Католическая модель

Ответ 5 (начало) Принципы католической (латинской) модели социальной политики даны в ряде «папских писем», изданных Ватиканом в течение ХХ века. Главный принцип – идея вспомогательности. В христианском социальном учении принцип вспомогательности означает, что ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, индивид является ближайшей инстанцией. Если он не может себе помочь, то обращается к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т.д. Если и это не поможет, то индивиду следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор. Ясно, что в католической модели семья и другие институты гражданского общества в местной общине играют главную роль.

Безусловно, в основе этой модели лежит социальное учение римско-католической церкви. В тоже время включаются и социальные взгляды региональных церквей, учитывающие местные условия, а также концепции ряда католических мыслителей. В широком смысле католическое социальное учение как приложение принципов вероучения к социальным явлениям и отношениям – столь же древнее, как и сама католическая церковь. Однако в современном виде социальное учение католицизма начало формироваться с конца XIX в. и процесс этот продолжается. Его социальной предпосылкой являлось утверждение капитализма в развитых странах Запада, что вызвало необходимость особо подчеркивать роль церкви как защитницы всех обездоленных и угнетенных. Эти идеи доктринально оформил папа Лев XIII в своих энцикликах, главным образом в «Рерум нова-рум» (1891 г.), где отмечалось значение рабочего вопроса и признавалось наличие вопиющего социального неравенства. Вместе с тем церковь осудила социализм, объявила частную собственность и классовое неравенство неизбежно вытекающими из «естественного права» и природы человека. Ответ 5 (конец)

В основу социального учения католицизма была положена теория «естественного права», из которой выводилось право частной собственности. Церковь пропагандирует такие принципы, как:

§ принцип солидарности, регулирующий взаимоотношения личности и общества и не допускающий крайнего индивидуализма и крайнего коллективизма;

§ принцип «общего блага» (это понятие, весьма абстрактное и многозначное, по-разному истолковывается католическими авторами);

§ принцип вспомоществования, означающий помощь со стороны социальных общностей более высокого ранга общностям более низкого ранга и отдельным индивидам.

Эти общие абстрактные принципы в церковных документах и работах католических авторов наполнялись конкретным содержанием. Допускались умеренные реформы, призванные смягчить классовую борьбу. В частности, предлагались «депролетаризация» рабочих путем наделения их мелкой собственностью, а также введение «корпоративизма», опирающегося на профессионально-производственную солидарность: в каждой профессии организуются синдикат рабочих и синдикат предпринимателей, делегаты обеих сторон образуют корпорации, которые руководят синдикатами и координируют их деятельность.

После 2-й мировой войны церковь пошла по пути модернизации этого учения. Его эволюция нашла отражение в документах II Ватиканского собора (особенно в конституции «Гаудиум эт спес»), в энцикликах пап Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна Павла II. Сейчас для теоретического обоснования этого учения наряду с неотомизмом довольно широко используются идеи католического персонализма, тейярдизма, экзистенциализма и других течений. При сохранении в основе социального учения католической церкви старого категорийного аппарата в нем появились новые моменты, например, открытость к изменяющемуся миру, что нашло отражение в часто применяемом понятии «знамения времени», под которым подразумеваются новые явления общественной жизни. В теологический лексикон вошло понятие «развитие» право частной собственности защищается, но не абсолютизируется, допускается возможность отчуждения частной собственности в интересах «общего блага»; особо подчеркивается, что церковь не связывает себя ни с одной политической системой; церковь отказалась от практики анафемствования инакомыслящих и перешла к диалогу с ними, а также с неверующими.

«Гаудиум эт спес» (лат. «Gaudium et spes» - «Радость и надежда») – конституция церкви (пастырская), принятая II Ватиканским собором (1962-1965 гг.). Имеет другое название – «О церкви в современном мире». В ней сформулирована позиция католической церкви в отношении важнейших социальных проблем современности: войны и мира, социальной справедливости, социально-экономического развития стран, получивших политическую независимость, положения трудящихся и т.д. В документе содержатся некоторые новые моменты в социальной доктрине католицизма, говорится о праве трудящихся на объединение, признается законность забастовки как средства защиты прав рабочих, хотя оговаривается, что она должна всегда рассматриваться как крайнее средство. Частная собственность характеризуется как условие свободы человека, но при этом довольно резко критикуются некоторые «пороки» капитализма.

«Популорум прогрессио» (лат. «Populorum progressio» - «Развитие народов») – энциклика Павла VI, изданная в Ватикане 26 марта 1967 г., посвящена социальным проблемам. Указав во введении на важность социального вопроса как всемирной проблемы, папа в первой части энциклики – «Об интегральном развитии человека» - рассматривает социальное положение в современном мире, обращая особое внимание на неравномерность развития народов, анализирует некоторые концептуальные вопросы социального учения церкви. Под влиянием идей Ж. Маритена в энциклике выдвигается идея интегрального, целостного экономического и культурного развития человечества; подчеркивается, что каждый человек ответственен не только перед всеми живущими сейчас людьми, но и перед будущими поколениями. Павел VI утверждал, что истинным является только христианский гуманизм, но, тем не менее, светский гуманизм имеет свою ценность, поскольку он все же дает возможность для сотрудничества верующих с неверующими в достижении земных целей. Экономика рассматривается как средство для осуществления интегрального гуманизма. В «Популорум прогрессио» проявилась дальнейшая эволюция отношения католической церкви к частной собственности. Отмечая, что право частной собственности ни для кого не является безусловным и абсолютным, энциклика допускает ради общего блага национализацию частной собственности. Во второй части энциклики – «О солидарном развитии человечества» - рассматриваются проблемы взаимоотношений между народами, особенно между богатыми и бедными странами: первые призываются оказывать помощь вторым; излишки богатых стран должны служить для помощи бедным странам; для этой цели предлагается создать всемирный фонд за счет части военных расходов. Проблема развития народов увязывается с проблемой мира. Энциклика призывает обеспечить равноправие стран и народов в торговых отношениях, преодолеть препятствия, чинимые национализмом и расизмом.

«Соллицитудо реи социалис» (лат. «Sollicitudo rei socialis» - «Забота об общественном») – седьмая энциклика Иоанна Павла II, оглашенная в 1988 г. в честь 20-й годовщины энциклики Павла VI «Популорум прогрессио». «Соллицитудо реи социалис» - типичная социальная энциклика, содержащая новое определение социальной доктрины церкви, показывающая ее место, функции, цели и задачи на фоне основных идейно-политических проблем современного мира. Подводя итоги прошедшего после публикации «Популорум прогрессио» двадцатилетия, папа сделал вывод, что «нынешняя ситуация в мире с точки зрения развития производит скорее негативное впечатление». Это вызывается, в частности, тем, что увеличивается разрыв между развитым Севером и южными регионами; что существуют различные формы эксплуатации и угнетения; действуют экономические, финансовые и социальные механизмы, укрепляющие состояние богатства одних и бедности других. Все страны должны решить разделяющие их конфликты, научиться сотрудничать друг с другом, что может произойти только в том случае, если они существенным образом изменятся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: