командира по организации воспитательной работы с личным составом, которые охватывают все стороны жизни и деятельности подразделения. Чтобы успешно выполнить эти обязанности, командиру необходимо руководствоваться выводами и рекомендациями военной педагогики и психологии и разумно использовать все разнообразие средств, форм и методов воспитательной работы, которыми необходимо настойчиво овладевать во время обучения.
Вывод по третьему вопросу: В современных условиях психологическая подготовка рассматривается как процесс формирования, развития и укрепления психологической готовности и психологической устойчивости военнослужащего к активной деятельности в трудных и экстремальных боевых ситуациях современной войны, Для психологической подготовки будущих бойцов к боевой обстановке нужно честно, откровенно, правдиво и деловито познакомить воинов с их будущей деятельностью и ее обстановкой.
Вывод по теме: Таким образом, морально-психологическая подготовка в современных армиях в принципе может обеспечить достаточно высокий уровень боеготовности и боеспособности личного состава. Вместе с тем в повседневной практике боевой подготовки войск такую подготовку проходят далеко не все военнослужащие и не в полном объеме. Специалисты психологической войны должны поэтому выявлять реальное морально-психологическое состояние личного состава конкретных подразделений противника. Свой главный психологический "удар" им надо наносить по тем из них, которые в силу тех или иных обстоятельств являются наименее адаптированными к боевым условиям.
|
|
Методическую разработку подготовила лейтенант Комратова Б.С.