double arrow

Понятийный аппарат проектной работы

2.2.1. Проектная работа курса Стратегический менеджмент является прикладным научным исследованием студентов, направленным на решение практической проблемы и изучение возможностей организации для обеспечения ее устойчивых конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе.

2.2.2. Ключевыми словами понятийного аппарата проектной работы являются:

q название (тема) проектной работы,

q объект и цель исследования,

q актуальность исследования,

q достоверность и обоснованность результатов,

q проблема/возможность,

q положения, результаты, выводы и рекомендации,

q практическая ценность (значимость).

2.2.3. Название (тема) проектной работы.

В названии работы должны быть отражены:

- объект и цель исследования,

- проблема/возможность,

- цель, результат изменения (создание, повышение, совершенствование, продвижение и т.д.).

Желательно в названии работы указывать наименование организации (и ее тип), в интересах и на примере которой проводится исследование.

2.2.4. Объект и цель исследования.

Объект исследования – это та часть реального мира, которой занимается слушатель, например, организация «АВС».
По отношению к объекту исследования слушатель должен ответить на вопрос: объект исследования изучался ранее
в данной организации или нет. Например, существует отдел маркетинга в организации, подлежащей исследованию, но изучался ли ранее маркетинг на уровне организации?

Цель исследования – это ожидаемый конечный результат, т.е. полное или частичное устранение выявленной организационной проблемы/ полная или частичная реализация возможности.
К целям обязательно предъявляются SMART – требования
(цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, уместными и т.д.).

2.2.5. Актуальность исследования.

Актуальность исследования в проектной работе определяется ее связью с потребностями организации.

Для доказательства актуальности исследования студенты могут выделить следующие ее аспекты:

q важность проблемы/возможности для эффективного и/или результативного функционирования организации в существующей/перспективной конкурентной среде;

q направленность на решение ключевых проблем и важнейших задач, которые ранее пытались решить иными методами;

q учет различных факторов, ранее не учитываемых, или анализ их влияния в комплексе, приводящих к повышению эффективности и/или результативности организации;

q актуальность может определяться изменением условий функционирования организации и необходимостью ее приспособления к изменяющейся конкурентной среде.

Актуальность является решающим побудительным мотивом исследования и элементом привлечения внимания лиц, принимающих стратегические решения в рассматриваемой организации и заинтересованных в результатах проектной работы.

2.2.6. Достоверность и обоснованность результатов.

Достоверность (достаточная верность) - это доказательство того, что полученный результат не вызывает сомнения, надежен и может быть реализован для названного класса объектов и названных условий. В практике менеджмента ценится любая мысль, проверенная реальностью. Фактически менеджмент базируется на опыте значительного количества менеджеров и проанализированного за достаточно длительный промежуток времени. Однако в данной проектной работе ценится не любая высказанная мысль, а именно обоснованная.
Важна система ее доказательств, путь рассуждений, ведущий
к достижению цели, с опорой на уместные концепции, способы
и методы анализа. Достоверность полученных студентами в проектной работе результатов подтверждается:

q получением совокупной информации об исследуемом объекте, в том числе и путем анализа предшествующих работ в этой области;

q обоснованным выбором исходных данных (положений);

q использованием фундаментальных достижений менеджмента
и обоснованным применением соответствующего (и уже апробированного) методического аппарата.

2.2.7. Проблема/возможность.

Студенты при проведении исследований должны постоянно работать над формулировкой проблемы/возможности, внося необходимые коррективы, чтобы, в конце концов, правильно
и четко их сформулировать. При оценке проектной работы преподавателем, при доказательстве практической значимости основных положений и предложений для организации, в интересах которой выполнялась эта работа, должно быть однозначно сформулировано – зарешение какой конкретной проблемы/возможности студенты получают оценку.

Задача – это несоответствие между желаемым и действительным состоянием организации, имеющее решение, и устранение которого может быть выгодным для организации. Решение должно отвечать новым условиям и новым целям или новым условиям и старым целям организации.

Формулировка решаемой задачи конкретизирует предмет исследования и ожидаемый (требуемый) результат. Она ставится с учетом допущений и ограничений. Формулировки задач делают обычно в форме перечислений, например: «Исходя из указанной цели исследований, основными задачами являются: выявить…, проанализировать…, разработать…, проверить… и т.д.

Проблема отличается от задачи неопределенностью ситуации,
в которой она возникла. Таким образом, проблема - это некое несоответствие (противоречие) между желаемым и действительным состоянием организации, решение для которого еще не найдено.

Прежде чем приступить к анализу проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:

q Может быть, это «вообще не проблема»?

q Может быть, это «уже не проблема»?

q Может быть, это «не ваша проблема»?

q «В чем причины проблемы»?

q Это «проблема ближайшей или отдаленной перспективы»?

«Вообще не проблема» – мнимая проблема, для которой либо
не существует решения (типа «непреодолимое препятствие»
или «симптом»), либо не нужно исследования, чтобы ее решить (задача).

«Уже не проблема» - это проблема решенная, но считающаяся еще не решенной.

«Не ваша проблема» - это проблема вне области вашей компетенции.

Ответ на вопрос «в чем причина проблемы» требует, как правило, исследования.

Наиболее общими и эффективными приемами определения проблемы в менеджменте признаны метод сравнения, системный подход и SWOT–анализ. Метод сравнения предполагает сравнение существующей ситуации с неким образом желаемого будущего для организации, его «видение» исследователем. Системный подход рекомендует очертить границы системы – проблемы, описать проблемную ситуацию.

SWOT- анализ позволяет среди множества проблем выделить те из них, решению которых благоприятствует внешнее окружение, или которые стали уже угрозами для организации.

И, наконец, нужно ответить на вопрос - это «проблема ближайшей или отдаленной перспективы»? Он важен, ибо
в проектной работе курса Стратегический менеджмент рассматриваются стратегические вопросы, требующие значительного времени для разрешения и характеризующиеся высокой степенью риска. В таких случаях уместнее говорить
не о проблеме, а о возможности.

2.2.8. Положения, результаты, выводы и рекомендации.

Положения – это выраженные в виде четких формулировок основные идеи как принятые за основу при постановке исследования, так и вновь выдвигаемые студентами.

Результаты – это такие положения, которые являются итогом исследования и удовлетворяют требованиям практической ценности и достоверности.

Выводы – это совокупность результатов исследования.

Рекомендации – это предложения студентов по использованию полученных результатов или путей дальнейшего решения проблемы/реализации возможности.

2.2.9. Практическая ценность (значимость)

Практическая ценность (значимость) проектной работы определяется наличием практических рекомендаций, широтой области практического приложения, реалистичностью и актуальностью внедрения полученных результатов или масштабами возможного их внедрения, оценкой результативности и экономической эффективности.

Показателями оценки практической ценности могут служить:

q использование или возможность использования конкретных результатов исследования в практической деятельности организации;

q обоснованные выводы и рекомендации;

q разработанные документы по совершенствованию стратегического управления организацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: