Занятие№3.«Методы, формы и средства воспитательной и социально-правой работы в подразделении, части»

Учебные и воспитательные цели:

1. Обучить студентов основам методики работы по организации воспитательной и социально-правовой работы в подразделении, части.

2. Привить прочные практические навыки по использованию форм и методов воспитательной работы.

Метод: практическое занятие

Время: 2 часа (80 минут)

Место: учебная аудитория

Литература:

1.Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

2.Военная доктрина РК., (2011 г.)

3.Постановление Президента Республики Казахстан от 22.06.1993 г. «Об утверждении Положения об органах воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Сборник «Законодательство Республики Казахстан об органах обороны, правосудия, безопасности и правопорядка» (С изменениями и дополнениями на 1 мая 1996 г.) часть 1, Алматы, 1996, стр. 129-131.

4.Концепция воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных

Силах Республики Казахстан, 2002 г.

5.Приказ Министра обороны Республики Казахстан «Об организации воспитательной и социально-правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан № 620 от 03.09.2010 г.

6.Устав внутренней службы Вооруженных Сил, других войск и воинских формировании Республики Казахстан, ст. 153, 154., 2007 г.

Материальное обеспечение: интерактивное оборудование, конспект-лекции, методическая разработка.

Учебные вопросы и примерное распределение времени:

№ п/п Учебные вопросы Время (минут) Действия руководителя и обучаемых, содержание учебных вопросов
1. Вводная часть   Принимаю доклад от дежурного по взводу. Проверяю наличие личного состава, внешний вид и готовность взвода к занятию. Объявляю тему, учебные цели и вопросы занятия. Провожу краткий опрос пройденной темы.
2. Основная часть: учебный вопрос: Методы, формы и средства воспитательной и социально-правой работы в подразделении, части.     Довожу до студентов руководящие документы по организации воспитательной работы в подразделении. Довожу под запись до студентов основные требования по методике проведения воспитательной работы в подразделений. Делаю вывод.
       
3. Заключительная часть.   Напоминаю тему, учебные цели и вопросы. Подвожу итоги занятия, (вывод), отвечаю на вопросы. Даю задание на самоподготовку (изучить руководящие документы по теме). Отмечаю дисциплину на проведенном занятии.
       
       

Учебный вопрос: Методы, формы и средства воспитательной и социально-правой работы в подразделении, части.

Ответственность за руководство и организацию воспитательной работы личного состава несет командир части, а непосредственно организацию и проведение воспитательной работы осуществляет зам. командира по ВиСПР. Статья 75 Устава внутренней службы определяет, что командир обязан постоянно воспитывать подчиненных:

- формировать и поддерживать у них моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам, развивать у военнослужащих качества, необходимые для выполнения воинского долга, сознание святости и нерушимости военной присяги, отвагу, выдержку, находчивость, бдительность, чувство войскового товарищества и взаимовыручки, уважение к законам, активно использовать в этих целях личный пример воспитанности, добросовестного отношения к службе, а также воинские ритуалы.

Приказом МО РК определены основные направления воспитательной работы:

-государственно-правовая подготовка;

-информирование л/с;

-военно-социальная работа;

-психологическая работа;

-культурно-досуговая работа.

Испытанными и надежными направлениями формирования у л/с высоких моральных качеств, понимания важности выполнения воинского долга являются государственно-правовая подготовка (ГПП) и информирование войск. ГПП многофункциональна.

Она решает просветительскую задачу: дает знания истории Отечества, традиций его вооруженной защиты, освещает события в стране и за рубежом. Ее огромный воспитательный потенциал играет существенную роль в деле формирования мировоззрения личностивоеннослужащего. Необходимо, чтобы занятия по ГПП были интересными, доступными, позволяющими слушателю размышлять самостоятельно.

При правильной постановке дела ГПП может выполнять и компенсаторную функцию. Для этого необходимо проводить занятия в форме диалога, давать возможность военнослужащим высказываться по наболевшим вопросам, находить такие формы занятий, которые способствуют наиболее широкому раскрытию темы. Занятия в системе ГПП - это каналы двусторонней связи командиров (начальников) со своими подчиненными. Нужно сделать их не только формально-служебными, но и неформально - доверительными.

Одна из серьёзных проблем современной информационной эпохи - противоречие между прежними формами и методами проведения занятий с новыми информационными технологиями. Воспитывая личность гражданина-воина, необходимо учитывать, что он живет в ином, нежели раннее, социально-информационном измерении. Даже с учетом испытываемых сегодня финансовых трудностей во многих частях при проведении занятии по ГПП уже используются видеофильмы.

Базисным звеном воспитания л/с в современных условиях является военно-социальная работа. Она создает условия, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность, способствует качественному выполнению должностных обязанностей, предопределяет морально-психологическое состояние войск.

Сегодня, когда возникает масса проблем в обеспечении социальных и правовых гарантий военнослужащих, командиры и начальники, офицеры органов воспитательной работы выступают проводниками идей социальной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, изучают и анализируют социальную обстановку в воинских коллективах, прогнозируют военно-социальные процессы, принимают меры по предупреждению и снятию социальной напряженности. При этом руководством к действию должен быть тезис: «Идеология реформы ВС основывается на том, что жизнь военнослужащих - государственная ценность, их личные свободы неприкосновенны, а неизбежные ограничения и риск должны компенсироваться дополнительными правами и льготами, престижностью военной службы».

В решении социальных проблем важную роль играют регулярные тесные контакты командования соединений (частей) с руководителями регионов,

областей, где дислоцируется воинские части. Онизачастую приносят положительные плоды: содействие в строительстве жилья для военнослужащих, своевременной выплате денежного довольствия, оказания материальной помощи военнослужащим, медицинское обеспечение семей и взаимодействие с представителями комитетов солдатских матерей, организациями родителей военнослужащих также помогает решить проблемы социальной защиты воинов, их воспитания, повышения престижа воинского труда.

В современных условиях важнейшим направлением воспитательной работы становится взаимодействие с религиозными объединениями. Оно способствует более полному удовлетворению прав военнослужащих на свободу совести, нравственному воспитанию л/с, профилактике суицидальных настроений.

Значительную роль в системе воспитания играет психологическая работа, направленная на формирование у л/с определенных качеств необходимых для военной службы. Психологи занимаются организацией психологической работы, изучают и прогнозируют социально-психологические процессы, занимаются профилактикой негативных проявлений поведения л/с, формирует необходимые военнослужащим психологические качества. В условиях современных социально-бытовых проблем в армию нередко приходит недостаточно образованная и подготовленная молодежь. Поэтому каждый офицер, сержант (старшина) должен принимать участие в нелегком деле воспитания личного состава.

Понимая, насколько необходима работа военных психологов непосредственно в подразделений, рассматривается возможность введения должности психолога в частях, т.е. там, где негативному воздействию психологических нагрузок подвержены военнослужащие, решающие конкретные задачи. Проводимые в соединениях эксперимент позволяет предположить возможность поднятия на качественно иной уровень индивидуальной работы с л/с непосредственно в роте (батарее).

Полнокровный процесс воспитания предполагает формирование высокой духовной культуры, нравственных и эстетических качеств. Это область культурно-досуговой работы. Она включает в себе развитие самодеятельного, художественного творчества, проведение культурно-массовых мероприятий, посещение военнослужащими различных зрелищных мест (музеев, выставок, театров).

Хорошо зарекомендовала себя практика регулярного проведения смотров художественной самодеятельности в частях, гарнизонах, эффективное использование возможностей культурно-досуговых центров (домов офицеров), штатных и нештатных телецентров и студий, офицерских клубов.

И в дальнейшем следует средства, формы и методы культурно-досуговой работы в частях направлять на повышения уровня общей культуры военнослужащих и членов их семей, на пробуждение чувства прекрасного, доброго, на противостояние многочисленным проявлением низкопробной культуры.

При организации воспитательной работы в ВС РК используются следующие виды деятельности:

- изучение и учет исходного уровня воспитанности военнослужащих (изучение документов, беседы, наблюдения, социологические исследования, опросы и т.д.);

- оптимальный выбор и применение содержания, методов, форм, средств и приемов воздействия;

- согласования и скоординированная практическая деятельность командиров, штабов, органов ВиСПР, служб и учреждений;

- аналитическая деятельность (изучение, обобщение результатоввоспитания выработка предложений по дальнейшему всестороннему развитию военнослужащих, сплочению воинских коллективов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: