Религиозная реформа Эхнатона

Одним из важнейших событий в истории Древнего Египта явился непродолжительный по времени, но глубокий по сути религиозный переворот, осуществленный фараоном XVIII династии Аменхотепом IV (XIV в. до н.э.), затронувший все стороны египетской действительности: быт, верования, искусство, письменность, язык. Из семнадцати лет правления первые пять Аменхотеп IV пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона – Ра. Затем неожиданно перенес столицу во вновь отстроенный Ахетатон, провозгласил истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона и принял новое имя Эхнатон, что значит «угодный Атону». Культ Атона и по существу, и по форме резко отличался от культа Амона и прочих богов. Это был культ натуралистический – культ животворящего солнца.

Как известно, в Египте изображения правящего фараона всегда совпадали с образами богов, чтобы подчеркнуть его божественное происхождение. Поскольку Эхнатон преследовал культ старых богов, его образ лишался иконографического сходства: фараона изображали с некрасивыми чертами лица и со всеми погрешностями фигуры, впервые появились изображения египетского царя в быту.

Храмы, посвященные Атону, как и раньше, были ориентированы с запада на восток. Построены они были из кирпича, и их постигла та же участь, что и пирамиды Среднего царства. Зато сохранились прекрасные образцы скульптуры, которую отличали индивидуализация черт и явное тяготение к лирической трактовке образов. Лучшими скульптурными портретами того времени являются головы Эхнатона и царицы Нефертити. Бесспорно, это произведения реалистического искусства, созданные за тысячу лет до расцвета искусства скульптуры в Греции.

Литература и театр в Древнем Египте

З начительное место в культуре Древнего Египта занимали также литература и театр. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения, сказки.

Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что начертанные на стенах пирамиды обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире.

В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали на каменных саркофагах – ящиках прямоугольной формы. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов»

Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Магические тексты составляли в скрипториях, «домах жизни», как называли египтяне, и записывали на папирусе. Это стало насолько обычным, что свитки папирусов изготовляли в специальных мастерстких. Заупокойные тексты Нового царства получили названия «Книги мертвых», особенностью которых являлись ее многочисленные иллюстрации – виньетки.

Древние египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе». Даже при беглом сравнении египетских текстов с библейскими очевидно заимствование последних.

В «ПоученииАменемопе» говорится: «Ведь человек – это глина и солома, и бог его создатель. Он (бог) разрушает и создает ежедневно, он создает тысячи бедняков ежедневно по своему желанию, он создает тысячу надсмотрщиков в свой час». В книге «Бытие» прослеживается та же мысль: «И создал Господь бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой».

Широкое распространение во время XVIII династии (XVI – начало XIV в. до н.э.) получили любовные песни (см. стр. 22).

В Египте появились и первые сказки, причем притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», в которых рассказывается о необычайных похождениях страшего сына Рамзеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

В Древнем Египте зародился и театр как массовое действо. В основу театрализованных представлений составляли «страсти» Осириса – эпизоды его жизни, его страдальческая смерть. Актерами были жрецы и даже фараоны. Мистерии были разные, но во всех воплощалась генеральная для египетской мифологии тема борьбы добра со злом и света с мраком.

После завоевания Египта Александром Македонским египетское искусство постепенно сливалось с эллиническим. Однако традиции были настолько сильны, что все великие завоеватели Египта строили свои храмы в «египетском стиле» и изображали себя в костюмах, позах и с жестами древних фараонов. Величие империи Рамзеса II и Тутмоса III настолько соответствовало притязаниям Рима, что наряду с культом Исиды и Гора элементы орнаментики, символика, скульптура Древнего Египта нашли широкое распространение на территории всей Римской империи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: