Текст лекции

Когда мне предложили выступить с публичной лекцией, я подумала, что у меня давно была идея рассказать немного о том, что такое миграция сегодня и какой мы её видим или же не видим. Когда я в начале 2000-х годов начинала проводить исследования, посвященные «арабам» во Франции, многие задавали мне вопрос: в чем состоит проблема? Что, собственно говоря, происходит с «арабами» во Франции? Однако в последнее время, года два или три, я замечаю как поменялось отношение к этой теме, и когда я говорю, что начинала свою карьеру с того что занималась исследованиями, связанными с «арабами» во Франции, то мне многие мне говорят: сейчас я тебе расскажу, в чём на самом деле заключается проблема связанная с ними. Многие, особенно после 2005 года, увидели проблему, в обществе появились и укоренились стереотипы, навязанные средствами массовой информации, и некоторые считают, что «владеют» информацией.

Существует множество стереотипов о мигрантах, об «арабах», которые живут в Европе. И сегодня я затрону две темы, которые, как мне кажется актуальными для понимания этого феномена. Первая тема – это изменение профиля мигранта в европейских странах. Когда сегодня мы говорим сегодня о мигрантах в Европе, о ком идет речь? Миграция это же не статичное явление, а находящееся в постоянной динамике. И второй вопрос, который мне часто задают в последнее время, я его не люблю, но о нем стоит сегодня поговорить: станут ли «арабы» «французами»?

Начну с того, что я напомню историю появления этой миграции. В 1960-е годы во Францию начался массовый поток мигрантов из стран Магриба: Франция стала приглашать их для работы на своих предприятиях. Обычно это были жители с деревень из стран Северной Африки и этот поток был достаточно многочисленным. В 1974-м году, когда во Европе начался экономический кризис, французы решили остановить поток мигрантов и закрыли границы с бывшими колониями. К чему это привело? Это привело к тому, что вместо того чтобы уезжать из страны, мигранты всеми силами стремились в ней остаться. Понимая, что выехав из страны, в следующий раз обратно они могут не въехать, многие остались во Франции с временными визами или видами на жительство. С этого момента начался новый массовый приток мигрантов, на этот раз женщин, которые стали приезжать к своим мужьям, чтобы жить вместе с ними, так как те перестали возвращаться, как это было раньше, раз в год-два домой, на родину. Поэтому, то, что сейчас во Франции живет большое количество выходцев из стран Африки – сегодня мы видим уже второе и третье поколение, - является в том числе и результатом закрытия границ в середине 1970х годов. Тогда многие мигранты, вместо того чтобы вернуться домой, остались в стране, потому что считали что возможно у них не будет другого шанса вернуться на заработки. 1990-е годы обозначены притоком мигрантов из стран Восточной Европы, больших потоках из стран Африки южнее Сахары, неубывающими потоками из стран Магриба.

Я пунктиром обозначила то, что происходило в ХХ веке. Начался XXI век, появились новые мигранты. Когда мы говорим об «арабах», о «чёрных» во Франции, необходимо дистанцировать тех, кто живёт в стране протяжении тридцати, сорока, пятидесяти лет и тех, кто приехал недавно. Сегодня речь пойдет о тех, кто приехал в страну за последние десять лет и о том, как изменился профиль мигранта за последние полвека. Как уже отмечалось, первые мигранты были люди из деревень, они практически не говорили по-французски, не знали что такое Франция. Сегодня мы можем говорить о том, что в страну приезжают не самые бедные люди. Бедным людям не на что и некуда ехать, они могут найти кое-какую работу у себя на родине или в соседней африканской стране. Едут в основном те, кто имеет среднее профессиональное образование, то есть люди, которые владеют ремеслом, те у кого есть профессия. Сейчас также наблюдается массовый поток мигрантов, дети так называемого африканского среднего класса и элит. В основном они приезжают учиться и не возвращаются обратно.

Важным отличием сегодняшней миграции во Франции является то, что сегодня в страну устремляются не деревенские жители из стран африканского континента, а городские. Это необходимо отметить, потому что раньше тем мигрантам, которые приезжали в Европу, необходимо было адаптироваться не только к европейской, но и к городской жизни. Человек из маленькой деревни приезжал в большой город, и не понимал, как надо в нем жить. Сегодня мигранты это мигранты городские.

Можно также говорить о феминизации миграции: женщины приезжают не только к своим мужьям, но и чтобы жить и работать самостоятельно. В прошлом году во Франции была опубликована книга Каролин Ибо, посвященная африканским няням. Исследование рассказывает о том, что сегодня африканские няни, это женщины, которые жили в больших африканских городах, но они вынуждены были оставить детей, мужей и переехали жить в Европу, для того чтобы прокормить свою семью. И, сравнивая на страницах книги жизнь в Париже и Бамако, африканки подчеркивают, что Париж ужасно скучный, холодный город, тогда как африканские города динамичные и развивающиеся. Сегодня мигранту из Африки не нужно адаптироваться к городской жизни, он уже ею жил, он вышел из этой среды.

В последние несколько лет, когда бываю во Франции, я провожу исследования не только среди иммигрантов с Северной Африки, но и из стран Африки южнее Сахары. Хочу привести интересные цифры, связанные с этой миграцией: каждый второй, 48,4%,от общего числа приехавших во Францию африканцев из стран Черной Африки, учился или учится в высшем учебном заведении во Франции. Здесь надо уточнить, что он учился, но не обязательно закончил, но каждый второй либо был записан в университет, либо получил диплом о высшем образовании. Интересно и то, что среди тех африканцев, которые изначально приезжают для обучения в университетах, довольно много детей бывших студентов из африканских стран, которые закончили французские университеты в1960-е годы. Как вам известно, когда африканские страны получили независимость, во Франции и в самих новых африканских государствах существовали программы, ориентированные на обучение местных кадров, будущих элит. Для того чтобы построить своими руками новое независимое государство, многие африканцы уезжали учиться в Европу. И в основном все эти студенты возвращались, потому что их ждали на родине, так как африканским государствам нужны были люди, которые имеют образование. Большинство африканцев, учившихся в 1960-1970-е годы во Франции, уехали обратно, и стали частью сформировавшимися в первые годы независимости новой элитой и средним классом.

Новая волна иммигрантов, которую мы сейчас видим во Франции, это как раз дети этой элиты, этого среднего класса, которые приехали учиться по стопам своих родителей. Но в отличие от своих родителей, которые хотели вернуться обратно, хотели строить независимое государство, которых ждали и, когда они возвращались, то были уверены, что у них будет работа. Новое поколение понимает, что, шансов получить то, на что раньше рассчитывали их родители (и что они получили), у них нет. Работа на родине их не ждет, в свои страны они возвращаться не хотят, потому что у них там нет, не только работы, но и перспектив. Те государства, которые некогда строили их родители, во многих случаях не стали тем, какими их хотело видеть то поколение первых студентов. И поэтому сегодня многие молодые люди из Африки, которые, были в своих странах детьми элиты, готовы жертвовать своим социальным статусом, для того чтобы жить в Европе или в Америке.

Кто сегодня мигрант в Европе? Довольно часто это образованный человек, он может иметь среднее, среднетехническое или высшее образование. Это городской житель. Все больше мы видим среди них женщин, едущих на заработки, и мы можем говорить о феминизации миграции. Это студенты, изначально приехавшие для поступления в университеты, но не планирующие по их окончании возвращаться на родину. И многие эти мигранты, кто бы они ни были, дети элиты или приезжающие на заработки женщины, могут годами находиться в иррегулярной ситуации. Все мигранты, каков бы ни был их социальный статус, страна происхождения, цели приезда и уровень образования сталкиваются с проблемой приобретения гражданства или же вида на жительства.

И здесь я бы хотела перейти ко второй теме своей лекции – станут ли «арабы» «французами»? Я не люблю ее обсуждать, во Франции у меня много друзей «арабов», «чёрных», и все они считают себя людьми, принадлежащими французской нации, гражданами Франции. Выросшие в стране дети мигрантов не считают себя мигрантами, и таким образом сами для себя вопрос не формулируют. Потому как быть «французом» означает для всех жителей этой страны быть ее гражданином. Скажем так, в европейских странах это был бы даже не корректный вопрос, потому как в восприятии жителей этой страны, данное понятие определяет принадлежность нации, которая и является основой Французской республики. На мой взгляд, такому пониманию вопроса нации Франция обязана своей системе образования, которая из маленьких детей делает граждан одной нации, граждан одного государства. И когда я разговариваю с детьми мигрантов, приехавшими два, три года назад в страну и посещающими французские школы, многие из них утверждают, что они французы. Они отмечают, что, несомненно, страна их происхождения Мали, Бенин или ещё какая-нибудь откуда они родом, но они все видят себя гражданами Франции. Даже если ребенок мигрантов по документам не является гражданином Франции, то всё равно он не ставит под сомнение свою принадлежность этой стране, и другого варианта для него быть не может. Мне кажется, что это действительно правильная установка в системе образования. Когда ребёнку говорят, что ты являешься частью одной нации, действительно это срабатывает. Даже если в 1980-е годы, я читала много исследований на эту тему, школьники жаловались на расизм в школах, что он происходил не только от учеников, но и от учителей, то сегодня этой проблемы не существует. Сегодня учитель не может каким-то бы то ни было образом выделять и отделять детей по этническому признаку, более того, действия, расцененные учениками как дискриминация по расовым признакам преследуется по закону. И еще здесь стоит отметить, что половина учителей и воспитателей школ в «трудных» кварталах, являются выходцами из иммигрантской среды. Я бы назвала сегодня школу тем самым «плавильным котлом», в котором и формируются граждане страны.

Еще одним таким «плавильным котлом» можно, как это не парадоксально, назвать так называемые «гетто», окраинные мигрантские пригороды. Здесь я сошлюсь на французского социолога Дидье Лапейронни, автора исследования «Городское гетто», который говорит о том, что то самое пресловутое «гетто», которого так боятся у нас в Москве, является своего рода «плавильным котлом», так как именно в этих кварталах «перемалываются» мигранты и выходцы измигрантской среды. Каким образом это происходит? Если у молодого человека есть стремление к тому, чтобы интегрироваться в общество, вырваться из маргинальной среды, то в этом случае исход из «гетто» является для него своеобразным критерием успеха. Для многих этих молодых людей, стремление вырваться из этого маргинального квартала и выход из него означает первый шаг к полноценной интеграции во французское общество. Когда вначале 2000-х я работала над исследованиями в подобных кварталах, по его итогам я выделила три категории молодых людей, которые живут в них или же вышли из этих неблагополучных мест. Первых я называла «граждане окраин» -это те молодые люди, которые считают себя принадлежащими именно этому кварталу, району. Если они и считают себя «французами», то «их Франция» связана, прежде всего, с этой специфической территорией. Вторую категорию я назвала «приспособленцы» - важно быть гражданами страны наравне с другими, но при этом выделить свое этническое происхождение как фактор, отделяющий их от других французов. Для них важно, будучи «как все» иметь свое этническое отличие, и, считая себя гражданами Франции, они не отрицают ни историю своего народа, ни его традиции. И, наконец, третья категория, это «космополиты», те, кто отвергает свою принадлежность к какому-либо району, этничности, религии и ставят на первый план свою индивидуальность. Для них принадлежность к какой бы то ни было стране, обществу, культуре, - это результат выбора, а не нечто унаследованное. Мне кажется, что сегодня моё исследование только подтверждается. Становится всё больше и больше молодых людей, которые проходя через вот это «гетто», через этот район, пытаются из этого вырваться и этот «прорыв» через район и выход из него является для них частью пути их индивидуальной интеграции. Я бы сегодня выделила бы ещё четвёртую категорию, о которой я говорила начале лекции. Это новые мигранты, дети тех людей, которые учились в середине прошлого века во Франции. На мой взгляд, их тоже можно отнести ко второму поколению, потому что они пусть и выросли в другой стране, на другом континенте, но по своей сути они были «белыми» в своих странах, европейцами внутри Африки. Это очень интересное явление. В прошлом году я проводила интервью с дочкой африканских дипломатов, которая живёт в таком окраинном районе. Я с трудом нашла её дом, квартиру, она мне с трудом объясняла, как к ней пройти, так как постоянно переезжает, часто меняет социальное жильё. Она мне объясняла, что это здесь, во Франции, она «чёрная», а там она «белая»: в детстве, в Африке, она жила как все остальные французские дети, тех, кто работал в этой африканской стране. Училась во французской школе, говорила с родителями дома по-французски. Сегодня этих мигрантов, исходя из опыта их прошлой жизни, также можно назвать «вторым поколением». Во Франции у них могут по-разному развиваться судьбы: кто-то становится более успешным, кто-то из них застревает в этих «гетто».

Поскольку моя лекция называется «Миграция как проблема или ресурс», то в заключении я бы хотела вернуться к ее основной теме и все же обозначить, что же в сегодняшней миграции в странах Запада мы можем назвать проблемой, а что ресурсом. Проблемой, на мой взгляд, является то, что все мигранты, о которых я рассказала, и рабочие, и женщины, приезжающие на заработки, и дети африканской элиты, годами могут находиться в иррегулярной ситуации. Многих преследует страх вернуться обратно к себе в страну: разными способами они вырвались из родных мест и боятся возвращаться обратно, потому как многим вновь может не представится возможность приехать во Францию еще раз. Я общалась с людьми, которые по десять-пятнадцать лет жили во Франции, работали, но при этом все годы находились в иррегулярной ситуации. Из года в год они подавали документы на вид на жительство, им отказывали. Некоторые из них, понимая что им скорее всего откажут в получении документов, предпочитали вообще жить без них. Эта ситуация является проблемой, так как это затрудняет их интеграцию во французское общество. Я имею ввиду, прежде всего, интеграцию как равноправных граждан страны. Они не могут рассчитывать на те же социальные блага, что и граждане страны, многие опасаются даже пользоваться медицинской помощью, чтобы не быть «заметными», не имея документов. Эта ситуация влияет на их трудоустройство, так как они не могут официально устроиться на работу и даже имея дипломы, вынуждены перебиваться временными заработками и часто работают не по специальности. Здесь я подхожу ко второй проблеме, которая заключается в том, что многие мигранты, имея профессию, работают на низкоквалифицированной работе. Африканцы приезжают в Европу, имея специальности, которые в Европе уже трудно найти, такие, например, такие как столяр или плотник. Но для того чтобы признать их дипломы, необходимо не только большое количество времени, которым они не располагают, но и вид на жительство, которое предпочитают выдавать тем, кто имеет работу при условии если работодатель готов предоставить необходимые документы. Получается такой замкнутый круг: для работы необходимы документы, для документов – работа, на которую можно устроиться имея подтвержденный диплом. Страна теряет квалифицированных работников, которые находят лишь низкоквалифицированную работу.

Третья проблема, о которой я хотела бы сказать, это то, что миграция происходит посредством учёбы в университетах. Университеты сегодня являются своеобразным мостиком миграции для молодежи. Но при этом многие их не заканчивают, так молодым людям приходится параллельно работать. Обучение бесплатное, но они должны параллельно работать, чтобы хоть как-то обеспечить себе существование в иммиграции. Университеты из года в год принимают таких студентов, но многие из них не доучиваются до конца.

С другой стороны мы можем говорить об иммигрантах как о ресурсе. В страну едет много способных молодых людей. В большинстве своём эти мигранты не имеют ничего общего с теми стереотипами, о которой мы привыкли слышать. Африканских крестьян, не владеющих языком, не знающим городской жизни, становится все меньше среди мигрантов. Для большинства сегодняшних мигрантов не требуется интеграция. Я не люблю понятие интеграция, потому что я не очень понимаю, что под ним понимать сегодняшнем мире. Для этих людей не требуется интеграция в европейское общество, они владеют языком, а городская жизнь, которой они уже жили в Африке похожа на жизнь любого другого города. Но это отдельная тема. Мы сегодня говорим о том, что среди них большой процент людей, имеющих образование, пусть не 48%, но достаточно большой. Эти люди стремятся остаться в стране не только для того чтобы заработать денег, но и чтобы стать ее частью, частью французского общества, что несомненно важно. Наверно я на этой ноте закончу, если есть какие-то опросы, пожалуйста, задавайте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: