Социальная практика (П. Бурдьё)

П. Бурдье — французский социолог, представитель постструктурализма. Его концепция представляет собой попытку синтеза структурализма и феноменологии. Сам автор характеризовал свою концепцию как конструктивистский структурализм или структуралистский конструктивизм.

В основе социологии П. Бурдье лежит концепция двойного структурирования, под которой понимается подход к объяснению генезиса и структуры социальной действительности. Под структурами мы понимаем не зависящие от нашей воли и сознания нормы морали и правила взаимодействия, социальную структуру общества, культуру и т. д. С другой стороны агентам (индивидам) имманентно (неотъемлемо, внутренне) присуща активность; они являются источниками непрерывных причинных воздействий на социальную действительность. Иными словами, каждый человек своей деятельностью постоянно воздействует на социальную действительность.

Социальные структуры обусловливают практики и представления агентов, но, в свою очередь, и практики, производимые агентами, воспроизводят и/или преобразуют структуры.

В обществе всё структурировано: во-первых, социальные отношения неравномерно распределены в пространстве и во времени; во-вторых, агенты неравномерно распределены между социальными отношениями; в третьих, неравномерно между) агентами распределены капиталы; в четвёртых, усвоенные социальные отношения, такие как социальные представления, модели поведения, также распределены неравномерно. Ввиду существующих отличий можно видеть зависимость между физическим и социальным пространством стремятся к проживанию по соседству с такими же, как они). Таким образом социальное деление объективируется, отражается в физическом пространстве.

Одним из ключевых в социологии П. Бурдье является понятие «поле». Под ним понимается относительно замкнутая, автономная система социальных отношений, подпространство, обладающее совокупностью специфических характеристик, отличающих его от любого другого подпространства. Поле возникает как следствие общественного разделения практик. Примером могут служить поле экономики, поле политики, поле литературы и т. д. Поля представляют собой структурированные пространства позиций.

Ещё одним термином, предложенным П. Бурдье является понятие капитала. Разнообразные ресурсы, которые индивиды используют в своей деятельности для того, чтобы занять ту или иную позицию П. Бурдье разделил на три большие группы, три группы капиталов. Экономический капитал — обладание материальными благами. Культурный капитал — образование и соответствующий ему диплом, а также культурный уровень индивида. Социальный капитал — ресурсы, связанные с принадлежностью к группе, проще говоря, личные связи.

Специфическим термином предложенным П. Бурдье для объяснения взаимодействия индивида и социального окружения является понятие габитуса. габитус — это «...система схем восприятия и оценивания, когнитивные и развивающие структуры, которые агенты получают в ходе их продолжительного опыта в какой-то позиции в социальном мире. Габитус есть одновременно система схем производства практик и система схем восприятия и оценивания практик». Габитусом определяются вкусы, предпочтения в кино и музыке, отношение к тем или иным событиям в политическом поле, оценка человеком изменений, происходящих в социуме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: