Сущность и особенности коммуникативной культуры менеджера социально-культурной деятельности. Зарецкая, Митина, Игнатьева, Ильина

Менеджер должен уметь передать информацию, уметь воспринять информацию, взаимодействовать в процессе общения. Культуру общения рассматривают: - как некий нормативный акт; - как исторически сложившийся тип человеческих отношений и взаимоотношений; - как уровень культуры.

Для успешной профессиональной деятельности менеджера СКД в современных условиях необходимы навыки делового общения:

ü умение слушать

ü воспринимать и понимать человека, его состояние

ü устанавливать контакты с определенными лицами и организациями

ü ориентироваться в ситуациях общения, быть убедительным и привлекательным в общении со спонсорами

ü владеть культурой ведения дискуссии

ü умение владеть и управлять своим психологическим состоянием.

Для эффективного обмена информацией необходимы умения:

ü ясно и четко выражать свои мысли

ü четко определять и ставить задачи

ü анализировать высказываемые суждения

ü делать выводы

ü строить доказательства

ü убеждать собеседника

ü высказывать и аргументировать свои предложения

ü доводить до собеседника информацию.

Для того, чтобы формировать эти умения должны быть профессиональные знания.

Для эффективной организации взаимодействия общающихся, необходимы умения:

ü убедить, увлечь

ü сформулировать принятое решение

ü сформулировать требования, распоряжение, приказ, нарицание

ü сделать критическое замечание

ü подвергнуть позицию собеседника аргументированной критики

ü общаться в конфликтной ситуации

ü организовать коллективное принятие решения

ü сдерживать свои эмоции.

Для этого необходимо иметь знания о поощрении, наказании, об условиях эффективности общения, в том числе в конфликтной ситуации.

Коммуникат. к-ра - высокий уровень умения общаться, искусство говорить и слушать, умение понимать партнера, умение строить отношения с любым партнером, добиваться эффект. воздейств. на основе обоюд. инт.

Андреева выд.3 стороны общения: Коммуник. (передача инф.), Перцептив. (восприятие инф.) и интерактив. (взаимод.) Виды общения: формальное, примитивное, личностное и др.Для менеджера важн. роль игр. деловое общение.

Модель коллективного процесса Лассуэла предполагает при работе с большой аудиторией учитывать:

1. кто? коммуникатор 2. что? информация 3. каким образом? средства общения 4. кому? Учет аудитории. 5. с каким эффектом обратная связь

Коммуникативная культура — это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.

В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

Вежливость —это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости — грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17%. Корректность —умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Тактичность. Чувство такта — это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д. Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Точность. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением — обманом, ложью. Предупредительность — это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств:

• эмпатия — умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;

•доброжелательность— уважение, симпатия, умение понимать людей,

• аутентичность — способность быть самим собой в контактах с другими людьми;

• конкретность — умение говорить о своих конкретных мнениях, отвечать однозначно на вопросы

• инициативность — способность «идти вперед», устанавливать контакты

• непосредственность— умение говорить и действовать напрямую;

• принятие чувства — умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;

• самопознание — исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки.

Человек начинает лучше понимать других, если познает следующие аспекты собственной личности: собственные потребности и ценностные ориентации, технику личной работы; свои перцептивные умения, т. е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп; готовность воспринимать новое во внешней среде; свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и других культур; свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды; свои способы персонализации внешней среды, т. е. основания и причины, по которым что-то во внешней среде рассматривается как свое, в отношении которого проявляется чувство хозяина.

Не менее важными составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т. е. культура речи. В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная сторона речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии ее на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.

К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:

• словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);

• словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает)

• произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект);

• грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);

• стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).

Для успешной профессиональной деятельности менеджера СКД в современных условиях необходимы навыки делового общения: умение слушать, воспринимать и понимать человека, его состояние, устанавливать контакты с определенными лицами и организациями, ориентироваться в ситуациях общения, быть убедительным и привлекательным в общении со спонсорами, владеть культурой ведения дискуссии, умение владеть и управлять своим психологическим состоянием. Для эффективного обмена информацией необходимы умения: ясно и четко выражать свои мысли, четко определять и ставить задачи, анализировать высказываемые суждения, делать выводы, строить доказательства, убеждать собеседника, высказывать и аргументировать свои предложения, доводить до собеседника информацию.

Ломов первый выделил общение в отдельную категорию, за ним Андреева выделила коммуникативную сторону, перцептивную (восприятие), интерактивную(интеракция – соц взаимодействие). Модель коллективного процесса Лассуэла предполагает при работе с большой аудиторией учитывать:

1. кто? Открытая позиция, закрытая позиция. Сверху, на равных.

2. что? Сам текст, информация: доступность, учитывать особенности аудитории – единый язык, объем кратковременной памяти + слова(смысловые куски), дальше может быть искажение памяти.

3. как? Визуалист – для него характерно использование слов: видеть, ясный, отчетливый, события прокручивает как фильм, запоминает схемы, таблицы, цвета, порядок на столе. Взгляд поверх голов других. Самая длительная дистанция общения, жесты направлены на верх. Аудиалист – употребляет слова, связанные со звуком: звучать, кричать, особое внимание уделяет интонации. Голова на бок – поза телефонной трубки, отводит во время речи взгляд в сторону. В общении предлагает среднюю дистанцию, жесты в средней части туловища, хорошо развита речь, любит дискутировать, поговорить. Кинестетики – мир через ощущения, нужно повзаимодействовать, почувствовать. Голова чуть наклонена, сидит комфортно, хорошая интуиция. Бросает незаконченное дело и берется за другое, беспорядок, самая короткая дистанция.

4. кому? Учет аудитории. Есть определенное количество людей, которые готовы вас воспринять: от 30-50 человек 5% аудитории 2-10 человек; 100 человек 10-15% -т.е. 20 человек – эффект заражения внимат. слушания.

5. с каким эффектом обратная связь: прямая – я согласен, косвенная – умалчивает, догадайся сам. Каган и Эткин рассматривают общение как личностно-ориентированное. Относятся к человеку как к ценности, не пытаются его переделать, не сравнивают его ни с кем, не подводят под стереотипы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: