Базисные инновации

Классификация инноваций

· Общие сведения о классификации инноваций

· Процессные инновации.

· Продуктовые инновации

· Некоторые важные открытия 20 в

Общие сведения о классификации инноваций

Инновации, имеющие ненулевой потенциал коммерциализации и трансфера наиболее часто разделяются по объекту, на который они направлены. Согласно такому классификационному признаку, как в технических, так и в социально-экономических системах можно выделить две основные группы инноваций:

Процессные

Продуктовые

Процессные инновации

Иногда к п роцессным инновациям относят сам процесс создания, распространения и использования новшеств, но более точным будет отнесение к ним – полезных изменений в каких-либо процессах.

Процесс – взаимосвязанная последовательно-параллельная последовательность действий, имеющая вход и выход, использующая ресурсы и на выходе дающая определенный результат.

Существуют три группы процессных инноваций:

1. Изменение процесса создания какого-либо продукта или услуги (т.е. технологии производства)

2. Изменение процесса управления техническими системами (например, стиральной машиной – появление системы «фуджи логик»)

3. Изменение процесса управления социально-экономическими системами (управление организацией).

Инструментом реализации таких инноваций служит методика реинжиниринга, получившая распространение в 90-е годы XX века.

Реинжиниринг (переработка) – методика радикального перепроектирования бизнес-процессов, а затем распространилась и на другие виды процессов.

Цель реинжиниринга ‑ резкое повышение эффективности процесса, которое складывается из двух составляющих:

- снижения затрат ресурсов (денежных, трудовых, материальных, времени);

- повышения/неухудшение качества. Процесс должен быть построен таким образом, чтобы исключить появление некачественной продукции.

Следует отметить, что объектные и процессные инновации тесно взаимосвязаны. Выпуск новой продукции зачастую невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства.

Продуктовые инновации

Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных материальных продуктов (машин, оборудования, лекарств, продуктов питания, систем управления и пр.).

Продуктовые инновации по глубине, сущностному масштабу или инновационному потенциалу можно разделить на три вида:1) базисные инновации; 2) улучшающие инновации; 3) модернизации.

Таблица 1. – Зависимость рыночной и технической новизны от глубины инновации

Инновации Рыночная новизна Техническая новизна
Радикальные (базисные) высокая высокая
Улучшающие низкая высокая
модифицирующие низкая низкая

Базисные инновации

Базисные (радикальные) инновации – создание принципиально новых видов продукта, в корне меняющие процесс или содержание определённой сферы человеческой деятельности.

Такие инновации направлены на освоение новых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новомих применении. Они реализуют крупные изобретения и становятся основой для формирования новых поколений техники. В этом случае речь идет о продукте, возможная область применения которого, а также функциональные характеристики, материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшегося продукта.

Пример: замена парового двигателя на двигатель внутреннего сгорания; записи на магнитный носитель, записью на CD с помощью лазера;

Базисные (радикальные) инновации характеризуют:

· продукт рыночной новизны;

· наступательная стратегия;

· технологический толчок;

· огромные затраты;

· непропорционально (затратам) значительная удача;

· пионерный продукт;

· высокий уровень риска;

· большое число рисков – много неидентифицируемых;

· основа инноваций более слабого типа;

Базисные (радикальные) инновации дают: долгосрочное преимущество над конкурентами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: