Тенденции изменения социальной политики

За последние десятилетия во многих странах происходят существенные изменения в социальной политике. Так, в социал-демократической, или скандинавской модели общественное мнение и парламенты ищут пути сокращения налогов средствами гражданского общества и рынка. Развитие идет в сторону приватизации, децентрализации и дебюрократизации с упором на добровольные или коммерческие решения вместо решений государственного сектора.

В либеральной модели, из европейских стран наиболее выраженной в Великобритании, упор делается на организованное и частично субсидированное государством социальное страхование в сочетании с частной благотворительностью.

В консервативной модели, действующей в центральноевропейских государствах, упор делается на решения, связанные с рынком труда, где работодатели и работники заключают соглашения, вступающие в силу в случае незанятости, болезни или старости. Незанятое население трудоспособного возраста длительно неработающее зависит от местных властей или частных благотворительных органов. В Нидерландах и во всей Скандинавии делается упор на передачу ответственности муниципалитетам.

Католическая (латинская) модель использует традиционно такие сферы гражданского общества как церковь, семью и частную собственность. В этом плане характерна Франция, которая на социальное обеспечение направляет значительную долю национальных ресурсов, что обусловливает его высокое качество. Однако Франция использует смешанную модель, где социальные права четко увязываются с уплатой взносов и, в тоже время, социальное обеспечение является универсальным и безусловным.

В своем нынешнем состоянии система социальной защиты включает страхование от некоторых социальных рисков, связанных либо со снижением личных доходов (болезнь, роды, инвалидность, производственные травмы, старость, безработица), либо с увеличением общесемейных расходов (семейные пособия). Большая часть ресурсов системы обязательного социального страхования выплачивается в виде пособий по старости и болезни. Быстрый рост расходов в настоящее время объясняется рядом таких факторов, как старение населения или качественные аспекты спроса и предложения по отношению к медицинскому обслуживанию.

Опыт, накопленный западными странами, отличается от опыта Востока. Ряд стран Азии с 1960 года входят в число 12 наиболее быстро развивающихся стран мира. Государственные социальные расходы в Сингапуре и Таиланде ниже, чем в европейских странах и в основном сосредоточены на образовании, в первую очередь начальном. Единственной формой вмешательства государства является принятие определенного регулирования в этих областях.

В целом, в странах с переходной экономикой показатели социального развития резко идут «вниз». Это связано со слабым уровнем экономического развития, множеством накопленных за многие годы недостатков в социальной сфере, разрушением старой системы социальной защиты населения. Наиболее остро в этих странах стоят вопросы обеспечения минимальных доходов населения, организации рынка труда, охраны здоровья населения. Существует критическая ситуация в сфере доходов населения. Очень незначителен средний слой населения и подавляющее число составляют бедные и беднейшие слои населения.

В развитых индустриальных странах работающее население вкладывает денежные средства в область социального страхования. Оно компенсирует значительную часть утраченного дохода. Для тех, кому недоступно пользоваться услугами социального страхования, открыт доступ к системе социальной помощи. Пособия на детей часто выплачиваются помимо социального страхования и программ поддержки доходов малообеспеченных. Более того, такие пособия являются универсальными и выплачиваются всем семьям, где есть дети. В некоторых странах вместо этих пособий родителям предоставляется право на отсрочку уплаты налогов.

В Западной Европе сейчас идут серьезные дебаты по вопросам реформирования системы социальной защиты. Рост числа пенсионеров, высокая безработица привели к сокращениям размера государственных пенсий в Великобритании. США законодательно установили постепенное повышение возраста выхода на пенсию.

В целом, современные глобальные проблемы социальной политики можно сформулировать следующим образом: э кологическая ориентация социальной политики; социальная ориентация экономики; укрепление национальной и международной безопасности; переход стран на модель устойчивого развития; усиление роли личности в социально-экономических преобразованиях.

Контрольные вопросы для самопроверки

37. Понятие модели социальной политики и критерии отнесения различных стран мира к данным моделям.

38. Социал-демократическая модель и ее наиболее типичные черты.

39. Принципы и ключевые характеристики консервативной модели.

40. Характерные особенности либеральной модели.

41. Принципы и содержательные характеристики католической модели.

Литература

63. Антропов В. В. Социальная защита в странах Европейского союза. - М., 2006

64. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. 3-е изд. – М., Экзамен, 2008.

65. Глобализация и социальная политика развитых стран. – М., 2008.

66. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки и проблемы формирования. – М., 2006.

67. Маргулян Я.А. Глобальный характер и содержание современных социальных опасностей и угроз. - Международная научная конференция: Глобализация: PRO ET CONTRA». Материалы международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». Апрель 2006. СПб., 2006.

68. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.

69. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. - М., 2009.

70. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2010.

71. Толмачев А.П. Право социального обеспечения. – М., 2009.

72. Холостова Е.И. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001. - 334 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: