Введение. Во все времена и во всех армиях вопросам формирования личности военнослужащего и морального духа уделялось первостепенное внимание

Во все времена и во всех армиях вопросам формирования личности военнослужащего и морального духа уделялось первостепенное внимание. Духовный потенциал армии являлся и является опорой ее силы и представляет мощный морально-психологический капитал. За период своего существования Вооруженные Силы Республики Казахстана накопили достаточно весомый духовный капитал. Сохранить и преумножить его - задача нынешнего поколения защитников Отечества.

Одним из основополагающих факторов поддержания и повышения воинского духа является воспитательная работа.

Ее значение в армейских условиях трудно переоценить в работе с личным составом. Личный состав Вооруженных Сил Республики Казахстан является составной частью всего народа Республики Казахстан, и поэтому вся воспитательная работа в Вооруженных Силах осуществляется на основании общечеловеческих ценностей, национально-исторических и воинских традиций народа Казахстана.

Воспитательная работа обуславливается новым содержанием общественно-политической жизни, вызванным процессом развития государства Республики Казахстан, особенностям функционирования и реформирования собственных Вооруженных Сил, изменением социально-психологической ситуации в воинских коллективах это требует формирования более высокой общей и профессиональной культуры военнослужащих, выработки у них навыков общения, умения вести дискуссии, налаживать здоровые отношения в воинских коллективах.

Первый учебный вопрос: Сущность и значение воспитательного процесса в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Организационные принципы, основные направления, формы и методы воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

В последние годы воспитательная работа претерпела многие схоластические подходы, и сейчас о ней заговорили в полный голос, как на уровне государственных деятелей, так и в войсках. Мы все убедились в том, что без воспитания, как самостоятельной сферы деятельности, в армии обойтись нельзя. К этому нас подталкивает и специфика переживаемого периода, которая заключается в том, что изменились сами условия службы, диаметрально другими становятся качества призывного контингента, его физические и нравственные данные, изменилась сама мотивация военной службы, т. е. человек в военной форме стал значительно сложнее.

История Отечества знает немало примеров, когда более сильные духом войска одерживали победу над лучше вооруженными войсками противника, но более слабыми вморальном отношении. Вот почему, так важно проводить систематически продуманную, целенаправленную работу, которую сама жизнь все больше выдвигает на передний план обеспечения военного реформирования. Почему это необходимо?

Во-первых, произошли коренные изменения в духовной сфере общественной жизни. Налицо нравственная дезориентация молодых людей. В этих условиях подверглись девальвации (обесценились) ценности, которые всегда, независимо от политической конъюнктуры, являлись цементирующими в обществе, в армии - чувство патриотизма, готовность служить Родине, верность воинскому долгу, гордость за принадлежность Вооруженным Силам.

Во-вторых, коренным образом изменился сам объект воспитания. Личный состав Вооруженных Сил Республики Казахстан перестал быть однородной массой, нивелированной и усредненной посредством единой партийной идеологи.

В-третьих, кроме изменения содержания воспитательной работы произошло разрушение прежней инфраструктуры «скелета» воспитательной работы, представляющей собой систему партийных, комсомольских и общественных организаций, различных активов и движений. Из-за чего руководители лишились серьезной опоры в своей деятельности.

Необходимость воспитательной работы обуславливается следующими принципиальными факторами:

-в центре военного строительства был и остается человек, который должен обладать соответствующими качествами;

-войны, характеризуются решительностью, бескомпромиссностью и высокой динамичностью боевых действий, что вызывает максимальное напряжение психических, и духовных сил личного состава, требует применения новых средств работы с людьми.

Кроме этого, необходимость воспитательной работы обуславливается и реалиями сегодняшнего времени.

Среди них, следующие:

- процесс реформирования и развития Вооруженных Сил Республики Казахстан не может не предполагать и нового качества личного состава;

- обострение социальной ситуации в обществе, негативное воздействие антиармейских настроений, падение престижа и изменения условий воинской службы отрицательно сказываются на морально-психологическом состоянии личного состава, деформируют систему духовных и нравственных координат личности воина;

- существенные трудности в области боевой учебы, в обеспечении жизнедеятельности и функционирования войск могут в известной мере быть компенсированы психологическими, воспитательными и социально-правовыми мероприятиями.

Из вышеуказанного следует, что воспитание личного состава Вооруженных Сил Республики Казахстан является неотъемлемой частью всей системы военного строительства государства.

Такое положение объективно потребовало создания обновленной системы воспитательной работы и механизма ее реализации, обеспечения действенности ее функционирования.

Результатом работы военных теоретиков и практиков стала «Концепция воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Она представляет собой программу воспитания личного состава.

Положение концепции распространяются на деятельность командиров (начальников), Органов воспитательной и социально-правовой работы в войсках, организациях, предприятиях, учреждениях Министерства обороны, Министерство внутренних дел, Комитета национальной безопасности, Республиканской гвардии и других воинских формирований Республики Казахстан.

Концепция воспитательной и социально-правовой работы определяет методологические, научно-теоретические основы воспитания личного состава Вооруженных Сил, формирует цели, принципы и задачи воспитательной и социально-правовой работы во всех структурных подразделениях Вооруженных Сил Республики Казахстан по обеспечению законных прав и социальных гарантий военнослужащим, членам их семей, определяет необходимое материально-техническое, финансовое и методическое обеспечение воспитательной и социально-правовой работы.

Концепция состоит из теоретических положений и практических рекомендаций по организации и проведению воспитательной и социально-правовой работы.

В целях совершенствования и наполнения содержания воспитательной и социально-правовой работы, новыми, современными подходами и требованиями концепция предусматривает совершенствование существующей структуры органов воспитательной и социально-правовой работы, введение в их штаты в последующем специалистов по проблемам идеологии, политологии, психологии, культурологи, правоведения, социологии, взаимодействия с общественными организациями, национально-культурными и духовными центрами, в звене - соединение, объединение, вид Вооруженных Сил Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан;

юристов- при управлениях частей и учреждений.

Стратегическая цель воспитательной работы обусловлена государственной принадлежностью Вооруженных Сил, их значением и спецификой функционирования. В целом она заключается в формировании у военнослужащего качества гражданина, профессионала военного дела и всесторонне развитой личности.

Воспитание (как педагогический процесс) - это целеустремленная, систематическая, совместная работа воспитателей и воспитуемых в интересах всестороннего формирования и развития личности военнослужащего, побуждения его к самосовершенствованию.

Воспитательная работа в Вооруженных Силах - это важнейшая и приоритетная часть деятельности Министерства обороны, органов управления, командиров, их заместителей по воспитательной работе, инженерно-технических, тыловых категорий офицерского состава, прапорщиков, сержантов, направленная на становление и развитие морально-психологической готовности личного состава выполнить основную задачу Вооруженных Сил по защите суверенитета, независимости, территориальной целостности Республики Казахстан, формирование образованной, творческой и нравственной личности военнослужащего и здоровых воинских коллективов.

Она осуществляется на основе общечеловеческих ценностей национально-исторических и воинских традиций народа Казахстана и обуславливается новым содержанием, общественно-политической жизни, вызванным процессом становления государства Республики Казахстан, а так же реформированием Вооруженных Сил, изменением социально-психологической ситуации в воинских коллективах. Это требует формирование более высокой общей и профессиональной культуры военнослужащих и, прежде всего, у офицеров выработки навыков общения, умения вести дискуссии, налаживать здоровые отношения в воинском коллективе, между начальниками и подчиненными, а также гуманитарных, экономических, юридических и информационных занятий, владения основами управленческой деятельности психолого-педагогического мастерства и социологии, государственным и иностранными языками.

Воспитательная работа в Вооруженных Силах Республики Казахстан основывается на прочных методологических и научно-теоретических основах.

Методологической основой воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан являются исторически сложившиеся и закрепившиеся в народном сознании традиции гуманизма, патриотизма и межнационального согласия, равенства всех наций и народностей, идей высокой нравственности и эстетических идеалов.

Научно-теоретической базой воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан являются Конституция и законы Республики Казахстан, ставшие боевой программой строительства и реформирования Вооруженных Сил Республики Казахстан, а также труды ученных, развивающие идеи великой созидательной мощи народа, строящего демократическое правовое государство, и научные психолого-педагогические исследования личности военнослужащего и воинского коллектива.

Содержание формы и методы воспитательной социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан вытекают из основных положений военной доктрины, военной науки, военной психологии в тесной связи с требованиями к воспитательной и социально-правовой работе Президента страны - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами, министра обороны Республики Казахстан.

Воспитательная работа в Вооруженных Силах организуется с учетом реальной общественной жизни и экономических возможностей передовых научных разработок и мирового опыта в тесном сотрудничестве с государственными и местными органами власти и общественностью.

Сегодня воспитательный процесс, при всей приемлемостью подходов в работе с личным составом, существенно отличается от его прежнего состояния.

Воспитательная работа пронизывает все сферы армейской деятельности и прежде всего, боевую подготовку, службу войск, свободное время, быт личного состава. Это предполагает единство в воспитании и обучении, непрерывность воздействия на личность, необходимость строго уклада воинской жизни, твердого распорядка дня, создание достаточных социальных и бытовых условий службы личного состава, социальной защищенности военнослужащих, обеспечение социальной справедливости демократизации военно-служебных отношений.

Этим самым осуществляется решительный уход от сложившегося стереотипа, когда воспитание, как правило, рассматривалось лишь как набор словесных мероприятий (лекций, бесед и т.д.)

В воспитательной работе принимают участия все генералы, офицеры, прапорщики, и сержанты. Вот здесь-то как раз происходит существенная разница между прежним и нынешним порядком. Термин «участвовать» подразумевает не прошлое, обязательное для всех «хождение в народ» с выступлением на ту или иную тему, а, прежде всего участие, в воспитательной работе исходя из своих обязанностей. Всякую мысль для того, чтобы она была понятной, следует продемонстрировать своими делами.

То есть суть воспитания - не слова или вернее не только слова, а конкретные дела каждого должностного лица в объеме функциональных обязанностей.

Вывод по первому вопросу:

Таким образом, осуществляется демонополизация воспитательной работы, отход от ситуации, когда она была сосредоточена лишь в одних руках, и что в значительной степени порождало нежеланием заниматься воспитанием у других категорий офицеров.

Второй учебный вопрос: Система воспитательной и социально-правовой работы в подразделении.

Воспитательная работа в ВС РК как процесс реализуется через цельную систему воспитательного воздействия, включающую конкретных воспитателей воспитуемых, их индивидуальные личностные качества, мотивы, цели, формы,

пути и методы ее достижения, механизм коррекции воспитательного воздействия с учетом практических результатов.

В содержательном плане упор сделан на те ценности, которые необходимо использовать как духовную опору в воспитании военнослужащих. Для данного периода реформирование это главное, поскольку «технология» воспитания изменилась несущественно.

Поиск духовно - нравственных основ воспитания позволил сформулировать идей, которые составляют каркас воспитательной работы в армии и на флоте: «Казахстанский государственный патриотизм», «Верность воинскому долгу», «Готовность к защите интересов РК». Кратко их можно обозначить так: «Казахстан», «Долг», «Профессионализм». Несмотря на идейные политические различия во взглядах, установках людей, у них есть общее, объединяющее - Отечество, любовь и верность ему. Для ВС главным является фактор их единства и сплоченности действий.

Воспитательной работе в ВС РК присущи определенные закономерности. К ним относятся:

-постоянное повышение роли воспитания в жизни и деятельности ВС, в решении поставленных перед ними задач;

-обусловленность целей, задач, содержания воспитания идеологией и политическим курсам руководства РК;

-соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы конкретным задачам боевой деятельности войск (с учетом особенностей общественно-политической, социально-экономической обстановки в республике и местах дислокации воинских частей и подразделений);

-зависимость эффективности проводимой воспитательной работы от уровня подготовки военных кадрах, их морально-деловых качеств.

Субъекты воспитательной работы.

Субъектами воспитания в целом выступают общество, государство, его институты и учреждения, отдельные воспитатели (должностные лица).

В ВС субъектами воспитательной работы выступают:

-органы военного управления, командиры (начальники);

-органы ВиСПР;

-подразделения юридической службы;

-войсковые общественные организации;

-трудовые коллективы;

-военные средства массовой информации.

Объекты воспитательной работы:

-воинские коллективы;

-генералы, офицеры, прапорщики и сверхсрочнослужащие, женщины-военнослужащие;

-военнослужащие срочной службы;

-военнослужащие, проходящие службу по контракту;

-гражданский персонал ВС, члены семей военнослужащих.

Основными задачами воспитательной работы являются:

-воспитание любви к Родине, привитие военнослужащим чувства патриотизма и интернационализма, верности народу и стране, ее Конституции, правительству республики, ВС, бережного отношения к традициям;

-воспитание и развитие морально- психологических и боевых качеств воина, необходимых для выполнения долга по защите республики;

-воспитание казахстанского патриотизма, ценностного отношения к таким понятиям, как Родина, Герб, Флаг, Гимн, долг, честь, совесть;

-формирование общей устойчивости личности военнослужащего к неблагоприятному влиянию условий войны и боевой обстановки. Развитие у воинов боевой активности, эмоционально- волевой устойчивости и способности к эффективной боевой работе, к преодолению различных форм напряженности, к успешному выполнению своих обязанностей при резком усложнении боевой обстановки, в критических ситуациях;

-формирование у воинов навыков и умений самонастрайвать себя на предстоящую боевую деятельность, психологически готовится к бою;

-воспитание у командиров всех степеней умения и готовности руководить людьми в условиях боя, управлять их поведением, проводить психологическую подготовку в боевой обстановке, восстанавливать боеспособность подразделения, частей после боя, понесенных потерь и т.п.;

-формирование у воинов психологической готовности к первому бою;

-формирование общечеловеческих норм, современного права войны при выполнении миротворческих задач;

-формирование правосознания, воспитания, уважения к уставным нормам жизни воинских коллективов, развитие правовой ответственности, как важнейшие черты личности воина, правовое воспитание воина и профилактики правонарушений, формирование нравственного облика, социальной и моральной ответственности, высокой правовой культуры и дисциплинированности военнослужащих как граждан демократического государства;

-приобщение воинов к культуре и традициям Отечества, своего народа, ВС РК, формирование потребности в их углубленном изучении иприумножении;

-воспитание у воинов потребности к здоровому образу жизни, физическому совершенствованию, готовности и способности переносить большие физические и психологические нагрузки;

-изучение нужд и запросов различных категории военнослужащих, рабочих и служащих, членов их семей, забота о своевременном и полном обеспечении их положенными видами довольствия, коммунально-бытовыми услугами, торговом и медицинским обслуживанием.

Воспитание личного состава должно быть комплексным, и строится по следующим направлениям:

-государственно-патриотическое,

-воинское,

-нравственное,

-правовое,

-международное сотрудничество,

-экономическое,

-эстетическое,

-физическое,

-экологическое и т.д.

Государственно-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина - патриота Казахстана и способны выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.

Основными путями государственно-патриотического воспитания являются:

-разрешение противоречий процесса формирования гражданина -патриота с учетом условий современного периода казахстанской государственности;

-совершенствование воспитания в духе дружбы народов РК;

-воспитания военнослужащих на героических традициях народа Казахстана и ВС;

-творческое использование воспитательного потенциала религиозных различных конфессии и другие.

Воинское воспитание заключается в систематическом и целенаправленном влиянии на духовное и физическое развитие военнослужащих в интересах подготовки их как вооруженных защитников Отечества. Осуществляется в процессе всей воинской деятельности и направляется на воспитание морально- психологических качеств, необходимых для.выполнения воинского долга.

Основными путями воинского воспитания является:

-осуществление неразрывного единства процесса воспитания и обучения военнослужащих;

-соблюдение строгого уставного порядка в организации всей службы, быта в воинских частях (подразделениях);

-обеспечение безопасности военной службы и морально-психологической поддержки каждого военнослужащего в различных видах воинской деятельности;

-моделирование реальных условий и обстановки современного боя в учебном процессе;

-обеспечение личной примерности всех категорий должностных лиц;

-использование сложившихся в ВС системы воинских ритуалов и другие.

Нравственное воспитание рассматривается как влияние на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них нравственных черт и качеств (честность, совестливость, достоинства, честь и т.д.), о вооружении военнослужащих нравственными, эстетическим и экологическим знаниями, взглядами, идеалами, приобщения к мировой и национальной культуре.

Основными путями нравственного воспитания являются:

-вооружение военнослужащих знаниями требований общества к их профессиональному и нравственному облику, обеспечение социальнойзначимости их ратной службы;

-стимулирование потребности в моральном самосовершенствовании военнослужащих, их стремления к положительному нравственному идеалу;

-обеспечение гибкости воспитательных влияний, их совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих;

-целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм;

-применение методов, форм и моральных стимулов воспитания, которые побуждают нравственные чувства и ответственность;

-анализ и учёт общественного мнения, социально психологического климата индивидуальных особенностей воинов и др.

Правовое воспитание - это целеустремлённое, систематическое воздействие на сознание и психику военнослужащих в интересах формировании у них устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привитие им навыков практического использования правовых знаний и повседневной жизни и деятельности.

Основным содержанием которого является:

-формирование у военнослужащих верности военной присяги, понимания необходимости строгого соблюдения законов РК и их разъяснение;

-доведение военной политики государства, общественно-политической ситуации в РК, странах СНГ, военно-политической обстановки в мире;

-информирование о деятельности правительства РК, местных органов власти.

Целью правового воспитания является формирование личности воина, глубоко осознающего государственную принадлежность и назначение ВС в деле обеспечения безопасности государства, своего места и гражданской позиции, ясное понимание правовой основыгосударства, уважение к его законам и неукоснительное их соблюдение.

Международное сотрудничество. Оно заключается в организации взаимодействия со структурными подразделениями и ведомствами других государств и строится на основе программы международного права, в том числе международного гуманитарного права.

Его целью является формирование у военнослужащего ценности и взаимопонимания международного сотрудничества, которое играет важную роль постоянного гаранта безопасности РК.

Эстетическое воспитание направлено на разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы духовного мира военнослужащих (на развитие чувства прекрасного, возвышенного, благородного и т.д.).

Физическое воспитание способствует укреплению здоровья и закаливания, формированию волевых, боевых и психологических качеств.

Экологическое воспитание призвано формировать у военнослужащих экологическое мышление, необходимые экономические, юридические, нравственные, эстетические взгляды на природу и место в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды.

Вывод по второму вопросу: Воспитательная и социально-правовая работа в подразделений, части должна быть направлена на разъяснение и претворение в жизнь требований руководства страны к ВС по формированию у военнослужащих ответственности за выполнение воинского долга, верности Отечеству, гордости за принадлежность к ВС РК.

Задание на самоподготовку:

1.Изучить материалы лекции.

2.Изучить и законспектировать:

- Концепцию идеологической работы в ВС РК;

- Концепцию ВиСПР в ВС РК.

Методическую разработку разработал

преподаватель майор запаса С. Шайкенов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: