Тема 6. Функции культуры

Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека, выполняет многообразные функции.

Как технология деятельности (без учета временного фактора) культура выступает средством:

а) преобразования мира; б) общения; в) познания;

г) управления (поведением); д) оценки системы ценностей.

С учетом фактора времени важнейшая функция культуры — историческая преемственность, передача (трансляция) социальной наследственности из поколения в поколение. В этом значении культура приходит на смену традиционным (докультурном) формам преемственности — через подражание старшим в процессе обучения или непосредственно в процессе деятельности (путем проб и ошибок), в том числе и совместной. Эти формы преемственности, господствовавшие в первобытном обществе, существуют и сейчас, но только на уровне семьи.

Функцию передачи богатства общественного опыта культура стала выполнять уже в античности, когда на первый план вместо бессознательно-интуитивного стал выдвигаться логический, универсально-понятийный способ трансляции опыта, осуществляемый профессионалами-учителями в чистом виде (абстрактного знания) и по специальным каналам, с помощью специальных средств обучения.

С конца XVIII века культура стала относительно самостоятельной формой передачи опыта, обретшей в системе образования статус социального (государственного) института.

Культура несет в себе функции, различающиеся и по субъекту культурной деятельности. На уровне человеческого рода культура выступает средством укрепления и развития человеческого общества как особого, отличного от природы, образования. На уровне социальной группы культура объединяет людей (классы, сословия, профессии и т.д.), дифференцирует их, выделяет в обществе как целостности. На уровне индивида культура обеспечивает его «подключенность» к богатству человеческой деятельности, способствует посредством этого развитию творческих способностей человека, усвоению «кода» деятельности человека и выходу за его пределы.

Синтезирующая функция культуры — человекотворческая, в ней находят свое выражение все перечисленные функции.

Тема 7. Что такое «массовая культура»?

Культура XX столетия, при всем многообразии ее выражений, способов отношения человека к миру и т.д., характерна прежде всего своими интеграционными процессами. XX век — время становления единой общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимообогащение и взаимопроникновение ее национальных форм. Произошла великая социальная революция, связанная с колоссальным изменением форм, способов и образцов жизни человека. Индивид стал получать гигантское количество информации через электронные средства массовой коммуникации, изменилось количество, форма и содержание социальных контактов. Произошли фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований общечеловеческой культуры, формирование новых и новых потребностей, новых форм жизни, культурных стереотипов. В итоге изменилась модель личности: замкнутая статичная личность человека индустриального бобщества стала динамичной. Этот переворот произошел на культурном уровне в рамках сложного культурно-социального феномена XX века — массовой культуры. Массовая культура — сложный социально-культурный феномен, характерный для массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и индустриализации. Она характеризуется высокой степенью отчуждения индивида, потерей индивидуальности, подменяемой эгоизмом. Отсюда идиотия масс и их легкая манипулируемость элитами посредством насаждения культурно-поведенческих штампов через каналы массовых коммуникаций. Для массового общества — среды функционирования массовой культуры, присуще крайнее отчуждение индивида, его «заброшенность», трудность его истинной социализации, общения и творчества, что подменяется стандартными моделями потребления, которые и навязывает массовая культура, предлагая свои усредненные модели включения человека в социальные механизмы. Таким образом, создается «замкнутый круг»: отчуждение — «заброшенность» — «иллюзии» массового сознания — модели усредненной стандартной социализации — потребление — отчуждение. Развитие техники, превращающееся в самоцель на стадии массового общества, по мнению Ж.Эллюля, уничтожает традиционные ценности всех обществ, создает единую «выхолощенную» культуру. Она лишает человека свободы и уродует его духовный мир. Происходит распад системы ценностей современного общества, что, с другой стороны, по мнению Э.Фромма, ведет к абсолютизации технического и нивелированию ценности человеческого бытия.

Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция. Мнимая политическая апатия обернулась ростом социальной напряженности. Влияние массовой культуры опосредуется огромным количеством факторов. Воздействие со стороны манипулирующих элит, посредством массовых коммуникаций, наталкивается на реальные барьеры, выдвигаемые сознанием индивида. Стремление человека обрести себя и установить подлинно личностные отношения с другими людьми либо вырождается в духовную пассивность, вызывающую стандартность поведения, либо замещается тяготением к «идолам», к ложным ориентирам.

Однако массовая культура неоднородна: в ее рамках развиваются и функционируют несколько субкультур, наиболее мощной и значительной из которых является рок-культура.

Рок-культура — социально-культурное явление, возникшее в 50-е годы XX века. Изначально рок-культура обязана своему возникновению рок-н-роллу — музыкальному стилю, появившемуся в середине 50-х гг., но в процессе развития из музыкального направления быстро трансформировалась в социально-мировоззренческий феномен, во многом определивший развитие культуры второй половины XX века. Хотя и возникнув в рамках массовой культуры, рок-культура в своих основных мировоззренческих позициях противостоит ей. Это, прежде всего, отрицание конформизма современного общества, отрицание идеи тотального потребления, стремление к сохранению индивидуального «Я» и свободы человека, в плане творческого развития — обращение к мистической сущности творчества как такового, к истокам народного творчества и т.д. Хотя в сфере искусства такое обращение наталкивается на определенные сложности и противоречия между традиционными формами народного творчества и современными способами их воплощения, именно их синтез и позволяет рок-культуре успешно развиваться.

По форме трансляции рок-культура, безусловно, относится к массовой культуре — она немыслима без электронных информационных систем. Однако ее противопоставленность массовой культуре заключается в неприятии ценностей массового общества (отсюда второе обозначение рок-культуры термином "контркультура) и продолжении своего пути социализации индивида в современном обществе, безусловно, не без крайних форм (студенческие бунты 60-х гг.). Неоспоримое достижение рок-культуры — вызванное ею беспрецедентное культурное пробуждение нескольких поколений, попытка вырваться из мира иллюзий, навязываемых массовой культурой, устойчивое сопротивление манипулированию индивидом в современном обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: