Конституция различает понятия «пересмотр» и «внесение поправок». «Пересмотром» является изменение положений глав 1, 2 и 9; «Внесение поправок» возможно в главы 3-8.
Инициатива пересмотра и внесения поправок может принадлежать Президенту, Госдуме, Правительству, законодательным органам субъектов, группе численностью не менее 1/5 членов совета федерации или 1/5 депутатов Госдумы. Процедура пересмотра состоит из следующих стадий:
1. Инициатива о пересмотре должна быть поддержана 3/5 от общего числа членов совета федерации и депутатов Госдумы.
2. Если такое решение в Федеральном собрании принято, то созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное собрание вправе принять одно из двух решений:
– подтвердить неизменность действующей конституции;
- разработать проект новой конституции.
4. Если конституционное собрание разрабатывает новую конституцию, то она может быть принята 2 путями:
- квалифицированным большинством в 2/3 от общего числа членов конституционного собрания;
- вынесение проекта на референдум.
Внесение конституционных поправок. Этапы:
1. Рассмотрение Госдумой закона о поправке в трех чтениях. Одобрение этой поправки (не менее 2/3).
2. Одобрение поправки Советом Федерации (не менее 3/4).
3. Данный закон публикуется и направляется в законодательный орган субъектов РФ, которые обязаны в течении 1 года рассмотреть его и проголосовать.
4. После того как, не менее чем 2/3 законодательных органов субъектов РФ, одобрят данный закон, он направляется Президенту для подписания и официального опубликования.
Внесение изменений в статью 65 Конституции РФ. (Про Субъекты РФ, количество, наименования и т.д)
Особый порядок внесения изменений предусмотрен для ст. 65 Конституции. Это особые изменения. НЕ ПОПРАВКИ!
- возможность изменения наименования субъекта (Процедура: 1. Сам субъект принимает решение об изменении наименования. Общее правило - через референдум; 2. Результаты референдума доносятся до Президента и он своим указом вносит новое наименование в ст. 65 Конституции. Такое право Президенту предоставил Конституционный суд.)
- изменение субъектного состава России. По каждому объединительному процессу принимается федеральный конституционный закон. Специальной статьей в нем указывается необходимость внесения изменений в ст. 65 Конституции.