«МЕТОДИКА АНАЛИЗА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ»
1. Методика анализа структуры управления сельскохозяйственным предприятием
Цель занятия. Освоить методику анализа структуры управления сельскохозяйственным предприятием, научиться выявлять недостатки структуры управления, разрабатывать мероприятия по ее совершенствованию.
Условия и исходные материалы. Задание выполняется по данным хозяйства, где студенты проходили учебно-методическую и производственную практику, или данным кафедры. Используются также карта (схема) землепользования хозяйства, схемы действующей и проектируемой организационной структуры предприятия, данные о затратах рабочего времени руководителей и специалистов, полученные в хозяйстве и на кафедре, различного рода нормативные материалы (штатные расписания, типовые структуры управления, нормы нагрузки и управляемости) и др.
Порядок и методика выполнения задания. На основе схемы организационного устройства предприятия, результатов опроса работников, штатного расписания и других материалов вычерчивается схема структуры управления предприятием. На схеме фиксируются система соподчинения и взаимосвязи служб, звеньев и лиц, участвующих в управлении. При этом важно правильно отобразить сложившуюся систему соподчинения по линей ной (административной) и функциональной связям, которые на схеме показывают сплошной и пунктирной линиями. Равнозначные звенья аппарата управления располагают на одном уровне. Звено работников аппарата управления, деятельность которых распространяется на хозяйство в целом, размещают вверху.
|
|
Тип управленческой структуры и систему соподчинения ее элементов определяют по двум признакам: числу ступеней управления и принципу организации производства. Вывод делают на основе анализа структуры управления.
Анализ численности работников аппарата управления проводят с целью выявления вакантных должностей и отклонений от нормативов. Для этого сравнивают фактическое число работников аппарата управления с нормативными данными. Фактическое число работников аппарата управления определяют по данным годового отчета.
Анализ состава аппарата управления. В аппарат управления входят руководители, специалисты и технические исполнители: руководители - директор, управляющие, заведующие фермами, бригадиры, старший диспетчер, прораб, начальник механизированного отряда, их заместители и помощники; специалисты - главные, старшие и рядовые агрономы, зоотехники, ветврачи, инженеры, механики, бухгалтеры, экономисты; технические исполнители учетчики, техник-нормировщик, техник по племенному учету, оператор диспетчерской службы, диспетчер гаража, кассир, секретарь-машинистка, экспедитор, комендант, кладовщики, реализаторы.
Анализируют соотношение линейного, функционального и линейно-функционального персонала (линейный персонал это руководители структурных подразделений хозяйства) (табл. 11).