Характеристика основ конституционного строя РФ

1) Государственный суверенитет это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свою политику как внутри государства, так и за его пределами в международном общении. Суверенитет государства проявляется в 3 свойствах государственной власти:

- верховенство государственной власти: она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства Конституции и законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

- единство государственной власти: данное свойство выражается в наличие системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения. Механизмы обеспечения:

1) установленная иерархия нормативных актов, то есть большинство действующих органов государственной власти вправе издавать нормативные акты, поэтому каждый акт, который он издает, занимает какую-то ступеньку

2) деятельность уполномоченных органов (президент РФ (право отменять любое решение правительства, приостанавливать акты органов исполнительной власти субъектов), деятельность конституционного суда – функции нормоконтроля, деятельность органов прокуратуры – надзор за соблюдением действующего законодательства, органы юстиции – ведут регистр муниципальных нормативных актов)

3) обеспечение данного свойства государственной власти позволяет сформировать единое правовое пространство в стране.

- независимость государственной власти – означает самостоятельность государства во взаимоотношениях с другими государствами, атрибутами этого являются:

1) независимая внутренняя и внешняя политика

2) наличие собственных вооруженных сил, органов обеспечения безопасности

3) обеспечение целостности и неприкосновенности территории государства

4) обеспечение режима государственной границы и т.д.

Внешним выражение государственного суверенитета является наличие государственной символики: государственный герб, гимн и флаг.

2) Разделение властей.

Одно из главных функций любой Конституции является устройство государственной власти, то есть в создании определенной системы органов государственной власти. Создание такой системы предопределяет, что органы государственной власти действуют не обособленно друг от друга, а обеспечивают эффективность отправления функций государства (сотрудничают друг с другом, взаимодополняют, взаимоконтролируют). Сама государственная власть едина, так как её источником является многонациональный народ России. В пределах своей компетенции законодательные, исполнительные и судебные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом, в том числе контролировать (система сдержек и противовесов – например, срочность полномочий выборных органов, роспуск государственной думы, отставка правительства или отдельного министра, отрешение президента от должности, лишение депутатской неприкосновенности).

Система разделения властей имеет ряд особенностей:

1)президент РФ, являясь главой государственной власти, не входит не в одну из конституционных ветвей государственной власти

2)президент РФ координирует деятельность всех ветвей власти, он наделён конституционными нормами, полномочиями, как в законодательной, так и в исполнительной и судебной сферах

Полномочия президента во взаимоотношениях с законодательной ветвью (законодательные полномочия):
- право законодательной инициативы, выступает с ежегодным посланием к федеральному собранию (он фактически планирует законодательную деятельность парламента на текущий год)

- право вето в отношении принимаемых федеральных законов

- законозаменяющие указы президента

- право роспуска государственной думы в установленных Конституцией случаях и т.д.

Президент и исполнительная власть:

- Президент оказывает решающее влияние на формирование правительства РФ, роль государственной думы минимальна.

- Он определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Термин система охватывает виды федеральных органов исполнительной власти, а термин структура означает их количественный состав, вхождение одних органов в структуру других органов. Система – это федеральные министерства, службы и агентства (например, в состав МВД входит федеральная миграционная служба) Все определяет президент своим указом.

- Президент вправе отправить правительство в отставку, возможна отставка отдельных министров (основания Конституцией не обозначены).

- Назначает своими указами большую часть судейского корпуса

- Предлагает кандидатуры судей высших судов для назначения их Советом Федерации

- Право помилования и т.д.

В России существует особая президентская власть, которая имеет как самостоятельные полномочия, так и прерогативы в законодательной, исполнительной и судебной сферах. В некоторых решениях конституционного суда уже использован данный термин – президентская власть.

3) учитывая федеративную природу Российского государства, государственная власть подразделяется так же на уровни: федеральный уровень, субъектов РФ (субъектовый уровень власти). При этом на уровне субъектов РФ так же должен быть реализован принцип разделения властей.

4) применительно к судебной власти: субъекты РФ могут формировать самостоятельно только свои конституционные (уставные) суды. В данном случае все вопросы, касающиеся финансирования этих судов, оплаты труда судей, ложатся на бюджет субъекта федераций.

5) мировые судьи по закону признаются судьями субъектов РФ; их назначение не выходит за рамки субъекта РФ. Информационное, материальное, организационное обеспечение их деятельности возлагается на бюджет РФ, их численность зависит от населения, проживающего в муниципальных образованиях субъекта (мировой судья = 15 000 чел). Вместе с тем, оплата труда мировых судей осуществляется из федерального бюджета. Все иные суды, действующие на территории субъекта, имеют федеральное подчинение.

6) В РФ действуют так же государственные органы с особым статусом, они не входят ни в одну из 3 конституционных ветвей власти, но создаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами и по своему статусу являются независимыми органами государственной власти:

- прокуратура (надзор за исполнением действующего законодательства)

- Центробанк России (защита и обеспечение устойчивости российского рубля)

- счетная палата РФ (контроль за целевым расходованием государственных бюджетных средств)

- центральная избирательная комиссия (организация и проведение избирательных и референдумных компаний в России)

3) Народовластие.

Ст. 3 Конституции даёт понятие народного суверенитета. В современной России выделяется следующие формы демократии:

- представительная демократия – это осуществление народом власти через выборных народных представителей, которые принимают решения, выражающие волю, кого они представляют (весь народ, население субъекта РФ, население муниципального образования). Понятие императивный и свободный депутатский мандат выборного лица.

Императивный мандат - возможность отзыва выборного лица избирателями (то есть, предусмотрен механизм), его программа состоит из наказов избирателей, обязан регулярно отчитываться перед своими избирателями (на муниципальном уровне).

Свободный депутатский мандат – лицо не может быть отозвано избирателями, отсутствует понятие «регулярные отчеты», нет обязательного требования реализовывать свою предвыборную программу. Свободный депутатский мандат на федеральном и субъектовом уровне.

- непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа, её выражениями являются выборы и референдумы. В условиях доминирования в России пропорциональной избирательной системы, мнение народа, выраженное на выборах, преломляется через интересы соответствующих политических партий.

- иные, в том числе косвенные формы демократии – некоторые из них обозначены в законодательстве о местном самоуправлении, некоторые вытекают из общих принципов конституционного права, положение федеральных законов (проведение и участие в публичных массовых мероприятиях, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования – люди стоят с транспарантами, в которых написаны требования к власти, право на обращение – заявления, жалобы, ходатайства, предложения, независимые СМИ, институт присяжных заседателей и т.д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: