МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И ЗАЩИТЕ
ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
Курс «Стратегический менеджмент»
1. ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................
2. КОНТЕКСТ И СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ................................
2.1. ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ...............
2.2. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ.................................
2.3. СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ...........................................................
3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ....................................
4. ЗАЩИТА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ...................................................................
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Методические рекомендации определяют основные требования к разработке, оформлению и защите проектной работы, выполняемой студентами курса Стратегический менеджмент Института Бизнеса и Дизайна.
1.2. Рекомендации призваны помочь студентам курса в выборе темы проектной работы, проведения исследования, оформления и презентации результатов, позволяющих продемонстрировать уровень полученных знаний и навыков, необходимый студентам.
|
|
1.3. Проектная работа курса Стратегический менеджмент предусматривает разработку стратегии (стратегий) для конкретной организации на основании комплексного межфункционального рассмотрения проблем и возможностей управления персоналом, маркетингового управления, управления финансами и управления операциями.
КОНТЕКСТ И СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
2.1.1. В проектной работе студентов должны рассматриваться способы решения стратегических проблем и реализации возможностей организации или ее структурных подразделений. Ожидается, что студенты продемонстрируют умение использовать системный подход в нескольких функциональных областях путем интеграции этих областей в единое целое. Узкоспециализированные темы проектирования (например, только в области управления персоналом, маркетингового управления, управления финансами и управления операциями) не соответствуют требованиям к проектным работам данного курса. Дополнительно в области проектирования могут быть включены связующие процессы менеджмента – коммуникации, принятие решений, процессы карьеры, а также процессы организационного поведения, организационного проектирования и организационного развития.
2.1.2. В проектных работах студенты должны продемонстрировать достигнутый уровень компетентности:
В области управления персоналом:
q знания и навыки эффективного управления людьми
в организациях, владение современными концепциями организационного поведения и управления человеческими ресурсами, знания и навыки планирования человеческих ресурсов, организации кадровой работы, эффективной мотивации персонала, понимание сущности и навыков лидерства, понимание принципов и методов управления конфликтами, умения формировать организационную культуру и осуществлять организационные изменения и организационное развитие.
|
|
q умелое владение современным аналитическим инструментарием менеджмента, методологией системного подхода к деятельности организации, количественными методами в управлении, методами диагностики, анализа
и решения проблем, а также методами принятия решений
и их реализации на практике;
q понимание сущности бизнеса и стратегического управления
в условиях рынка, умение формулировать и опираться на миссию и цели организации, анализировать сильные и слабые стороны организации в конкурентной среде, вырабатывать на основе анализа стратегию организации и варианты ее внедрения;
В области маркетингового управления:
q умение планировать маркетинговые мероприятия в увязке
со стратегией предприятия, а также на оперативном уровне, организовывать маркетинговую деятельность, осуществлять
ее эффективный контроль, обеспечивать рациональное использование ресурсов в сфере маркетинга;
q умения анализа рынка и рыночной конъюнктуры, изучения поведения потребителей, умение оценивать конкурентоспособность товаров, активно использовать ценообразование в конкурентной политике организации, организовывать спрос, продажи, эффективный товарооборот, обеспечивать продвижение товаров на рынок, формирование сетей распределения товаров;
q умения использовать рекламу, средства массовой информации для формирования положительного общественного мнения (имиджа) об организации и ее товарах с целью повышения конкурентоспособности и обеспечения эффективной деятельности.
В области управления финансами:
q владение экономическими методами управления на основе знаний бухгалтерского учета, умение построить и использовать управленческий учет для принятия решений на своем уровне, учитывать и контролировать затраты, умение анализировать данные бухгалтерского и операционного учета, а также отчетности организации, включая чтение баланса организации, для принятия обоснованных управленческих решений.
q знание финансов и владение основами финансового менеджмента, а именно умение определять рациональную структуру пассивов и структуру заемных средств организации, разрабатывать дивидендную политику, определять основные направления расходования средств в интересах предприятия, формировать наилучшую структуру активов, регулировать кассу и динамику финансовых результатов;
q умение формировать и реализовывать инвестиционную политику, осуществлять анализ и выбор инвестиционных проектов, организовывать их претворение в жизнь, знания
и навыки для комплексного оперативного управления оборотными средствами и краткосрочными обязательствами организации, умение оценивать ценовые, маркетинговые, внутрипроизводственные решения с точки зрения их влияния на финансовые результаты деятельности организации;
q понимание механизма функционирования рынка
и экономического поведения производителей и потребителей, умение формировать экономические цели и стратегии организации, оценивать издержки производства
с управленческой точки зрения, увязывать деятельность организации с макро- и микроэкономическими факторами.
В области операционного управления:
q умение анализировать и разрабатывать организационную структуру организации, адекватную стратегии, целям
и задачам, внутренним и внешним условиям ее деятельности, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе делегирования, анализировать и проектировать работы, разрабатывать положения о подразделениях и другие регламентирующие документы;
|
|
q способности разрабатывать системы стратегического, оперативного и текущего контроля, правильно формировать показатели для этого, владеть принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности, применять их на практике.
2.1.4. Области исследования в проектной работе должны опираться на опыт работы студентов на управленческих и исполнительских должностях в период, непосредственно предшествующий разработке проектной работы, а также на выполнении студентами самостоятельных исследовательских проектов и работу с открытыми источниками.
2.1.5. В проектной работе должны быть продемонстрированы:
Прикладной характер работы:
q В работе должна быть рассмотрена конкретная организация;
q Все теоретические модели и инструменты, использованные
в работе, должны быть применены к анализу рассматриваемой проблемы/возможности организации и/или результатам ее решения/реализации;
q Выводы и рекомендации, сделанные в работе, следует формулировать в виде, предполагающем их дальнейшее практическое использование;
q В работе должны быть даны оценки реалистичности рекомендаций и возможных последствий их реализации
для рассматриваемой организации;
q Работа может содержать описание и оценку результатов внедрения данных рекомендаций в практику организации.
Стратегический уровень работы:
q Предметом работы должна быть стратегия конкретной организации, направленная на обеспечение ее конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе;
q В работе должны быть отражены все три этапа стратегического процесса – стратегический анализ, стратегический выбор и реализация стратегии;
q Функциональные стратегии (маркетинговые, финансовые,
и т. д.) могут быть предметом рассмотрения работы лишь
в том случае, если они интегрированы с общей стратегией рассматриваемой организации.
|
|
Стратегическое мышление:
q В работе должны быть отражены контекст, процесс
и содержание стратегии рассматриваемой организации наряду с комплексным характером стратегического мышления;
q В работе должны быть продемонстрированы:
§ новизна содержания, процесса разработки и/или реализации предлагаемой стратегии для рассматриваемой организации;
§ внимание к динамике внешнего окружения, конкурентной ситуации и внутренних изменений
в организации;
§ способность выделять приоритеты и выявлять тенденции;
§ умение выстраивать гипотезы и их доказывать;
§ критичность при выборе и использовании уместных теоретических моделей и инструментов.
Многоаспектность и строгость исследования:
q Строгость исследования должна быть продемонстрирована в логичности изложения на основе сочетания анализа и синтеза, обоснованности выводов и рекомендаций и измеримости результатов;
q Выводы и рекомендации должны интегрально отражать все аспекты исследования, проведенного в работе.
2.1.6. Теоретическая база проектной работы.
Основой для выполнения проектной работы должны быть материалы курса Стратегический менеджмент. Допускается обоснованное использование теоретических моделей и инструментов из других источников. В работе могут быть обоснованы и применены собственные разработки/модели студентов. Все использованные источники должны быть отражены в списке литературы.