Тема 2. Построение типологии мировой культуры

Типология культуры — от греч. «типос» (вид, форма) и «логос» (слово, учение, наука) — учение о видовых отличиях культур, основных типах мировой культуры. В истории развития мировой культуры давно были замечены большие различия. Зачастую, как, например, в концепции Шпенглеpa, они абсолютизировались, и тогда речь шла о различных типах культур, которые исторически не изменялись и лишь сосуществовали рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна для другой. Шпенглер говорил о 8 равноценных по зрелости культурах, охватывающих основные части планеты: Европу, Азию, Африку, Латинскую Америку. В то же время при осмыслении путей исторического развития Европы перед исследователями возникала проблема его соотнесения и сопоставления с историческим развитием других стран и культур, с которыми Европа соседствовала и взаимодействовала.

В первую очередь, это страны Востока, свое отличие, от которого уже очень остро осознавали древние греки — первые европейцы. В особенности большое внимание проблеме Восток-Запад уделяли исследователи, рассматривавшие мировое историческое развитие в плане эволюционного монизма, т.е. встраивавшие все страны в единую схему исторического движения на пути от низших, неразвитых, к высшим, развитым формам. Гегель, в частности, относил восточный мир (Китай, Индия, Персия, Египет) к самой низшей ступени развития духа в осознании свободы, в то время как греческий, римский и германские миры возвышались над ним. Однако современные исследователи отмечают, что понятия «Восток» и «Запад» не получили научного статуса в культурологии и могут употребляться весьма условно. Ведь даже в географическом плане они не охватывают всю ойкумену, и деление на Восток и Запад у разных народов истолковываются по-разному. Нам, выросшим в европейских традициях, более всего по Построить типологию мировых культур, не противопоставляя Восток Западу, позволяет теория осевого времени, принадлежащая немецкому философу и культурологу Карлу Ясперсу. Согласно Ясперсу, ось мировой истории следует отнести ко времени 500 лет до н.э., когда на всем протяжении от Запада до Азии происходит резкий поворот в историческом развитии: приходит конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, начинается борьба рационального опыта с мифом (логоса против мифа), вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы и пользуемся по настоящий день; закладываются основы мировых религий. В Индии возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие конфуцианство и даосизм — философские школы, во многом определившие облик его культуры по настоящее время.

Подобного рода процессы происходили и на Западе (в Греции). Суть этих процессов состояла в пробуждении индивидуального, рефлексивного (когда человек стал задумываться об окружающих вещах, пытаясь пересмотреть принятые ранее решения) сознания. Традиции прошлого обновлялись, развивались на основе индивидуального опыта и рационального сознания. Но не во всех странах произошло открытие человеком самого себя. Там, где человек не отважился искать в самом себе меру вещей и придерживался мифологических традиций и верований, не произошло реформирования культуры. Эти культуры не смогли перешагнуть осевое время и не смогли влиться в русло духовного обновления, они изучаются как великие культуры древности, не дожившие до наших времен. Это относится, в частности, к культурам Египта и Вавилона, великим династиям восточного типа с неограниченной властью монарха и мощным жреческим слоем, входящим в систему централизованно-бюрократического управления государством. Эти культуры оказали опосредованное воздействие на современность через дошедшие до нас культурные традиции, литературные и археологические памятники.

Тема 3. Миф, мифосознание

Миф (от греческого «мифос» — рассказ, предание)—это прежде всего повествование о богах и героях. Современному читателю широко известны высокохудожественные и фантастические повествования древних греков и римлян о своих богах и героях: Зевсе (Юпитере) и Гере (Юноне),. Афродите (Венере) и Аресе (Марсе), Геракле и Прометее и т.д. Однако современные этнографические исследования значительно расширили и углубили наши представления о древнем мифе, вынесли их за рамки рационализированного античного мифа и повергли пытливый ум исследователя с вершин светлого Олимпа в тартар хаотических и страшных образов, которые, тем не менее, имели определенную систему, в которую были объединены грозные силы природы, животные, звери, птицы и люди, земные и небесные, смертные и бессмертные. Все эти классы явлений были представлены тем или иным конкретным образом и системой мифологических образов в целом.

Такой миф менее всего похож на поэтический вымысел, да он так и не воспринимался в обществе собирателей и охотников, скотоводов и земледельцев. Отголоски этих древних мифов слышны и в позднейших, подвергшихся рационалистической обработке (собственно говоря, в процессе разложения древнего мифа и перехода от мифа к художественному образу) мифах Древней Греции. Повествования о богах и культурных героях, сообщавших племени основные производственные и специальные знания и охранявших его безопасность и благополучие, относились к системе тайного знания и сообщались юноше (девушке) лишь в момент достижения совершеннолетия, как завершающий, высший акт посвящений, которым предшествовали соответствующие испытания и наделение взрослым именем. Миф в этом случае лишен всякой сказочности и воспринимается как подлинная реальность, поскольку для члена племени, находящегося «внутри мифа» подлинная реальность ограничивается образами мифа и его языковой основой или, используя выражение Бронислава Малиновского, в мифе «не названное не существует и начинает существовать, будучи названо».

Мифы многих народов насчитывают сотни и даже тысячи сказаний, в которых передается описание возникновения мира, животных и человека, сражений и подвигов героев и т.д. И сама «серьезность» мифологических сказаний, их «подлинность» говорят о том, что миф выражает целые пласты исторически существовавшего сознания. Мифологические сказания и образы служат источником и надежным средством передачи традиций и навыков. Обычно они были близки традиционным верованиям и нередко обслуживали ритуал. Исследователи также отмечают особенности мышления, протекающего в рамках мифосознания. Каждый мифологический образ вечен, и в то же время подлежит обновлению, связывая синхронические и диахронические процессы. При поразительном умении различать индивидуальные особенности окружающих предметов (например, оттенки снега) не наблюдается перехода к всеобщему, его заменяет вечный мифологический образ, который разрастается в сложную систему, где божественные персоны объединены общностью кровных уз. Это кровное родство божеств мужского и женского пола, взаимообразующихся и олицетворяющих многообразие природных явлений, лежит в основе целостного восприятия мира. С развитием личностного начала и разрушением прежней нормативности мифа, рушится и тождество мифологического образа и вещи, начинается вымысел, эпос, поэзия. Наиболее консервативным в мифе остается его космогоническое ядро: мифы о происхождении мира, месте человека в мире и его назначении. Эти мифы содержат пласты этнокультуры — эстетические и этические нормы и идеалы и подлежат последующей переработке в философии.

Тема 4.Основные символы культуры Древнего Египта

Древнее царство

Приблизительно в 3000 г. до н.э. фараоном I династии Нармером или Меном, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе. Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считался сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения – гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности.

Одним из величайших достижений Древнего царства являлась портретная скульптура. В стране, где каждый готовился к вечному миросозерцанию, скульптура идеально резюмировала основную идею искусства Египта – стремление к выражению абсолютного покоя. Поэтому все статуи так торжественны, величавы и застылы. Все они стереотипны и представляют собой одно из самых излюбленных египетских изображений, положивших начало тем колоссам, которыми позже стали украшать храмы.

Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвести впечатление подавляющей мощи. Но увеличение надземной части не давало нужного эффекта. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Первой была Ступенчатая пирамида фараона III династии Джосера в Саккаре.

Фараоны IV династии избрали для сооружения своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (в греческой транскипции – Хеопса, Хефрена и Микерина), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 т, и держащиеся силой собственной тяжести.

Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамиды цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны.

Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощающего в себе сущность фараона. Сфинкс – фантастическое существо с туловищем быка, лапами льва и головой царя, украшенной полосатым платком-клафтом с уреем, символом царской власти, и искусственной бородой, которую мог носить только фараон.

Особое внимание уделялось внутреннему декору гробниц. Стены покрывали цветными рельефами, прославляющими фараона как сына и победителя всех врагов Египта, а также многочисленными магическими текстами, целью которых было обеспечение вечной счастливой жизни фараона. Такие иероглифы, украшенные в зеленый цвет, найденные в пирамидах фараонов V династии, составили знаменитые «Тексты пирамид».

Египтяне придавали изобразительному искусству огромное значение. Стены гробниц украшали рельефами, они представляли собою настоящие картинные галереи, но обречены были пребывать в вечном мраке, поскольку предназначались для единственного обитателя гробницы – самого умершего. Считалось, что посредством магии и заупокойных молитв изображения оживали и создавали привычную для умершего среду обитания.

Во всех гробницах Древнего царства доминировали реалистические картины земной жизни, но в комбинациях того времени можно выделить три основных цикла: сцены земного бытия, обряд оживления тела покойного для перехода к вечной жизни и жертвенный пир.

Благодаря сохранившимся росписям заупокойных храмов стали известны многие обычаи древних египтян.

Уже в ранних гробницах сложился определенный канон изображения фигуры на плоскости. Поскольку египтяне верили в магическую силу искусства и считали, что все изображенное существует, они избрали при показе человеческой фигуры сложное сочетание «фасных» и профильных элементов, обеспечивающее, на их взгляд, передачу объема. Голову и ноги фараона показывали в профиль, а плечи – в фас. Сцены располагали по порядку развития событий и действия.

В период Древнего царства развито было художественное ремесло. Сохранилось большое количество изящных сосудов из различных пород камня – алебастра, яшмы, гранита; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы; художественная мебель из ценных пород дерева, богато декорированная костью, золотом, бронзой. Украшению придавался определенный смысл. Так, ножки ложа или кресла выполняли в форме мощных бычьих ног либо крылатых львов, которые охраняли сидящего на кресле или лежащего на ложе человека; спинки кресел и подлокотники венчали цветы или пальмовые ветви. Статуэтки изображали людей, занятых повседневными делами.

Во второй половине XXIII вв. до н.э. Египет распался на отдельные области и период Древнего царства закончился.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: