Среднее царство

В 2050 г. до н.э. началась эпоха Среднего царства, в культурном отношении продолжившая тенденции, определившиеся уже в Древнем царстве.

Однако, столетия, отделяющие блестящую эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, война всех против всех, упадок центра и божественной власти фараона, нарушение установленной шкалы ценностей – все это создало почву для развития индивидуализма. Индивидуализм египтян проявился, прежде всего, в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон, спавший вечным сном в своей пирамиде, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы – каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в потустороннем мире.

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид. Материалом для строительства служили не монолитные двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки.

Замечательным сооружением эпохи Среднего царства являлся и заупокойный комплекс XII династии фараона Аменемхета III в Хавара (Фаюмский оазис).

Особенную известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. Происхождение названия связывают с тронным именем Аменемхета, в греческой транскрипции читающимся как Лабир. Храм, по мнению греческого историка Геродота, затмевал доже пирамиды Древнего царства. Его описывали многие античные авторы, как одну из чудесных достопримечательностей Египта. Храм занимал площадь 72 тыс. кв.м и делился двумя рядами колонн на три нефа (вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих продольных сторон рядом колонн), из которых центральный был выше боковых освещался через оконные проемы в верхней части стен.

Лабиринт считался самым выдающимся из множества многоколонных храмов в период Среднего царства. Колоны его были стилизованы под растительные формы.

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами с растительной капителью (венчающая часть колонны на стволе колонны), украшавшими заупокойный храм, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом (вертикальный желобок на стволе колонны) и трапециевидной капителью. Таким образом, уже в XXI в. до н.э. египетскими зодчими был создан тот тип колонн, который в более поздние века стали называть дорическим.

В росписях и в скульптуре изменилась иконография царей. И если в образах фараонов Древнего царства человеческое и духовное сливалось воедино, то во внешнем облике статуй Среднего царства конкретные индивидуальные черты стали превалирующими.

Среднее царство занимало относительно непродолжительный период. Социальный кризис и вторжение в страну в 1720 до н.э. гиксонов (кочевые азиатские племена) положили конец Среднему царству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: