Семинар «управление международным маркетингом в апк»

Цель занятия. Познакомить студентов с основами международ­ного маркетинга, его сущностью, целями, современными пробле­мами, особенностями управления в сельском хозяйстве.

План семинара

1. Сущность международного маркетинга.

2. Маркетинговые исследования международного рынка.

3. Современные проблемы международного маркетинга.

4. Особенности управления международным маркетингом в АПК.

Методические указания. Международный маркетинг это ком­плекс мероприятий организации по осуществлению внешнеэко­номической деятельности за пределами своей страны.

Важную роль в развитии международного маркетинга, его тео­рии, методики и практики играют специализированные междуна­родные организации: Европейское общество по изучению обще­ственного мнения и маркетинга (ECOMAR), Международная фе­дерация маркетинга (IMF), Американская ассоциация маркетинга (AMА).

В развитии международного маркетинга выделяют три основ­ных этапа.

Традиционный маркетинг — обычная продажа товаров за гра­ницу, когда экспортер несет ответственность перед покупателем только до момента поставки и, как правило, не интересуется даль­нейшей судьбой проданного товара.

Экспортный маркетинг — экспортер занимается систематичес­ким изучением целевого зарубежного рынка и приспосабливает свое производство к изменяющимся требованиям этого рынка.

Международный маркетинг — экспортер глубоко исследует рынок, используя для этого широкий набор маркетинговых средств.

Международный маркетинг распространяется не только на су­губо торговые операции, но и на другие сферы внешнеэкономи­ческих связей: создание совместных и дочерних предприятий, на­учно-технический обмен, передачу лицензий и ноу-хау, предос­тавление транспортных, страховых, туристических и иных услуг: международные арендные операции и т.д.

Современную модель международного маркетинга принято условно называть производственно-инвестиционной (в отличие от прежней тортово-посреднической). Она претерпела качествен­ные изменения, поднялась на более высокий уровень. Междуна­родный маркетинг теперь все чаще рассматривается не только как межнациональный или мультинациональный, но и как гло­бальный.

В соответствии с концепцией международного маркетинга ос­новное значение в бизнесе приобретает долгосрочная рентабель­ность. В этом контексте целью международного маркетинга наци­ональных фирм является достижение устойчивых рыночных пози­ций и получение прибыли в условиях.жестко конкурирующих международных рынков.

Цели управления международным маркетингом можно разде­лить на две группы.

Экономические:

обеспечение целевой доли рынка (количественные или стоимо­стные характеристики сбыта продукции фирмы по отношению к общей емкости рынка за определенный период);

выход на новые рынки;

получение максимальной прибыли;

наращивание сбыта;

увеличение степени участия на уже освоенных рынках.

Психографические (влияние на покупательское поведение):

повышение степени осведомленности местного населения о товарах и услугах фирмы;

формирование у потребителей положительного имиджа и при­верженности к товарам и услугам фирмы;

рост удовлетворенности покупателей при использовании куп­ленных товаров;

стимулирование решений о покупке товаров.

Маркетинг на международной арене весьма сложен, поскольку охватывает не только сбыт, но и другие сферы деятельности орга­низации, в том числе производство, НИОКР, снабжение, финансы и т.д. Кроме того, требуется глубокое понимание социально-эко­номических и национально-культурных условий, сложившихся в той стране, где организация будет каким-либо образом осуществ­лять свою деятельность. Могут иметься различия в каналах распро­странения, методах транспортировки и хранения, законодательном и юридическом обеспечении, таможенных правилах. В каждой стране существуют национальные особенности в области рекламы, приемлемости тех или иных сюжетов с точки зрения культуры, ре­лигии, традиций и т.д., а также различия в системах определения затрат, свои квоты и валютный контроль. Важны также факторы научно-технического характера, к которым можно отнести уровень развития промышленной технологии, нововведения, модификацию товаров и услуг, степень квалификации рабочей силы и т. д.

Эти особенности значительно повышают общий коммерческий риск предпринимательской деятельности на международном рын­ке. Так, неустойчивость валютной системы может привести к нео­жиданным результатам, превратить в течение нескольких дней ис­ключительно выгодную сделку в убыточную.

Экономические, социальные и культурные особенности раз­личных стран диктуют необходимость постоянно приспосабли­вать средства маркетинга к специфике того или иного рынка. Речь идет о специальной модели маркетинга для конкретного внешнего рынка. Поэтому от российских специалистов в области маркетин­га, работающих на международном рынке, требуются знания и ис­пользование не только отдельных элементов системы маркетинго­вой деятельности, но и всей системы в том виде, в котором она получила развитие в зарубежных странах.

Перед выходом на международный рынок прежде всего необ­ходимо удостовериться в целесообразности этого шага, то есть вы­яснить, какие перспективы могут открываться для организации в будущем и какие риски могут возникнуть. Далее определяют, ка­кую продукцию может предложить предприятие, как выйти на рынок и найти покупателя, каковы могут быть результаты участия в международном бизнесе. Возникают вопросы и в области цено­образования. Часто в экономически менее развитых странах цена на продукт ниже, чем в развитых, основная причина этого — раз­личия в стоимости рабочей силы. В выборе продукта для импорта или экспорта уровень цен имеет существенное значение.

Маркетинговые исследования международного рынка. При орга­низации маркетинговых исследований международного рынка главное —это учет различий между странами во всех сферах. Только тщательно изучив эти различия, а также рынок той или иной страны, можно определить товарный ассортимент или структуру услуг, которые предприятие предложит населению.

Опыт показывает, что предприятие, намеревающееся постав­лять свою продукцию на экспорт, должно, во-первых, постараться найти такой внешний рынок, требования к товару на котором во многом совпадали бы с требованиями внутреннего рынка, во-вто­рых, уметь приспосабливаться к различным условиям внешних рынков, в-третьих, иметь соответствующие производственные мощности, а также специалистов, способных работать с учетом за­дач международного рынка.

В результате изучения международного рынка предприятие с помощью специалистов отдела маркетинга получает систематизи­рованную информацию о производственной и демографической базе страны-импортера, средствах регулирования рынка, ожидае­мом спросе па экспортируемый товар, уровне пен, каналах рас­пределения товаров, формах рекламной деятельности, видах упа­ковок, условиях и расходах по доставке товара, конкурентной и конъюнктурной ситуации. Эти данные позволяют составить обо­снованный план маркетинга, определив в нем потенциальный сегмент либо международного рынка в целом, либо рынка от­дельной страны, сроки проведения продаж, местных посредни­ков, размер ожидаемых затрат и прибыли, уровень финансового и других рисков.

Экспортный рынок можно сегментировать по двум направле­ниям: макроуровень — используются такие признаки страны или региона, как географическое положение, климат, государственное устройство, плотность населения, соотношение полов, возрастной состав, система обучения, культурные, этические и другие нормы и традиции; микроуровень — распределение доходов, имуще­ственное положение, покупательские привычки и предпочтения.

Особенности товарной политики в международном маркетинге заключаются, прежде всего, в том, что она направлена на макси­мальное приспособление товаров к существующим на внешних рынках требованиям. А это вызывает необходимость модифици­ровать технические и потребительские параметры базового про­дукта, разрабатывать требуемую упаковку и дизайн, а также пре­доставлять соответствующую систему обслуживания товаров.

В упаковке также должны учитываться особенности различных стран: размер се, например, зависит от уровня платежеспособнос­ти населения, цветовое оформление — от национальных тради­ций, текстовые обозначения — от грамотности населения.

Если экспортный товар не обеспечивается необходимым обслу­живанием, местные жители предпочтут аналогичные товары, об­служивание которых гарантировано. Следовательно, специалис­там по маркетингу надо продумать вопрос об организации обслу­живания на базе местных предприятий либо об оказании сервисных и ремонтных услуг собственными силами.

Особое место в международном маркетинге занимают каналы товародвижения. Выбор их зависит от целей предприятия и наме­рений контролировать продажи, масштабов деятельности, харак­тера товара. Учитываются также число каналов, объем потенци­альных продаж, затраты и инвестиции на организацию товародви­жения, наличие подготовленного торгового персонала и другие условия.

В обобщенном виде выбор различных организационных форм экспорта определяется следующими условиями:

рынок — открытый или закрытый, с передовой или отсталой торговой структурой, функционирующей в условиях либерализо­ванной или децентрализованной экономики;

товар — фирменная продукция или рядового качества, с техни­ческим обслуживанием или без него, легко или трудно экспорти­руемый;

предприятие — ограниченные или расширенные цели, опыт работы в условиях международного рынка или его отсутствие, хо­рошо развитый или недостаточно развитый ресурсный потенциал.

При определении экспортных цен необходимо учитывать, что они, во-первых, складываются под влиянием расходов, которые, как правило, не учитываются на внутреннем рынке, во-вторых, часто находятся под контролем государства (расходы на модифи­кацию товаров для приспособления их к требованиям международного рынка, платежи посредникам, затраты па фрахт, пошли­ны, расходы по транспортировке и страхованию грузов, перевод валют и т.д.). Цена может формироваться в валюте страны-экспортера в данной валюте. Требуется тщательный расчет экспортной цены для обеспечения необходимой доли прибыли и возмещения различного рода затрат.

Существует международный кодекс рекламы, которого придер­живаются специалисты по маркетингу предприятий и фирм, зани­мающихся импортом и экспортом.

Выработан ряд правил стандартизации международных комму­никационных средств. Они касаются, в частности, рекламных со­общений, выбора подходящего средства рекламы и рекламного агентства. Стандартизованными средствами распространения рек­ламы служат международные и национальные средства коммуни­кации. Их выбор определяется достижением наибольшей эффек­тивности при наименьших затратах. При этом экспортер может выбрать либо местное рекламное агентство, либо международное, имеющее представительство в данной стране. Все зависит от вели­чины охвата рынка, намерений экспортера, затрат на рекламную кампанию и других условий.

Особое значение в экспортном маркетинге придается стимули­рованию сбыта, созданию благоприятного мнения о товаре (услу­ге). Так, деятельность в области Public relations позволяет сфор­мировать положительное отношение к стране, предприятию-экспортеру. Хороший имидж способствует успешной рекламе продукции на международных рынках. С этой целью широко ис­пользуются пресс-конференции, издание пресс-релизов для зару­бежных средств массовой информации.

Организация ярмарок и выставок также помогает продвиже­нию товаров на внешние рынки. Специалисты по маркетингу счи­тают, что ярмарки — это современные информационные центры, задача которых состоит в том, чтобы через демонстрацию еще не созревших для рынка изделий удовлетворить потребность в техни­ческой информации, обозначить конъюнктурные направления развития и способствовать созданию престижа организации. Если ярмарка информирует, то выставка— представляет товар, демон­стрирует экспортный потенциал страны.

Совершенно новыми и современными способами презентации являются специальные коммерческие центры. Они работают с широким кругом товаров и способствуют укреплению междуна­родных торговых связей.

Современные проблемы международного маркетинга следующие. Первая проблема — поиск хорошего продукта для импорта или экспорта, удовлетворяющего потребности покупателя и имеющего приемлемую цену. Например, какой-либо продукт может быть не­дорогим по маркам Великобритании, но в то же время крайне до­рогостоящим для жителей Албании или какой-либо африканской страны. По этой причине специалист по маркетингу должен сна­чала изучить экономическую ситуацию в стране, с которой он на­мерен работать.

Независимо от того, что планируется, импорт или экспорт, следует посетить страну, с которой предполагается наладить со­трудничество. Это необходимые для оценки на месте состояния экономики, системы маркетинга, имеющихся в наличии продук­тов и определения степени соответствия экспортируемого продук­та местным условиям, традициям и культуре. Иногда очень слож­но выполнить такую задачу своими силами, поэтому можно обра­титься за помощью к местным специалистам. Если продукт будет импортироваться, понадобится помощь представителей данной страны в получении запаса продукта, его транспортировке, фи­нансировании, соблюдении законодательства. Обычно требуются большой объем документации и выполнение множества формаль­ностей в соответствующих учреждениях.

Вторая проблема— законодательство, регулирующее процеду­ры экспорта и импорта. Любая страна, как правило, предпочитает экспортировать свои продукты. Однако имеются исключения, ко­торые касаются вывоза сырья. Ресурсы обычно дешевле, чем гото­вые продукты, поэтому в некоторых случаях нет потребности в экспорте сырьевых ресурсов, так как в самой стране могут быть налажены их обработка и производство готового продукта для на­селения или вывоза на международный рынок, что приносит большую прибыль, чем экспорт сырья. В этом случае имеется со­ответствующее законодательство, предусматривающее запрет на вывоз, поэтому следует сотрудничать с местным специалистом, имеющим юридическое образование.

Третья проблема связана с налогами, которыми облагаются ввозимые продукты. Страна обычно не заинтересована в импорте большого количества некоторых продуктов, например потреби­тельских товаров, из-за обмена валюты.

Налоги на импортируемые товары призваны приносить доход государству и оберегать местную промышленность. Размер налога полностью контролируется государством, которое может счесть целесообразным в национальных интересах увеличить его на ряд импортных продуктов.

Четвертая проблема также касается сферы законодательства. Поскольку во внешней торговле приходится использовать работ­ников-иностранцев, необходимо быть в курсе законодательства страны, в которой вы намерены действовать, регулирующего тру­довые отношения, а именно: взаимоотношения нанимателя и на­емного работника, максимальную продолжительность рабочей не­дели, минимальный уровень заработной платы, стоимость меди­цинского обслуживания, порядок выхода на пенсию и т.д.

Существует и такой важный законодательный аспект, как подписание контракта. Если предприятие заключило крупный договор, целесообразно иметь своего юриста и специалиста по юриспруденции из страны пребывания. Надо отметить, что практически нет стандартов в отношении терминологии и усло­вий контрактов. Поэтому очень важно правильное понимание пунктов достигнутых договоренностей. Кроме того, необходимо знать, под чьей юриспруденцией находятся стороны, заключив­шие контракт, и какое законодательство будет действовать при его нарушении.

Пятая проблема — финансирование. При перевозке большого количества товаров может потребоваться морской транспорт. Для морских перевозок транзитное время составляет два месяца или более. На период транспортировки, складирования, маркетинга необходимо обеспечить финансирование продукта. Это может быть осуществлено рядом агентств, однако на начальных стадиях работы финансирование будет задачей маркетолога.

Финансирование может осуществляться несколькими путями. Первый — собственные ресурсы. Здесь следует быть готовым к любому риску. Другой путь — источником финансирования ста­новится производитель поставляемого продукта. В некоторых слу­чаях предприятие предоставляет торговый кредит на срок до 90 дней. Третий путь связан с обычными банковскими каналами и кредитными организациями.

Финансирование международной торговли осуществляется по стандартным правилам. Необходимо обязательно иметь финансо­вые документы (отчетность), а также какое-либо обеспечение кре­дита. Еще одним источником финансирования могут быть прави­тельственные учреждения. На западе финансирование может осу­ществляться через правительственные организации, на которые возложена ответственность за поддержку внешней торговли и осо­бенно экспорта из данной страны.

Шестая проблема— транспортировка, вид и время которой, а также связанный с ней риск зависят от типа продукта. Дорогосто­ящие, небольшие по массе и объему продукты эффективно пере­возить авиатранспортом. Недорогие, нескоропортящиеся и объемные продукты перевозят по железной дороге или морским транспортом. Важно иметь специальные хранилища. Хранение продукта может быть необходимо в случае ожидания судна, а за­тем по прибытии в пункт назначения.

В любом случае следует помнить о реальных угрозах для со­хранности продукта. Наибольшую опасность представляют воров­ство, повреждения при погрузке и разгрузке, последствия небла­гоприятных погодных условий или пожара. Кроме того, существу­ет опасность потерь продукта непосредственно в процессе транспортировки: самолет может разбиться, а судно потерпеть ко­раблекрушение.

Седьмая проблема, которая может возникнуть в рамках внеш­ней торговли, связана непосредственно с производством. В каждой стране могут быть приняты свои технические стандарты, по­этому при разработке продукта для международной торговли не­обходимо удостовериться, что он соответствует техническим стан­дартам, существующим в большинстве стран, которые могут стать его потенциальными покупателями.

Восьмая проблема — валютные отношения и репатриация при­былей. Во многих странах денежная система нестабильна, и изме­нение курса валют может оказывать серьезное влияние на систему ценообразования на продукт. В стране с постоянной инфляцией спрос будет снижаться, поскольку заработная плата, как правило, не поспевает за ростом цен. Таким образом, инфляция будет вли­ять на процесс общего планирования цен на продукты в компа­нии. Кроме того, если прибыль получена в неустойчивой валюте, то в результате инфляции она может исчезнуть. Поэтому до нача­ла операции в другой стране необходимо узнать, насколько ста­бильна там валюта, и принять соответствующие меры предосто­рожности.

Репатриация прибыли — это вывоз ее в свою страну, если зако­нодательство той страны, где вы ее получаете, не запрещает этого. В некоторых странах существует налог на конвертацию получен­ной прибыли из национальной в иностранную валюту. Иногда может потребоваться закупить продукты местного производства на местную валюту, а затем вывезти их из страны, продать и кон­вертировать полученные от реализации средства в другую валюту.

Девятая проблема — возможность столкновения с криминаль­ной деятельностью, в первую очередь со взяточничеством прави­тельственных чиновников, служащих таможни, предпринимате­лей, вовлеченных в бизнес по выполнению заключенного кон­тракта. Эта этическая проблема может вылиться в юридическую в зависимости от законодательства страны, где выполняются работы по контракту. Об этом следует позаботиться специалисту-марке­тологу при подготовке документации по проекту, а также в холе презентации продукта.

Особенности управления международным маркетингом в АПК. Для становления и развития в России цивилизованного аграрного рынка необходимо глубокое изучение и грамотное применение за­рубежного опыта по маркетингу сельскохозяйственной продукции и готовых продуктов питания.

Если в конце XIX в. для того, чтобы продать произведенную продукцию, фермеру достаточно было знать дорогу на рынок, то в настоящее время ему необходимо располагать большим объемом рыночной информации о предложении и спросе на сельскохозяй­ственную продукцию внутри страны и за рубежом, действующих стандартах, ценах, способах продажи, транспортных тарифах, поку­пательной способности населения, обменных курсах валют, госу­дарственных программах, регулирующих сбыт сельскохозяйствен­ной продукции и доходы фермерских хозяйств, и многом другом.

Государственное регулирование сбыта продукции АПК и зару­бежных странах осуществляется по следующим направлениям:

создание участникам рынка условий для нормальной деятель­ности и содействие торговле через установление для них общих правил поведения;

содействие сбыту через проведение политики поддержания уровня цен и доходов сельских товаропроизводителей, оптимистичного равновесия между спросом и предложением с целью контро­ля за ценами на продовольствие;

ускорение торгового оборота путем введения единых стандар­тов на сельскохозяйственную продукцию;

обеспечение доступа к государственному и частному кредито­ванию торговых сделок и строительство объектов рыночной инф­раструктуры;

контроль за качеством сельскохозяйственной продукции и продуктов питания с целью охраны здоровья и безопасности по­требителей;

содействие страхованию производства и рыночных товаров:

консервация и резервирование эродированных земель;

формирование конкурентной среды и контроль за деятельнос­тью монополий и сельскохозяйственных предприятий.

Эту деятельность государство выполняет, используя экономи­ческие, финансовые, административные и нормативно-правовые меры прямого и косвенного воздействия. В качестве экономичес­ких и финансовых инструментов используются субсидии, цены, надбавки и скидки к ним, субсидии на экспорт, хранение и транс­портировку, льготные налоги, кредиты и государственные гаран­тии для получения кредитов в частных банках. Административные меры включают квотирование сбыта, таможенные пошлины, кон­троль за качеством продукции, антимонопольный контроль. Нор­мативно-правовые меры осуществляются на основе принятых в стране законов, правительственных постановлений, различных положений, правил и других актов, определяющих границы воз­можного для участников рынка и позволяющих государству осу­ществлять контроль за ними.

Роль государства в создании условий для нормальной деятель­ности по сбыту продукции предполагает его прямое участие в пре­доставлении кредитов на производственные нужды и создании инфраструктуры рынка, а также обеспечении гарантий; формиро­вании необходимой информационной базы о конъюнктуре рынка и оперативном доведении информации до его участников; содей­ствии в создании и организации работы товарных бирж, оптовых рынков, ярмарок, аукционов и др.; строительстве элеваторно-складских и холодильных емкостей, транспортных магистралей, создании специализированных транспортных средств и др. Все эти мероприятия полностью или частично финансируются из средств федеральных и муниципальных органов как на безвозвратной, так и на возвратной основе, стимулируются кредитными и налоговыми льготами.

В странах Европы и Северной Америки осуществляется субси­дирование экспорта сельскохозяйственной продукции, открыва­ются специальные кредитные линии для стран-импортеров. Сюда же можно отнести и оказание гуманитарной помощи развиваю­щимся странам, позволяющей избавить внутренний рынок от из­лишков продукции, в первую очередь из долго хранящихся запа­сов, зачастую невысокого качества.

Защита внутреннего рынка от нечестной конкуренции прово­дится с помощью квот и таможенных пошлин. Эти меры сдержи­вают ввоз дешевой импортной продукции, гарантируя собствен­ным товаропроизводителям сбыт продукции по более высоким ценам, применяются также программы по компенсации фермерам и частным компаниям части затрат на хранение продукции и рас­ходов на транспортировку.

Эффективное средство регулирования, позволяющее фермерам варьировать сроки и цены реализации и одновременно дающее возможность получения финансовых средств для ведения устой­чивой деятельности в условиях сезонного характера производ­ства,—государственные залоговые операции и предоставление ссуд под залог закладываемой на хранение продукции.

Государства развитых стран воздействуют на увеличение спроса на продукты питания и повышение доходов фермеров различными продовольственными программами, предоставляя малоимущим слоям населения безвозмездную продовольственную помощь.

Государственное регулирования быта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в зарубежных странах осуще­ствляется через специальные органы национального и региональ­ных уровней. Это могут быть структурные подразделения мини­стерств сельского хозяйства, агентства, фонды, управления, коми­теты и др.

Для координации усилий государства, сельских товаропроизво­дителей и их рыночных партнеров в области регулирования сбыта продукции внутри страны и за рубежом практикуется создание межотраслевых и отраслевых объединений на кооперативной либо договорной основе. Ассоциации производителей сельскохозяй­ственной продукции в отдельных провинциях полностью замени­ли административные специализированные отделы и управления министерства сельского хозяйства. Их права закреплены закона­ми, позволяющими сельским товаропроизводителям практически полностью контролировать оптовый рынок многих видов сельско­хозяйственной продукции.

Глобализация мирового рынка потребовала от стран мира ли­берализации мировой торговли и выработки новых норм ее регу­лирования на межгосударственном уровне. Механизм многостороннего регулирования предусматривает заключение на уровне правительств международных торговых соглашений, которые мо­гут действовать в рамках или под эгидой Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и непосредственно между стра­нами-производителями, странами-экспортерами и странами-по­требителями того или иного товара. Они позволяют обеспечивать регулирование соотношения спроса и предложения путем уста­новления определенных пределов колебания рыночных цен и обя­зательств экспортеров и импортеров, вести торговлю в рамках ус­тановленных экспортных квот, созданных товарных фондов (бу­ферных или стабилизационных запасов).

Организационной формой реализации принятых соглашений являются международные товарные организации (МТО), которые включают международные организации (МО) и международные комитеты (МК). Кроме этого существуют международные кон­сультационные комитеты (МКК) и межправительственные рабо­чие группы (ФАО). Функционируют: международные организа­ции по какао (МОКК), кофе (МОК), сахару (МОС), джуту (МОТД), международные советы по зерну (МТЗ) и оливковому маслу (МСОМ); международный консультационный комитет по хлопку (МККХ); межправительственные рабочие группы ФАО по зерну, рису, мясу, рыбе, чаю, цитрусовым, бананам, маслосеменам и жирам, кожам и жестким волокнам.

Торговые договоренности также реализуются через межгосу­дарственные организации стран-производителей сырья и Межго­сударственные товарные ассоциации стран-экспортеров. Приме­ром таких организаций являются ЕС (Европейский Союз), НА-ФТА (Северо-Американское соглашение о свободной торговле — США, Канада, Мексика), МЕРКОСУР (Южно-Аме­риканская зона свободной торговли — Бразилия, Аргентина, Уругвай и др.), АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии — Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам и др.). Создание региональных межгосударственных тор­говых объединений позволяет успешнее решать внутренние про­довольственные проблемы и активнее влиять па мировой рынок. Международные отраслевые торговые организации налаживают взаимодействие с Всемирной торговой организацией (ВТО). Глав­ная задача ВТО — либерализация мировой торговли путем се регу­лирования преимущественно тарифными методами при последо­вательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устра­нение различных торговых барьеров и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

В последние годы четко просматривается тенденция, свидетель­ствующая об усилении влияния на сбыт сельскохозяйственной про­дукции сельскохозяйственных кооперативов, крупных агропро­мышленных объединений и транснациональных корпораций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: