Субъектами толкования права в принципе могут быть все - граждане, государственные органы, общественные объединения, должностные лица, научные учреждения, ученые. Однако последствия такой деятельности будут разными.
По субъектам:
1. Официальное. Официальное толкование дается уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами. Оно, как правило, документально оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридически обязательным для всех, кого это касается; вызывает определенные последствия.
2)аутентичное (авторское); Аутентичное (авторское) толкование - это толкование, исходящее от органа или должностного лица, издавших толкуемый нормативный правовой акт, т.е. это толкование органами государства своих собственных актов. Слово "аутентичный" в переводе с греческого означает подлинный, действительный, основанный на первоисточнике.
3)легальное (разрешенное, делегированное); Легальным называется такое толкование, которое официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции. Чаще всего это ведомственное толкование.
4)судебное. Судебное толкование, как это видно из сочетания слов, осуществляется судебными органами, и прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом. Оно может быть как нормативным, так и казуальным. Среди судебного толкования особое значение имеет толкование права Конституционным Судом РФ, которому предоставлена исключительная прерогатива толковать Конституцию РФ и другие основополагающие акты. При этом Конституционный Суд в ходе толкования создает в отдельных случаях обязательные для всех заинтересованных лиц судебные прецеденты, выступающие уже источником права.
2. Неофициальное. Неофициальное толкование исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной, а стало быть, оно не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечет.
1)доктринальное (научное), Доктринальное толкование дается учеными, представителями науки.
2)профессиональное. Профессиональное толкование, как это видно из его названия, дается юристами-профессионалами - судьями, прокурорами,
3)обыденное. Обыденное толкование - это первичный, житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами. Такое толкование отражает правосознание основной массы населения.
Способы толкования — это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы:
1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.; хрестоматийным примером здесь может выступать известная фраза: «казнить нельзя помиловать»); 2)логический (толкование с помощью законов и правил логики);
3)систематический (толкование с помощью анализа системных связей. юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права);
4)историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы);
5)телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта);
6)специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве).
80. Юридические коллизии и конфликты, их виды, причины, процедуры разрешения.
Юридические коллизии — это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.
Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы «устаревают», другие же — принимаются и действуют одновременно без отмены прежних) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и пр.).
Коллизии могут возникать:
1) между конституцией и иными актами (разрешаются в пользу конституции);
2) между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов, как актов большей юридической силы);
3) между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации:
-если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он;
-если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт;
4) между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется позже принятый акт);
5) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий большей юридической силой);
6) между общим и специальным актом:
-если они приняты одним органом, то применяется последний;
-если они приняты разными органами, то действует первый.
Возможные способы разрешения коллизий:
• принятие нового акта;
• отмена старого акта;
• внесение изменений в действующие акты;
• систематизация законодательства;
• референдумы;
• переговорный процесс через согласительные комиссии;
толкование и др.
. Виды юридических коллизий.
1. Прежде всего, юридические коллизии можно подразделить на шесть родовых групп:
1) коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами;
2) коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов);
3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность управленческих действий);
4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований;
5) коллизии целей (когда в нормативных актах разных уровней или разных органов закладываются противоречащие друг другу, а иногда и взаимоисключающие целевые установки);
6) коллизии между национальным и международным правом.
2. Коллизии между законами и подзаконными актами. Разрешаются в пользу законов, поскольку они обладают верховенством и высшей юридической силой
3. Коллизии между Конституцией и всеми иными актами, в том числе законами. Разрешаются в пользу Конституции..
4. Коллизии между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации, в том числе между конституциями и уставами. Приоритет имеют общефедеральные.
5. Коллизии между Конституцией РФ и Федеративным договором, а также двусторонними договорами между федеральным центром и отдельными территориями, равно как и расхождения между договорами самих субъектов. Разрешаются на основе положений общефедеральной Конституции.