Общение (англ. communication, от лат. communis – участвовать, разделять) – деятельность по передаче информации через обмен мыслями, сообщениями или информацией посредством устной / письменной речи, графических образов, сигналов или поведения.
Функции (цели) общения:
1. контактная – установление связи, поддержание взаимодействия и сотрудничества между участниками общения;
2. информационная – передача информации от источника к получателю;
3. побудительная – стимуляция деятельности участников общения;
4. координационная – согласование действий в совместной деятельности;
5. перцептивная – восприятие и познание участников общения;
6. эмотивная – обмен эмоциями.
Речь (англ. speech, discourse) – "исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка" [1, С. 474]. Как средство выражения мыслей людей в процессе общения, речь является основным механизмом мышления.
Язык (англ. language) – система знаков для соотнесения содержания понятий с их типовым звучанием (вокализацией) и / или написанием, применяемая для обмена информацией.
Использование речи имеет два аспекта – порождение и понимание.
Рис. 4.5. Речь и речевые процессы
Функции речи:
· коммуникативная – интегральная, обобщающая функция речи в передаче информации между людьми;
· мнемическая – с помощью речи информация переводится в кратковременную и долговременную память;
· интеллектуальная – речь является средством мышления;
· регулятивная – речь участвует в регуляции психических процессов, поведения и деятельности;
· экспрессивная – речь отражает отношение человека к событиям действительности, выражает оценку этих событий и собственное эмоциональное состояние;
· сигнификативная – слова как символы реальных объектов являются "вторыми" сигналами, в отличие от "первых", т.е. стимулов ощущений и восприятий;
· психодиагностическая – особенности речи позволяют оценивать психические состояния, свойствах и процессы человека;
· психотерапевтическая – речь может использоваться как инструмент психологического влияния и самовлияния.