Основные категории и их взаимосвязь

Педагогика высшей школы

ПВШ – это отрасль пед науки, изучающая теретич и практич проблемы развития личности студентов и их профес подготовки в вузе.

Как самостоят отрасль она возникла сравнительно недавно. В н 20 в. появл первые науч статьи, посв-е проблемам работы со студентами, а также проблеме ВО в целом. Все больше осознается необходимость научного обеспечения универ-го обучения и ВО. Большое кол-во пед съездов. В 50-60 гг 20 в. происходит сразу несколько крупных конференции по проблемам ВШ. С 60-х гг ПВШ стала разрабатываться комплексно, не только специфика образования студ молодежи, но и вопросы взаимодействия уч и науч работы в ВШ, организации и управления ВУЗами и др.

Предмет. Нет единого подхода.

- проц обучения и воспитания студентов

- закон-сти подготовки буд специалистов

- зак-сти уч-восп проц в условиях ВУЗа

- пед проц ВУЗа и его зак-сти, знание к-х необходимо для эфф организации УВП

- образоват проц в ВШ

В рамках ПВШ разрабатываются дидактика ВШ, псих учения и развитие активной мысл деят-сти, общая методика уч и науч работы и др.

Категории. Осн кат-ми явл: социализация и воспитания буд спец-ов, образовании и образоват процесс ВШ, закономерности и принципы образов проц, проц обучения в ВШ, преподавание, учение, пре-ль, студент и др.

Соц-ия – проц соц развития ч-ка в рез-те стихийных и организованных воздействии всей сов-сти факторов обществ бытия.

Воспитание – целенаправленная проф деят-сть педагога. Важн ф-ия воспитания – передача накопленного опыта нов поколению осущ-ся ч-з образование. Образование – рез-т усвоения ч-ком опыта поколении в мде с-мы знании, умений и навыков, способов деят-сти и отношении.

В образовании выделяют процессы, к-е обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения общественного опыта – это обучение. Обучение – спец организованный проц взаимодействия обучающего и обучаемых, направленный на формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых и др.

Специфика научно-терминологического аппарата педагогики высшей школы.

Основные категории и их взаимосвязь.

Педагогика высшей школы отражает предмет своего исследования в понятиях и категориях (научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности и познания).

Основные категории:

· социализация и воспитание будущих специалистов

· образование и образовательный процесс высшей школы

· закономерности образовательного процесса высшей школы

· принципы образовательного процесса высшей школы

· процесс обучения в высшей школе

· преподавание, учение

· преподаватель, студент и др.

Социализация – становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Воспитание – процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами, общественными организациями, СМИ и культуры, церковью, семьей.

Воспитание как педагогическое явление:

· целенаправленная профессиональная деятельность педагога

· целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности

· целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия преподавателей и студентов

· создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через воспитательные институты

Передача накопленного опыта новому поколению осуществляется через образование. «Образование» означает создание образа, завершенность воспитания в соответствии с возрастной ступенью.

Образование – это процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.

В образовании выделяют процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения общественного опыта – это обучение.

Знание основных педагогических категорий дает возможность понять педагогику высшей школы как научную область знания, уяснить сущность рассматриваемых явлений, процессов, фактов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: