Что такое тренинг?

Само понятие тренинг имеет английское происхождение и дословно переводится, как тренировку. А тренировать, как известно можно разные способности и качества. В первую очередь это качества, необходимые для успешного развития компании. Тренинг как понятие неизмеримо шире, того, что предлагает нам сегодня стандартная программа тренинговой компании. Тренинг, как понятие, несомненно включает в себя и развитие профессиональных навыков специалистов, и повышение их квалификации, и развитие организационно-управленческих связей в вашей компании. Все что можно тренировать, от навыков скорописи, до умения принять верное управленческое решение, - будет предметом тренинга.

Как правило, тренинги представлены в виде двух частей: теория - лекции и семинары

по специальности и практические занятия - ролевые игры, командно-групповые работы. Если теоретическая часть предполагают приобретение в первую очередь знаний, то практика обычно актуальна там, где приоритетны навыки. Очень часто программа обучения представляет собой комбинацию обеих методик в различных пропорциях.

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Самостоятельная работа реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.

Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой работы.

Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.

3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ЭВМ.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:

- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Простейший путь - уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы - не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, ибо снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте.

В соответствии учебным планом студенты выполняют курсовые и дипломные работы, а в технических вузах - курсовые дипломные проекты. Курсовые работы пишутся на II - IV курсах по ведущим учебным дисциплинам, дипломные - на выпускных курсах по профилирующему предмету (или по 2-3 предметам) профессиональной подготовки. Если курсовые работы являются обязательной формой УИРС, то дипломные работы в ряде вузов с учетом требований специальности могут не выполняться, а заменяться государственным экзаменом.

Цель рассматриваемых форм УИРС состоит в том, чтобы студенты углубляли, систематизировали и расширяли знания сверх учебной программы по ведущим предметам, чтобы у них формировались умения в области научно-исследовательской деятельности, развивалось аналитическое мышление, творческий потенциал личности.

Обе формы УИРС носят характер самостоятельного теоретического или опытно-экспериментального исследования, которое выполняется под руководством преподавателя - научного руководителя. Курсовая работа защищается автором в комиссии, которая назначается соответствующей кафедрой. Нередко исследование, выполненное в качестве курсовой работы, затем перерастает в дипломную работу. Тема работы, ее исполнитель и научный руководитель утверждаются выпускающей кафедрой. Выполненная дипломная работа проходит рецензирование и после допуска кафедры к защите направляется в ГЭК, где в установленное время в период государственных экзаменов осуществляется защита работы.

Курсовая работа – самостоятельная разработка конкретной темы по изучаемой дисциплине с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.

Если рассматривать курсовую работу с точки зрения учебного процесса, то будет очевидно, что этот вид научных работ является одним из самых важных этапов в процессе всего обучения студента. Любая курсовая – это возможность для студента продемонстрировать свои знания, которые он усвоил, после изучения определенной части учебного материла. Выполняя курсовую работу, студент учится самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию в сторонних источниках, анализировать ее, и составлять отчет по собранному материалу. Вдобавок ко всему, студент учится делать выводы по поставленному вопросу, и отстаивать свою точку зрения на защите курсового проекта.

Именно по этим причинам, такая сравнительно небольшая научная работа дает возможность преподавателю оценить уровень знаний и навыков, усвоенных в процессе изучения какого-либо предмета. Во время написания курсового проекта, студент развивает в себе способность к самостоятельной и творческой работе, при этом он более углублено изучает одну из проблем прослушанного курса. Кроме того, это еще и хорошая подготовка к написанию диплома.

Любой курсовой проект начинается с определения его темы. В зависимости от того какая тема выбрана, идет построение плана курсовой работы, как ее практической так и теоретической части. Наряду с тем, что к теме работы относится теория, к практике вполне возможно будет необходим отдельный план. План работы состоит из таких частей: введение, основная часть (в составе которой несколько частей, причем теоретическая и практическая часть отдельно), заключение. В работе также необходимо в обязательном порядке указать список литературы.

Курсовая содержащая только теорию отличается от курсовой работы, в состав которой входит практическая часть. Так, если в курсовой работе нет практических наработок, то она будет состоять из нескольких глав. В первой главе обычно указывается проблема, а дальнейшие главы детально ее раскрывают. Если в курсовой присутствует практическая часть, то в первой главе указывается проблема. В следующей части – рассматриваются практические аспекты данной проблемы, аналитические выкладки, характеристики, и обзоры. В третьей главе оговариваются пути решения проблемы, анализируются полученные в ходе практической части данные. И на основании полученной информации формируется вывод в заключении курсовой работы, где кратко описываются основные идеи по теме. Тем не менее стоит учитывать что это лишь шаблон того как должна строится курсовая работа. Однако он может быть иным. Это зависит от требований кафедры.

Следует отметить, что план оказывает очень сильное влияние на структуру курсовой работы. Другими словами, любая курсовая работа должна начинаться с введения, которое переходит в основную часть, после которой делается логическое заключение, оглашается список литературы, и оформляется раздел «Приложения». Но на самом деле подобная стандартизация не так важна для создания интересной работы как показ того, насколько она необходима, доказательство актуальности выбранной темы. В идеале это нужно сделать уже во введении. После составления введения необходимо указать цели работы. Ну а потом уже начинается основная часть, которую следует писать согласно поставленным во введении целям и задачам. В основном каждая глава соответствует конкретной рассмотренной в начале работы цели или задачи. Для того чтобы структура курсовой работы была удачной, и чтобы не путался ход мыслей в процессе изложения можно использовать параграфы. Делить главы на параграфы удобно и в том случае, когда указано много проблем и задач, так как сократится количество глав основной части. Очень часто случается, что решение той или иной задачи можно прочесть в отдельном параграфе. Именно поэтому разделение курсовой работы на параграфы очень удобно. Вы всегда сможете найти интересующий вас вопрос быстро. В дальнейшем подобная структуризация может быть полезной для подготовки дипломной работы, если темы будут схожи.

Завершает курсовую работу «Заключение». Это, пожалуй, один из важнейших разделов. Именно здесь оцениваются пути решения той или иной проблемы, анализируются полученные в ходе работы результаты, и делается вывод о том, удалось ли достичь поставленных в начале работы цел

Дипло́мная рабо́та (прое́кт) — один из видов выпускной квалификационной работы — самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов, выполняемая ими на последнем, выпускном курсе.

Дипломная работа обычно выполняется студентами, обучающимися по естественно-научным, гуманитарным, экономическим и творческим специальностям, и имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и практических навыков выпускников.

Дипломный проект обычно выполняется студентами, обучающимися по техническим специальностям, и предполагает создание или расчёт некоторого технического устройства или технологии. В виде исключения студенты технических вузов могут выполнять и дипломную работу, если она носит теоретический или экспериментальный характер.

Подготовка дипломного проекта (работы) и предшествующая этому профессионально-ориентированная практика, как заключительный этап обучения, отвечают за формирование у студента навыков самостоятельной работы в профессиональной области. Успешная защита дипломного проекта на заседании Государственной аттестационной комиссии является правовым основанием для присвоения студенту соответствующей квалификации. Исключения составляют лишь ряд медицинских специальностей (лечебное дело, медико-профилактическое дело, педиатрия, стоматология), в которых наряду с успешной защитой требуется успешно окончить интернатуру.

. Дипломные работы в некоторых вузах не являются обязатель-' ной формой УИРС, т. е. в соответствии с требованиями специальности они могут не выполняться, а заменяться государственным экзаменом. В то же время в технических вузах в учебный план в обязательном порядке заложены и подготовка дипломного проекта, и сдача по этому же учебному предмету государственного экзамена.

Выпускающая кафедра назначает преподавателей для научного руководства дипломниками. Они помогают студентам в выборе темы, разработке структуры дипломной работы, определении научного понятийно-терминологического аппарата, разработке плана (программы) проведения дипломного исследования. Тема дипломной работы и научный руководитель утверждаются соответствующей кафедрой, а также советом факультета. Выполнение дипломной работы осуществляется, как правило, за два-три года и может быть представлено в виде ряда этапов:

• подготовка к исследованию;

• проведение исследования;

• анализ и обработка результатов исследования;

• написание, литературное оформление работы;

• защита дипломной работы.

Принципиальное значение имеет подготовительный этап: студенты должны определить актуальность темы, ее значение для науки и необходимость для практики, обосновать правомерность выбора. Затем они формулируют цель исследования, определяют его объект и предмет, выдвигают гипотезу и задачи исследования. После этого необходимо отобрать методы, определить базу и разработать программу исследования.

Подготовленная дипломная работа проходит рецензирование, предварительную апробацию (предварительную защиту) и по решению кафедры допускается к защите. Сама процедура защиты осуществляется в государственной экзаменационной комиссии на открытом заседании.

Иногда материалы дипломной работы внедряются в практику. Это свидетельствует о высоком уровне проведенного студентами исследования и о его научно-практической значимости. Но в своем большинстве дипломные работы не предполагают получение значительных научных достижений. Это объясняется тем, что сроки написания дипломной работы относительно невелики, кроме того, студенты еще не готовы к проведению глубокого научного исследования. Но если при подготовке дипломной работы студенты опираются на свою научную деятельность в кружках или на курсовую работу, их научные возможности расширяются.

Дипломная работа – квалификационная работа выпускника, заключительный этап обучения студентов. Её цели: систематизация и углубление знаний по специальности, применение их для конкретных задач; овладение методикой научного исследования, раз-витие навыков обобщения и анализа результатов, полученных другими исследователями, оценка степени подготовленности выпускника к самостоятельной работе по профилю специальности. Тематика определяется: образовательной программой по специальности (при получении выпускником только основной квалификации) или программой дополни-тельной подготовки (дополнительной квалификации) при присвоении выпускнику допол-нительной квалификации кроме основной.

Дипломная работа должна рассматривать проблему, не получившую достаточного освещения в литературе; содержать элементы научного исследования и выполняться на актуальную тему; быть логически последовательной; содержать убедительную аргумента-цию; завершаться обоснованными рекомендациями и доказательными выводами. Работа может носить практический или опытно-экспериментальный, а в отдельных случаях – теоретический характер. Объём – не менее 30 страниц печатного текста.

Учебная практика студентов предс тавляет возможность реального (практического) приобретения и развития начальных профессиональных навыков, знаний и умений на профильных (по специальности обучения) предприятиях, в лабораториях, учебных производственных мастерских (цехах).

Студенты, благодаря прохождению первой за время обучения учебной практики, получают возможность:

- сопоставить свои ожидания и реалии будущей профессиональной деятельности;

- приобрести знания и начальные навыки, необходимые для освоения общетехнических и специальных дисциплин, будущей специальности и плодотворной работы. Учебная практика призвана:

- создать условия для студентов в их практической работе (деятельности) по приобретению начальных профессиональных навыков, знаний и умений;

- способствовать аналитической работе с тудентов по сопоставлению приобретенных теоретических знаний с практикой конкретного производства;

- способствовать студентам в формировании общего представления о будущей производственной деятельности;

- содействовать процессу развитию интереса студентов к выбранной специальности;

- способствовать усилиям преподавателей в реальной оценке рыночной конъюнктуры и качества предос тавляемых университетом образовательных услуг;

- способствовать выработке и принятию корректирующих воздействий на качество учебного процесса и образовательную деятельность университета.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» в статье 15 отмечается, что профессиональная практика — часть профессиональной подготовки специалистов, которая проводится в соответствующих организациях, являющихся базами практик, и направлена на закрепление знаний, полученных в процессе обучения в организациях образования, приобретение практических навыков и освоение передового опыта. Для проведения практики учреждение образования определяет базы практики и согласовывает с последними программы и календарные сроки прохождения студентами практики.

. Профессиональная практика обучающихся

1. Профессиональная практика обучающихся является составной частью профессиональных учебных программ подготовки специалистов.

Профессиональная практика проводится в соответствующих организациях и направлена на закрепление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков и освоение передового опыта.

2. Виды, сроки и содержание профессиональной практики определяются рабочими учебными программами и рабочими учебными планами.

3. Для проведения профессиональной практики организации образования на договорной основе определяют организации в качестве баз практики, утверждают согласованные с ними программы и календарные графики прохождения практики.

В договорах определяются обязанности и ответственность организаций образования, организаций, являющихся базами практики, и обучающихся.

4. Затраты на профессиональную практику предусматриваются организациями образования и организациями, являющимися базами практики, и определяются заключенными договорами.

5. Договоры с организациями, являющимися базами практики, заключаются на основе типовой формы договора на проведение профессиональной практики обучающихся.

Практика проводится в соответствии с целями практического приложения и закрепления приобретенных теоретических знаний студентами в процессе обучения и преобразования этих знаний в умения и навыки профессиональной деятельности, в практической работе на конкретном рабочем месте и по конкретным направлениям деятельности. Студенты должны проявлять самостоятельность, инициативу, настойчивость и в то же время высокий уровень творческого и креативного подхода, нарабатывать навыки коммуникативного общения в коллективе.

При определении цели, задач, содержания организации профессиональной учтены требования учебного плана информационных специальностей, уровень подготовленности студентов по изученным в вузе дисциплинам, а также возможности реализации программы практики в условиях современной организации информационной технологии.

Таким образом, четкая организация деятельности студентов на практике способствует формированию устойчивого интереса к будущей профессии, приобретению необходимых практических умений и навыков для самостоятельной работы

Университет базируется на двух равнозначных ведущих видах деятельности: образовательной и научной. Статус университета в мире образования и науки определяется пофундаментальности научных исследований.

В современных условиях студенты принимают участие в исследованиях двух типов: учебных и научных. Между ними есть сходства и различия. Общее заключается в том, что по своему характеру оба типа исследований являются научными. Но они играют разную роль в жизнедеятельности вуза, различаются способами организации, отношением студентов, массовостью. Значимость учебных и научных работ определяется глубиной проведенного исследования, весомостью теоретических материалов и практических выводов.

Учебно-исследовательская работа студентов. Предусмотрена учебным планом вуза,

осуществляется преимущественно на старших курсах, носит обязательный характер, оценивается по пятибалльной системе. В вузах приняты следующие формы УИРС:

• курсовые работы;

• дипломные работы;

• УИРС (в отдельных вузах).

Научно-исследовательская работа студентов. В отличие от УИРС этот тип исследованияне имеет обязательного характера, может осуществляться на добровольной основе с I курса. Студенты, занимающиеся научной деятельностью, объединяются в студенческое научное общество (СНО). Это центр и организатор работы со студентами в данном направлении. СНО осуществляет наблюдение и контроль за работой научных формирований, готовит и проводит массовые научные мероприятия - конференции, семинары, олимпиады, научные школы и т. д.

Научное руководство всеми формами НИРС осуществляют преподаватели вузов. Они формируют научные кружки и клубы, определяют их проблематику; отбирают и рецензируют студенческие доклады на научные конференции, семинары, симпозиумы; руководят секциями и дискуссиями; помогают студентам овладеть методами научного исследования, вести эксперимент; готовят сборники научных работ студентов.

Обычно студенты группируются вокруг ведущих преподавателей кафедр начиная с I—II курсов. Они включаются в исследование темы своего руководителя. Так создается научная школа, в которой могут участвовать студенты разных курсов, а также магистранты и аспиранты.

В современном университете функционируют различные формы НИРС: научный кружок; научный клуб;

студенческая научная лаборатория; научные конференции, семинары, симпозиумы; олимпиады по учебным дисциплинам; конкурсы студенческих научных работ; летние научные школы; студенческие конструкторские бюро;

хоздоговорные темы исследований. Наиболее распространенной и стабильной формой является научный кружок по определенному предмету. Кружки создаются по решению кафедры, ими руководят доценты или профессора. В кружок могут входить студенты разных курсов при условии понимания и освоения его проблематики, но задания они выполняют различной сложности. Одни пишут творческие педагогические эссе, другие готовят научные рефераты, третьи осуществляют экспериментальную работу, четвертые делают доклады об итогах научных исследований. Постепенно студенты овладевают различными гранями научного поиска.


Научные исследования способствуют развитию самостоятельности, креативности, аналитического мышления студентов. УИРС и НИРС обладают большими возможностями в формировании творческой личности будущего учителя, любого специалиста. Те студенты, которые постоянно участвуют в различных формах НИРС, затем становятся магистрами и аспирантами, продолжают научные исследования.

Одно из принципиальных отличий вуза от школы состоит в том, что студенты занимаются учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой. Если первая включена в учебный план, носит обязательный для всех студентов характер и оценивается по пятибалльной системе, то вторая является добровольной. Формы УИРС предопределены учебным планом по специальности, формы НИРС довольно разнообразны и определяются соответствующей кафедрой. Содействуя развитию научного потенциала личности студентов, УИРС и НИРС благодаря реальной проблематике одновременно обеспечивают профессиональную направленность подготовки специалистов.

Требования к УИРС и НИРС в условиях университетского образования повышаются, что, в свою очередь, требует от профессорско -преподавательского состава а руководства научными исследованиями студентов и повышения собственного научного потенциала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: