Принцип федерализма

Россия – это федерация.

Федерация – это сложное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определённой политической самостоятельностью, в основе которого лежит единый государственно-правовой акт – федеральная Конституция, закрепляющая правовой статус самой федерации и её субъектов, определяющая их предметы ведения и полномочий.

Признаки РФ:

1)субъекты РФ представляют собой ограниченно правоспособные государственные образования, обладающие в той или иной мере признаками государственности: территория РФ состоит из территорий её субъектов (ст. 5).

2)Любые действия, связанные с этой территорией, возможны только с согласия субъекта, его органов и граждан

3)Наличие подвластного населения (это проявляется на выборах и референдумах, проводимых на территории субъекта) – то есть только население этого субъекта дает ответ на вопрос, кто будет избран или принимает решение, которое вынесено на референдум

4)Своя правовая система – Конституция, законы, иные НПА, но при это должно быть соблюдено единственно правового пространства в масштабе государства

5)Наличие органов публичной власти – законодательные органы избираются, с учетом федерального требования: не менее чем на 50% по пропорциональной системе (в выборах участвуют общефедеральные партии, местные и региональные партии на выборах запрещены)

6)Органы исполнительной власти формируются при решающем участии президента

7)Лишь некоторые судебные органы являются судами субъекта РФ (мировые судьи, уставные конституционные суды)

8)Налоги и сборы (федеральные налоги, налоги и сборы субъектов, муниципальные налоги)

9)У субъектов отсутствует суверенитет в общепринятом государственном его понимании, они не имеют права выхода из состава федерации, не могут иметь своим вооруженные формирования и т.д.

В России федерация имеет конституционную форму, то есть все важнейшие вопросы федеративных отношений урегулированы в тексте Конституции. В РФ создана особая палата парламента, которая является органом представительства (равного представительства) всех субъектов РФ – Совет Федерации.

Характеристики России: федерация нетипичная, то есть отклоняется от классических образцов, до сих пор много вопросов относительно статуса субъектов, относительно возможностей федерального уровня власти (двигаемся к унитарии), наша федерация смешанного типа (территориальные + национально-территориальные образования), федерация ассиметричная – де факто, а в некоторых случаях и де юро присутствуют различия в статусе субъектов (ст.5 ч.4, ч.2 ст.5), сложносоставные субъекты, наличие городов со столичными функциями

7)Россия – правовое государство.

Идея данного принципа имеет многовековую историю, она уходит корнями в античное государство, философская основа сформулирована Эммануилом Кантом. Главное в идее – это связанность государства правом, что гарантирует предсказуемость и надёжность действий государства, подчинение государства правом. Правовое государство само ограничивает себя действующими правовыми нормами, им подчиняются все и государственные органы, и должностные лица, и рядовые граждане. Верховенство права часто отождествляется с понятием верховенство закона. В РФ в настоящем данный принцип скорее декларируется. Типичные проблемы:

1)проблема коррупции – часто гос и муниципальные чиновники злоупотребляют служебным положением, своими должностными обязанностями, нарушают действующее законодательство, трактуют некоторые нормы в угоду целесообразности.

2)Проблема обеспечения всех перед законом и судом - в России существует проблема правовых иммунитетов, то есть особых порядков привлечения к ответственности отдельных категорий граждан в силу занимаемого ими должностного или служебного положения (особы порядок привлечения депутатов, неприкосновенность депутатов гос думы)

3)Издержки регионального, ведомственного и местного законодательства, его противоречивость по отношению к федеральному законодательству, законам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: